Слайд 1
Михаил Евграфович
Салтыков – Щедрин
(1826 – 1889)
«История одного города»
Работа учителя русского
языка и литературы
МАОУ «СОШ №8» г.Шарыпово Красноярский край
Зуевой Надежды Алексеевны
Слайд 2Родился 15 января 1826 года в имении родителей – селе Спас
– Угол Тверской губернии. Михаил получил очень хорошее домашнее образование, не смотря на то, что имении Салтыковых находилось в глухом месте. В 10 лет мальчика приняли пансионером в Московский дворянский институт, после двухлетнего обучения в котором его перевели в Царскосельский лицей. Творческий воздух этого заведения оказал свое влияние и на Михаила Салтыкова, который начинает писать стихи.
Слайд 3Родители Салтыкова - Щедрина
Отец писателя из древнего дворянского рода, а мать
из купеческой семьи. Все наблюдения, полученные молодым Салтыковым в родовом имении своего отца в самый разгар крепостного права, легли в основу многих его произведений.
Слайд 4После окончания лицея начал службу чиновника в канцелярии Военного министерства. Столкнувшись
с жестокостью армейской службы, равносильной, а иногда и превосходившей жестокость помещиков-крепостников, он делает вывод, что везде “долг, везде принуждение, вежде скука и ложь”. Ему интересна совершенно другая жизнь. Кругом его общения становятся литераторы, ученые, философы, военные, которых объединяет антикрепостническое настроение.
Слайд 5
В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 он был выслан
в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти Салтыкова-Щедрина в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.
Слайд 6"История одного города" - образец политической сатиры. В этом произведении автор
подвергает решительной критике основы самодержавного строя, разоблачает деспотичных представителей власти, выражает протест против смирения, покорности, пассивности и трусости.
Слайд 7Брудастый, Дементий Варламович. "Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое
особливое устройство, за что и прозван был "Органчиком".
Слайд 8Ряд глуповских градоначальников открывает Брудастый, в голове которого вместо мозга действует
органный механизм, наигрывающий всего две фразы: "Разорю" и "Не потерплю". Эти слова-окрики стали своеобразными лозунгами, символами многолетнего запугивания и усмирения крестьян, существовавшего в России, когда власть при помощи жестоких расправ и насилия восстанавливала "порядок". В органчике Брудастого Салтыков-Щедрин отобразил всю упрощенность административного руководства, которая вытекала из самой природы самодержавия как деспотичного узурпаторского режима.
Слайд 9Прыщ, майор, Иван Пантелеич.
Символом пустоты и ничтожности власти является Прыщ
- градоначальник с фаршированной головой. Поясняя этот образ, как и в целом необычный характер повествования в "Истории одного города", автор писал: "... Градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей. Это даже не смех, а трагическое положение".
Слайд 10
Угрюм-Бурчеев
Угрюм-Бурчеев — фигура не только комическая, но и страшная. "Он
был ужасен" — эта фраза дважды повторяется в начале главы, посвященной всевластному идиоту. Обитателям города Глу-пова внешность и действия Угрюм-Бурчеева вселяли только одно чувство: "всеобщий панический страх".
Слайд 11Угрюм-Бурчеев — это монументальный гротескно-сатирический образ, представляющий собой сочетание самых отвратительных,
враждебных человеку качеств. Это человекоподобный истукан "с каким-то деревянным лицом", который "всякое естество в себе победил", для которого характерно "умственное окаменение". Это "со всех сторон, наглухо закупоренное существо", которому чужды любые "естественные проявления человеческой природы" и которое действует "с регулярностью самого отчетливого механизма".
Слайд 12«История одного города» - в сущности, сатирическая история русского общества», -
писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители – злобные, жестокие куклы: цель их – уничтожение всего мыслящего.
Фамилии – клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градоначальники олицетворяют самодержавие и произвол
Слайд 13 "История одного города" — история угнетения народа и решительное осуждение безропотного
смирения, которое и сделало возможным существование насквозь прогнившего реакционного строя.
Слайд 14В "Истории одного города" великий сатирик показал, что призраку государства служат
главным образом люди ограниченные, и служение это приводит к тому, что они лишаются всяких индивидуальных черт и становятся если не бездушными рабами, то полными идиотами.
Слайд 15Нетрудно заметить, что градоначальники, изображенные Салтыковым-Щедриным, несут в своих образах намек
на тех или иных царей или министров. Однако они не являются лишь олицетворением русской правящей верхушки. Замысел автора был гораздо шире. Он стремился разоблачить саму систему самодержавия. Градоначальники внешне значительно отличаются друг от друга, но одно характерно для для них всех - все их действия по сути своей направлены против народа.