Презентация, доклад по литературе Использование лексических изобразительно-выразительных средств в тексте. И. Бунин Ковыль

Иван Бунин «Ковыль» IЧто шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею, Смутно травы шепчутся сухие, - Сладкий сон их нарушает ветер. Опускаясь низко над полями, По курганам, по могилам сонным.

Слайд 1Использование лексических изобразительно-выразительных средств языка в тексте
Л.М. Даниленко, учитель русского

языка и литературы
МКОУ «Новопокровская ООШ»
Кемеровской обл.
Тяжинского района
Использование лексических изобразительно-выразительных средств языка в тексте Л.М. Даниленко, учитель русского языка и литературыМКОУ «Новопокровская ООШ»Кемеровской обл.Тяжинского

Слайд 2Иван Бунин «Ковыль»

I
Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь

перед зарею, Смутно травы шепчутся сухие, - Сладкий сон их нарушает ветер. Опускаясь низко над полями, По курганам, по могилам сонным. Нависает в темных балках сумрак. Бледный день над сумраком забрезжил, И рассвет ненастный задымился... Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею, Серой мглой подернулися балки... Или это ратный стан белеет? Или снова веет вольный ветер Над глубоко спящими полками? Не ковыль ли, старый и сонливый, Он качает, клонит и качает, Вежи половецкие колышет И бежит-звенит старинной былью?




II Ненастный день. Дорога прихотливо Уходит вдаль. Кругом все степь да степь. Шумит трава дремотно и лениво. Немых могил сторожевая цепь Среди хлебов загадочно синеет, Кричат орлы, пустынный ветер веет В задумчивых, тоскующих полях. Да день от туч кочующих темнеет. А путь бежит… не тот ли это шлях, Где Игоря обозы проходили На синий Дон? Не в этих ли местах В глухую ночь в яругах волки выли, А днем орлы на медленных крылах Его в степи безбрежной провожали И клектом псов на кости созывали, Грозя ему великою бедой? - Гей, отзовись, степной орел седой! Ответь мне, ветер буйный и тоскливый! …Безмолвна степь. Один ковыль сонливый Шуршит, склоняясь ровной чередой…
1894 год
Иван Бунин «Ковыль» IЧто шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею,

Слайд 3 Бунин рисует нам картину русской природы, непревзойденную красоту русской степи

и поля. Для этого он использует такой приём, как АЛЛИТЕРАЦИЯ.

Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

Автор употребляет ряд слов, благодаря которым можно услышать шелест степного ковыля, например, «ночь», «шумит», «шепчутся», «нарушает», «колышет». Подобное сочетание шипящих согласных позволяет создать уникальный звукообраз.
Бунин рисует нам  картину русской природы, непревзойденную красоту русской степи и поля. Для этого он использует

Слайд 4 Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета

или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы.

Художественные эпитеты: «тёмные балки», «степь безбрежная»; постоянные эпитеты: «сладкий сон», «вольный ветер», «ветер буйный», «степной орёл седой».

Эпитеты указывают на связь данного стихотворения с древнерусской литературой и устным народным творчеством.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы

Слайд 5 Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами

живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

«Травы шепчутся», «шумит трава дремотно и лениво», «дорога уходит», «день темнеет».

Олицетворения наделяют природу способностью к самовыражению, подобно живому человеку.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить

Слайд 6 Анафора – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз

или строф.
Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле?
Или это ратный стан белеет? Или снова веет вольный ветер…

Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею…
Смутно травы шепчутся сухие, - Сладкий сон их нарушает ветер. Или снова веет вольный ветер Над глубоко спящими полками?

Повтор служит для усиления выразительности, подчёркивает значимость образа степи.
Анафора – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.Что шумит-звенит перед зарею? Что

Слайд 7 Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей

особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.

«Нависает в тёмных балках сумрак», «холодеет ночь перед зарёю», «что колышет ветер…»

Постановка глагола перед существительным (сказуемого перед подлежащим) усиливает внимание на предметах, показывает их важность, значимость для создания образа предрассветного часа в степи.
Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в

Слайд 8 Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления

другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются.

Немых могил сторожевая цепь Среди хлебов загадочно синеет…
Один ковыль сонливый Шуршит, склоняясь ровной чередой…

Метафоры создают зримость, осязаемость образов природы.




Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое

Слайд 9 Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не

ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. 

… не тот ли это шлях, Где Игоря обозы проходили На синий Дон?
Или это ратный стан белеет? Или снова веет вольный ветер
Риторические вопросы активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию.


Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности

Слайд 10Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть