Псевдоним М.Е.Салтыкова –Щедрина –Николай Щедрин.
Публицист, критик, писатель – сатирик, пришедший в русскую литературу, чтобы сказать своё веское слово.
Писатель много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице – Робеспьером»
Салтыков – Щедрин – человек необычайной работоспособности. Работа для него - непреодолимая потребность
«Не давайте окаменеть …сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего»- говорил Щедрин, обращаясь с горячим приветом к молодым читателям России
Мать М.Е.Салтыкова – Щедрина, урождённая Забелина Ольга Михайловна, была властной и расчётливой помещицей. В округе её называли «кулак – баба»
Крепостное гнездо Салтыковых – прообраз крепостнической России
Родные писателя стали прототипами многих его сатирических персонажей
1836 – 1838гг -учёба в Московском дворянском институте
1838-1844гг -учёба в Царскосельском лицее
«Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных…Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний»,-вспоминал Салтыков об учёбе в лицее
Но тем не менее лицеисты жили напряжённой духовной жизнью: читали запрещённые книги, слушали пламенные речи Белинского, спорили о будущем России. Знакомство с социалистом – утопистом М.В.Петрашевским переросло в дружбу.
М.Е.Салтыков- Щедрин. Фото 1850-х годов
Вятка. Дом, в котором жил М.Е.Салтыков - Щедрин
Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях дореформенной и пореформенной России. Тема распада «дворянского гнезда», её физического и морального разложения определила сюжет и композицию произведения
В чём причина вымирания Головлёвых?
Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, запой, хищничество, пустословие
2.Объясните значение слова «господа»
Господин – хозяин положения
3. Кого из героев романа можно отнести к господам?
4. Как вы понимаете смысл заглавия «Господа Головлёвы»?
Заглавие романа воспринимается не буквально. Это господа, постепенно перестающие быть хозяевами положения
5. Найдите и зачитайте описания природы. Какое настроение создаёт «щедринский пейзаж»?
Автор наводит читателя на мысль о страшной несправедливости, царящей в жизни. За картинами унылой природы угадывается образ обездоленной русской деревни, где «всё говорит об угнетении», о тяжёлом положении народа…
Салтыков – Щедрин хотел сказать «о необратимых последствиях, к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны»
6. С какой целью автор избрал жанр семейной хроники?
Автор показывает, как происходит постепенное разложение и вымирание помещичьего рода. Этому способствует избранный писателем жанр семейной хроники. Писатель превращает семейную хронику Головлёвых в социально – психологический роман
2. Почему Порфирий получил прозвище Иудушки?
3. Как формировался характер Иудушки? Как он выражает родственные чувства?
4. Где служил Порфирий Головлёв?
Около 30-ти лет он прослужил чиновником в одном из департаментов столицы. Он постиг все тайны интриг, научился разбираться в людях, использовать их «слабые струнки» в своих корыстных целях.
5.Какие художественные приёмы раскрытия образа героя использует автор?
Авторская характеристика, главный жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных ситуациях, предсмертное просветление и смерть
Как портрет, так и речь –важнейшие средства сатирического заострения образа
Использует сравнения:
«Слова бесконечно тянулись одно за другим. Как густая слюна»
«Гной какой-то просачивался через разглагольствования Иудушки»
«Не простое пустословие это было, а язва смердящая, которая непрестанно точила из себя гной»
Совсем иным – не фигляром, не пустословом, не лицемером, рисуется Порфирий Головлёв в последних сценах. Автор даже перестаёт называть его Иудушкой, подчёркивая, как меняется он сам и окружающая атмосфера: «В доме водворилось глубокое, сосредоточенное молчание»
Образ Иудушки – лицемера – стяжателя, предателя и пустослова – крайнее выражение пошлости и низости, до каких может скатиться человек. Этот образ огромной обобщающей силы. Автор заставляет читателей ненавидеть, презирать своего героя и одновременно не забывать, что зло в человеке не бывает безнаказанным. Самое страшное - запоздалое пробуждение совести, когда уже ничего нельзя исправить
Сказочный жанр привлёк внимание Салтыкова- Щедрина.
Ещё в 1869году он написал три сказки:
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Дикий помещик»
«Пропала совесть»
У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу»
В 80-е гг 19 века Салтыков – Щедрин за короткий период создал книгу сказок(около 30)
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста»
Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая…направленная против общественного и политического нашего устройства»
Многие сказки так и не появились в печати при жизни автора.
2. Народ и господствующие классы
(«Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»)
3.Народ и буржуазная обывательская интеллигенция
(«Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась –идеалист», «Вяленая вобла»)
Ирония
- отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается
Сарказм
- едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии
Литота
- это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления
Вопросы:
Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»?
Какие советы даёт своему сыну старый пискарь?
Как связаны у Щедрина разные повествовательные планы: исторический, конкретно – бытовой, фантастический?
Какова жизненная позиция пискаря?
Итог жизни пискаря? Какие мысли «посещают» его перед смертью?
Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделённую обывательскими качествами?
Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал своё презрение всем тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков – Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбёшке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.
Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
2. Как же жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?
(Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут»)
3. Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?
(Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя самосохранения, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пискарей». Процесс «вяления», омертвения и оподления душ показывает сатирик.)
Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, «жить», ни о чём не думая, не заглядывая в будущее
( «Кровопролитиев»-вот что нужно.Судьба Топтыгина1- «погорел на ерунде, хоть потом всё погромил – был отчислен.
Топтыгин2-распоясался, всё уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной.
Топтыгин3 выбрал золотую середину, ничего не делал, но и его «постигла участь всх пушных зверей»
Политический смысл сказки был понятен современникам писателя.(Сказка была написана спустя три года после убийства Александра 2). По требованию цензуры произведение Салтыкова – Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки»
Будучи писателем – сатириком, Щедрин создал в сказках множество типических образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользовался эзоповой манерой письма(«эзопов язык»), прибегал к заострению образов с помощью гипербол, гротеска, иронии.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть