Презентация, доклад по литературе Герой нашего времени

Содержание

Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова...Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нём просто,

Слайд 1Романтические и реалистические начала в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Романтические и реалистические начала в романе М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени»

Слайд 2Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом

рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова...
Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нём просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно...

Белинский В.Г.
Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою

Слайд 3«Роман Лермонтова – самое загадочное произведение русской классической литературы»
Герой нашего времени

классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в тоже время глубок и непостижимо загадочен.




«Роман Лермонтова – самое загадочное произведение русской классической литературы»Герой нашего времени классически прост, доступен каждому, даже самому

Слайд 4«Роман Лермонтова – самое загадочное произведение русской классической литературы»
Что такое образ

Печорина?
Национальный ли тип или привнесённый с Запада?
Ограничивается ли его значение короткой переходной эпохой – 30-х гг. XIX века?
Или он сохраняет своё влияние на литературу и жизнь следующих поколений?
Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в этом образе?
А само произведение – самобытное или подражательное?
Каким художественным стилем и методом написан роман – школы романтизма или реализма?
Да и роман ли это: можно ли так назвать собрание повестей?..




«Роман Лермонтова – самое загадочное произведение русской классической литературы»Что такое образ Печорина?Национальный ли тип или привнесённый с

Слайд 5Спор о художественном методе романа
Дурылин, Гинзбург, Мануйлов
Фохт, Соколов
Григорьян, Казарин
Удодов, Архипов, Карташова
Маркович,

Уманская
Спор о художественном методе романаДурылин, Гинзбург, МануйловФохт, СоколовГригорьян, КазаринУдодов, Архипов, КарташоваМаркович, Уманская

Слайд 6Спор о художественном методе романа Мануйлов и Удодов
В конце 30-х годов XIX

века романтизм для русской литературы - пройденный этап
Если бы «Герой нашего времени» был романтическим произведением, этот роман не был бы новаторским и значительным
Смысл, место, метод и стиль «Героя нашего времени» можно правильно понять только в контексте реального историко-литературного процесса
Попытки отделить «неистовый романтизм» от романтизма вообще несостоятельны.

Взгляд на романтизм как на «что-то, что художнику нужно «преодолевать» устарел
Лермонтов один из первых пришёл к глубокому новаторскому воссоединению двух противостоящих тенденций в развитии романа.
Действительность и идеал – равно необходимые компоненты произведения искусства – романтического и реалистического
Возможен органический синтез романтизма и реализма, дающий своеобразнейшие «сплавы» этих мощных творческих методов




Спор о художественном методе романа Мануйлов и УдодовВ конце 30-х годов XIX века романтизм для русской литературы

Слайд 7Происхождение образа Печорина
Зарождение реалистического метода
Задача создать образ героя своего времени
Множество предшественников

Печорина в мировой и русской литературе
С начала XIX века всё чаще стал появляться тип «странного», а затем и «лишнего» человека
Реальная и реалистическая природа образа «странного человека»

Творчество Лермонтова и его роман «Герой нашего времени» нельзя рассматривать в отрыве от тех процессов, которые происходили в русской и мировой литературе в конце 1830 – начале 1840-х гг.




Происхождение образа ПечоринаЗарождение реалистического методаЗадача создать образ героя своего времениМножество предшественников Печорина в мировой и русской литературеС

Слайд 8Происхождение образа Печорина
Григорий Александрович Печорин впервые появляется в романе «Княгиня Лиговская»

(1836)
Печорин – образ странного человека
Печорин – реалист и прагматик, Красинский – романтик-мечтатель
Лермонтов не достиг определенности отношения к своим основным героям
Роман был незавершен
В «Герое нашего времени» (1837-1839) Лермонтов вновь обращается к образу Печорина
В Печорине автор соединил лучшие качества двух главных героев «Княгини Лиговской», а худшие – в Грушницком




Происхождение образа ПечоринаГригорий Александрович Печорин впервые появляется в романе «Княгиня Лиговская» (1836)Печорин – образ странного человекаПечорин –

Слайд 9Образ Печорина в системе образов
Главная цель - раскрыть центральный персонаж





Второстепенные персонажи,

несмотря на это, имеют самостоятельное значение




Образ Печорина в системе образовГлавная цель - раскрыть центральный персонажВторостепенные персонажи, несмотря на это, имеют самостоятельное значение

Слайд 10«Бэла»: романтическая история – прозаический язык
Традиционная романтическая тема приобретает здесь правдивый,

реалистический характер
В образах героев – сплав обычной внешней повседневности с внутренней
исключительностью
Бэла, Казбич, Азамат – сложные,
противоречивые характеры
Их гармония со средой основывается на силе
обычаев, а не на развитом самосознании
Образам горцев во многом противостоит глубоко реалистический в своей основе художественный тип Максима Максимыча




«Бэла»: романтическая история – прозаический языкТрадиционная романтическая тема приобретает здесь правдивый, реалистический характерВ образах героев – сплав

Слайд 11«Тамань» - кульминация в столкновении двух стихий романа
Удодов
«Тамань» – своего рода

кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма
Стремление свести всё к реализму приводит к прямому искажению самых поэтических моментов
Постоянное колебание между «реальным» и заключённым в его глубинах «идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани»

Мануйлов
Всё в «Тамани» объясняется и развязывается самым прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным несколько романтически
Остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть во всей книге
Каждому движению героя, каждому поступку соответствует бытовая, реалистическая мотивировка




«Тамань» - кульминация в столкновении двух стихий романаУдодов«Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа:

Слайд 12«Княжна Мери» - наиболее реалистичная часть романа
Печорин раскрывает в своём дневнике

не только свои мысли и настроения, но и духовный мир и душевный облик тех, с кем ему приходится встречаться
Вернер поражает «странным сплетением противоположных наклонностей»
Грушницкий – тип романтика не по внутреннему складу, а по следованию за модой
Мери – светская девушка, не лишенная духовных запросов, настроенная несколько романтически




«Княжна Мери» - наиболее реалистичная часть романаПечорин раскрывает в своём дневнике не только свои мысли и настроения,

Слайд 13«Фаталист» - взлёт «реалистической романтики»
В повести ощутим «реализм исключительного»
Писатель наделяет Вулича

внешней и внутренней исключительностью, воспроизводя один из реально-жизненных романтических характеров
Лермонтов рассматривает проблему
свободы и необходимости многогран-
но, не сводя её к теме рока
«Фаталист» служит итогом
нравственно-философских исканий героя, а с ним
и автора




«Фаталист» - взлёт  «реалистической романтики»В повести ощутим «реализм исключительного»Писатель наделяет Вулича внешней и внутренней исключительностью, воспроизводя

Слайд 14Жанр, стиль, композиция
«Герой нашего времени» был выходом за приделы малых жанров

– по пути к объединяющему их жанру романа
Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия

Все прежние романы видят только физические явления человеческой природы, другие видят только её духовность. Надо соединить оба рода в одном.
Е. А.Баратынский




Жанр, стиль, композиция«Герой нашего времени» был выходом за приделы малых жанров – по пути к объединяющему их

Слайд 15Жанр, стиль, композиция
Мануйлов
Стиль романа вобрал в себя многие элементы, характерные для

романтизма, но в новом качестве, и стиль романа – реалистический
«Герой нашего времени» был реалистическим и подлинно новаторским в пору становления реализма

Удодов
В романе соединены оба жанра: романтизм и реализм
Сплав методов настолько взаимопроникающ и в этом смысле равноправен, что в итоге даёт особый, романтико-реалистический метод
«Герой нашего времени» создан в эпоху, когда романтизм и реализм наиболее тесно взаимодействовали




Жанр, стиль, композицияМануйловСтиль романа вобрал в себя многие элементы, характерные для романтизма, но в новом качестве, и

Слайд 16Жанр, стиль, композиция
Романтический бунтарски-индивидуалистический протест Печорина против всего современного уклада общества

и межчеловеческих отношений получает своё трезво реалистическое ограничение
Точность, простоту прозы романтизма Лермонтов соединил с живописностью, эмоциональной насыщенностью лучших образов романтизма
Композиция романа не линейная, а концентрическая




Жанр, стиль, композицияРомантический бунтарски-индивидуалистический протест Печорина против всего современного уклада общества и межчеловеческих отношений получает своё трезво

Слайд 17 Художественное единство романа
Пока классицизм и романтизм воевали… возрастало более и более

нечто сильное, могучее; оно прошло между ними, и они не узнали властителя по царственному виду его; оно оперлось одним локтем на классиков, другим на романтиков и стало выше их, - как власть имущее; признало и тех и других и отреклось от них обоих… Мечтательный романтизм стал ненавидеть новое направление за его реализм.
Герцен

Необычайная уравновешенность гармоничность стиля «Героя нашего времени», сочетание в нём простоты и сложности, прозы и поэзии, разговорной живости и литературной правильности дали в совокупности тот неповторимый, не тускнеющий от времени стиль, о котором Н.В. Гоголь сказал так проникновенно: «Никто не писал у нас такой правильной, такой прекрасной , такой благоуханной прозой».




Художественное единство романаПока классицизм и романтизм воевали… возрастало более и более нечто сильное, могучее; оно прошло между

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть