Презентация, доклад по литературе на тему И.А.Крылов..Слово о баснописце. Басни Обоз и Лягушки, просящие царя и их историческая основа.

Содержание

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Агеевская средняя школа»№3
Учитель: Белова Татьяна Валентиновна


Открытый урок по литературе в 8 классе Тема урока «И.А. Крылов .. Слово о баснописце. Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Агеевская средняя школа»№3 Учитель: Белова Татьяна Валентиновна Открытый урок по литературе в 8

Слайд 2Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Слайд 3Цель урока : продолжение знакомства с биографией и творчеством И.А.Крылова, с

баснями «Лягушки, просящие царя», «Обоз», выявление проблематики, идейно-художественного своеобразия жанра, исторической основы и морали басен; углубление предметных знаний о жанре басни
Цель урока :   продолжение знакомства с биографией и творчеством И.А.Крылова, с баснями «Лягушки, просящие царя»,

Слайд 4
Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх

того историческое происхождение.

Н. В. Гоголь

Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Н. В. Гоголь

Слайд 5Памятник Крылову в Летнем саду

Памятник Крылову в Летнем саду

Слайд 6Герои басен Крылова

Герои басен Крылова

Слайд 7Герои басен Крылова

Герои басен Крылова

Слайд 8Герои басен Крылова

Герои басен Крылова

Слайд 9В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков,

И.И. Хемницер
В России басни также писали  М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков,      В.И. Майков,

Слайд 101.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.
1.Что такое БАСНЯ?           Басня – это краткий

Слайд 11МОРАЛЬ басни     Басня  начинается  или  заканчивается   моралью -выводом,  где  объясняется   смысл  басни. Мораль – это не только нравоучение, это высшая

категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
МОРАЛЬ басни     Басня  начинается  или  заканчивается   моралью -выводом,  где  объясняется   смысл  басни. Мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения

Слайд 12В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне,

тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».
В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря

Слайд 13«Обоз», 1812г.


 О  чем  рассказывает  басня
 «Обоз»?
Какую  картину  она

 рисует?
 В  каких  строчках  заключена  
мораль  басни?
- В  каких  жизненных
 ситуациях  можно  
использовать  слова  этого
вывода?
-  Какие  русские  пословицы  и
 поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью?
 - Что  такое  аллегория
 в  басне?
«Обоз», 1812г.  О  чем  рассказывает  басня  «Обоз»? Какую  картину  она  рисует? В  каких  строчках  заключена  мораль  басни? -

Слайд 14Вывод:

И. А. Крылов оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность

его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. Обвиняет адмирала Чичагова, который пропустил Наполеона через реку Березину. Композиция басен предельно сжата, динамична. Крылов – блестящий мастер диалога.


«Обоз», 1812г.

Вывод: И. А. Крылов оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны

Слайд 15– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?
Лягушки, просящие царя

Проблема отношений государственной власти

и народа

- Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?Лягушки, просящие царяПроблема отношений государственной власти и народа   - Журавль

Слайд 16– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек?


Лягушки, просящие царя

Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт

– За что были наказаны лягушки?

Голос с неба советует им молчать и смириться: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек? Лягушки, просящие царяЛягушки были наказаны за

Слайд 17Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки

сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным, попросили себе царя

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Лягушки, просящие царя

Вывод:

Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в

Слайд 18Рефлексия.
Теория литературы. Проверь себя!

- Что такое басня?
Басня – короткий

иносказательный рассказ с нравоучением чаще в стихотворной форме.
- Что такое народность?
Народность – это отображение жизни народа в литературе.
- Что такое историзм?
Историзм – это отображение характерных черт действительности в литературе.

Рефлексия. Теория литературы. Проверь себя!- Что такое басня? Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением чаще в

Слайд 19Задание на самоподготовку:

Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз»,

«Лягушки, просящие Царя».
Дополнительно для желающих в ответ включить басню «Бритвы».
А. С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта» (прочитать отрывки на стр. 89 – 98).
Собрать материал по новой теме.

Задание на самоподготовку:Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз», «Лягушки, просящие Царя». Дополнительно для желающих

Слайд 21«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только

всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
В какой басне звучат эти слова?

Ворона и Лисица

Викторина

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце

Слайд 22У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и

дом»?

У Муравья
У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? У Муравья

Слайд 23Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл
да

косолапый Мишка
Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка

Слайд 24Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей

глупости. Что это за предмет?

Сыр

Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? Сыр

Слайд 25За кем по улицам «толпа зевак ходила»?


за Слоном

За кем по улицам «толпа зевак ходила»?

Слайд 26Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?
Волк

Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? Волк

Слайд 27
Какой предмет героиня одной из басен
«с полдюжины себе достала»?











Очки

Какой предмет героиня одной из басен «с полдюжины себе достала»? Очки

Слайд 28Кукушка и Петух
Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь

греха»?
Кукушка и ПетухПерсонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?

Слайд 29 Кто кому говорит:
"Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам

посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?

Осел и Соловей

 Кто кому говорит:

Слайд 30Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название: «Как смеешь ты,

наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё моё
с песком и илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву!»

Волк и Ягнёнок

Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:  «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое

Слайд 31Героине какой басни адресованы слова:
«Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль

на себя, кума, оборотиться?»

Зеркало и Обезьяна

Героине какой басни адресованы слова:«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Зеркало и

Слайд 32Почему «Воз и ныне там»?
Потому что «…в товарищах согласья нет»

Почему «Воз и ныне там»? Потому что «…в товарищах согласья нет»

Слайд 33Героиня какой басни «наелась желудей
досыта, до отвала» и почему ее

назвали
«неблагодарной»?

Свинья под дубом

Героиня какой басни «наелась желудей досыта, до отвала» и почему ее назвали «неблагодарной»?Свинья под дубом

Слайд 34В какой басне сосед убежал
«скорей без памяти домой -
И с

той поры к Демьяну ни ногой»?

Демьянова уха

В какой басне сосед убежал «скорей без памяти домой -И с той поры к Демьяну ни ногой»?

Слайд 35Кто посмеялся над чужой бедой и за это поплатился свободой?
Голубь

Кто посмеялся над чужой бедой и за это поплатился свободой? Голубь

Слайд 36Из какой басни слова: «Хоть видит око, да глаз неймет», -

и что они обозначают?
Из какой басни слова: «Хоть видит око, да глаз неймет», - и что они обозначают?

Слайд 37 В какой басне героиня предлагала помощь:
«… как

я ни мала кажусь,
А, может быть, подчас тебе и пригожусь», - и чем дело кончилось?

Лев и Мышь

В какой басне героиня предлагала помощь: «… как я ни мала кажусь,А, может быть,

Слайд 38Какая басня начинается словами:
«Хватается за то иной, В чем он совсем не

годен.
А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

Скворец

Какая басня начинается словами:«Хватается за то иной, В чем он совсем не годен.А мой совет такой: Берись

Слайд 39Какая певунья осталась зимой без приюта?
Стрекоза

Какая певунья осталась зимой без приюта?Стрекоза

Слайд 40
Из какой басни слова:
Бессильному не смейся И слабого

обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги. Так слишком на свою ты силу не надейся!

Лев и Комар

Из какой басни слова:  Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят

Слайд 41Использованные материалы

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе.

8 класс. – М. : Вако, 2005.
Лебедев Н. М. Гений русской басни. – Вышний Волочёк: «Ирида - прос», 2009.
Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2012.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
 
Интернет-ресурсы:
http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru
http://kostyor.ru
 

Использованные материалыЗолотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть