Слайд 1
Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века.
«Маленький человек»:
тип или личность?
Выполнила: Овчинникова Оксана,
ученица 10 класса
Руководитель: Бакумова С.Н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 287
Санкт - Петербург
2015
Введение.
Данная работа посвящена исследованию термина «маленький человек».
Слайд 3 Актуальность и новизна исследования.
Тема «маленького человека»
не новая в русской литературе.
Много писателей обращали
внимание читателя на роль личности
в истории. Этот вопрос, на самом деле,
очень важен. Ведь в истории
часто встречались моменты, когда
один человек пытался изменить
многое. На фоне всего мира одна
личность – это действительно мало.
Но что если этого достаточно?
Может ли один человек
что-то сделать?
Цель исследования.
Показать весь трагизм судьбы «маленького человека» на примере произведений авторов 19 века.
Выявить авторскую и собственную позиции к данной проблеме.
Задачи.
1. Рассмотреть определение понятия «маленький человек». Историю его возникновения и появления в русской классике.
2. Выявить основные проблемы «маленького человека» в произведениях некоторых писателей 19 века, с точки зрения современного читателя.
3.Исходя из собранного материала попытаться проследить эволюцию темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.
Слайд 6...Все это насквозь пропитано
запахом «шинели»
Акакия Акакиевича. (Н. Г. Чернышевский)
«Все
мы вышли из «Шинели»
Гоголя» Ф.М. Достоевский
Весь мир против
меня: Как я велик!
… М.Ю.Лермонтов
.
«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
Ф. М. Достоевский.
Слайд 7КАКАЯ МЕЧТА БЫЛА У «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» ?
Слайд 8 Определение «маленького человека».
Маленький человек-
тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.
Маленький человек- это человек
не высокого социального положения
и происхождения, не одаренный
выдающимися способностями, не
отличающийся силой характера,
но при этом добрый, никому не
делающий зла, безобидный.
Слайд 9История появления в русской литературе.
Тема «маленького человека»
является одной из сквозных
тем
русской литературы, к которой
постоянно обращались писатели
19 века. Первым ее затронул
А. С. Пушкин в повести
«Станционный смотритель».
Продолжателями этой темы
стали Н. В. Гоголь,
Ф. М. Достоевский,
А.П. Чехов и многие другие.
Слайд 10«Маленький человек» в литературе:
*беззащитный,
*бесправный,
*бедный,
*униженный, но он доброжелательный,
*трудолюбивый,
*ответственный,
*забывает обиды (Самсон Вырин спивается
с горя, Евгений сходит с ума, капитан Копейкин уезжает ни с чем, мужик довольствуется рюмкой водки, Акакий Акакиевич умирает, Беликов всего боится и умирает, Мармеладов спивается, Раскольников убивает; Сатин, Актер и Клещ оказываются на дне).
Слайд 11Определение понятий «тип» и «личность».
Тип (греч. typos - образец) – художественный
образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды , общественной группы, национальности и т.д.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.
Личность – человек как носитель каких – н. свойств, лицо.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Слайд 12
В 1830 году Пушкин написал пять
повестей, объединенных общим
названием и
общим рассказчиком, -
«Повести Белкина». Из них самой
трогательной и одновременно самой
печальной является, как мне кажется,
повесть «Станционный смотритель».
В ней поэт впервые вывел на страницы
русской литературы «маленького
человека» - Самсона Вырина.
Пушкин очень точно
охарактеризовал его социальное
положение – «сущий мученик
четырнадцатого класса».
Слайд 13Почему Пушкин и Гоголь подняли эту проблему?
Понимание мира обездоленных людей.
Милосердие к
«маленькому человеку».
Желание достучаться до каждого человека.
Попытка изменить отношение к «маленькому человеку».
Слайд 14
Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель».Гоголь в повести
характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Слайд 15Тему «маленького человека»
продолжил Ф. М. Достоевский,
очень точно сказавший о
себе
и о своих современниках:
«Все мы вышли из «Шинели»
Гоголя». Действительно,
главными героями почти всех его
произведений были «маленькие люди»,
«униженные и оскорбленными».
Но, в отличие от героя Гоголя,
герои Достоевского способны
открыто протестовать. Они не
смиряются с ужасной
действительностью; они
способны сказать горькую
правду о себе и об
окружающем их обществе.
« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;
г. Достоевский – по преимуществу психологический.
Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
В.Н. Майков. Литературная критика.
Слайд 17
Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими
тональными вибрациями.»
В.В. Виноградов.
Слайд 18Тематические черты
«маленького человека»
в образе Макара Девушкина.
1. Низкое, бедственное, подчиненное
социальное положение.
2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитость личности.
4. Острота жизненных переживаний.
5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.
Слайд 19Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека».
Его герой окружен «двойниками».
Он не изолирован
от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
Слайд 20
Произведения русских
писателей заставляют нас
мучительно размышлять о
смысле человеческой жизни,
о предназначении человека.
Вместе с их героями мы
учимся уважать человеческую
личность, сострадать ее боли
и сопереживать ее духовным
исканиям.
Слайд 21Вывод.
Маленький человек в произведениях русской литературы
эволюционирует — меняется вместе с авторами.
Гоголь смеется над своими героями, над тем, как они жалки. Достоевский заставляет нас плакать, сострадать, искренне сочувствовать. Он учит нас по-настоящему ценить все то светлое, радостное и доброе, что есть в жизни каждого человека.
Не бывает маленьких людей, все живут и переживают, чувствуют и страдают одинаково…
Каждый человек – личность.