Слайд 2 ТРАГЕДИЯ ЖИЗНИ ПЕЧОРИНА И ЕГО ПОКОЛЕНИЯ . ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА
«В
… напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
Быть или не быть?
Достойно ли смириться под
ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье?
«В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
«В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
Слайд 3
Эпизод –
Микросюжет.
Микротема.
Слайд 4«ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»
Эпизод- небольшая часть литературного произведения (романа, пьесы, повести), играющая в
развитии фабулы определенную структурную роль. Это могут быть поступки персонажей, небольшие происшествия или крупное событие, дающее новое направление фабуле. В больших произведениях фабула строится на сцеплении ряда эпизодов, в небольших — она может основываться на одном отдельном эпизоде.
Слайд 5
Анализ эпизода – это осмысление следующих аспектов:
идейно-тематическое содержание
своеобразие художественной формы,
выяснение
связей данной части произведения с другими
Трёхчастная композиция
Слайд 61.
Повесть «Фаталист» является заключительной главой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени». Если хронологически выстроить повествование о жизни Печорина, то эта глава должна быть предпоследней. Почему автор использует такой композиционный приём? Как он помогает раскрытию характера героя?
Слайд 7ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…
Фаталист - человек, верящий в неотвратимость судьбы, предопределение
Слайд 8
Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под
редакцией Д. Н. Ушакова).
Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Слайд 91.1.
Предопределены ли высшей божественной волей назначение человека и нравственные законы его
жизни, или человек сам, своими руками, своим разумом, поступками, свободной волей определяет их и следует им?
Слайд 10В ЧЁМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ГЛАВЫ?
Главный «треугольник» повести – Вулич – Печорин
– Судьба.
Тема – вера или неверие в предопределенность жизни человека. Отсюда и название – «Фаталист».
Слайд 11СООТНЕСИТЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЭПИЗОДАМИ ГЛАВЫ «ФАТАЛИСТ»
Слайд 12СООТНЕСИТЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЭПИЗОДАМИ ГЛАВЫ «ФАТАЛИСТ»
Слайд 13ПОЧЕМУ В ПОВЕСТИ ГЛАВНОЕ ЛИЦО НЕ ПЕЧОРИН?
Вулич «имел вид существа
особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».
Загадочная, неординарная личность, Вулич привлекает внимание Печорина. Оппозиция Вулич-Печорин в центре повести.
Слайд 14ЧЕМ ПРИВЛЕКАЕТ ОБРАЗ ВУЛИЧА?
Он был родом серб, как видно было из
его имени.
Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.
Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.
Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство.
Слайд 15В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ПЕЧОРИНА И ВУЛИЧА?
В раздумьях о жизни, стремление разобраться
– глубокое отличие Печорина от Вулича.
Вулич- игрок, для него вся жизнь-игра.
У Печорина – азарт действия, он не находит себе достойного дела, и в этом драма его жизни.
Два противоположных мышления, взгляда на жизнь.
Оправдан ли риск, которому подвергают себя герои повести?
Слайд 16РОЛЬ ДЕТАЛИ
«Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись
у майора С. Очень долго; разговор, против обыкновения, был занимателен».
Слайд 17КАКОВА РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В НОВЕЛЛЕ? КАК ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПЕЧОРИНА ЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ?
Я возвращался
домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо, с своими бесчисленными жителями, на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!...
Слайд 18РОЛЬ ПЕЙЗАЖА
Пейзаж играет важную роль. Он является средством психологической характеристики
героя :
передаёт душевное состояние,
показывает, что Печорин умеет видеть и воспринимать прекрасное,
раскрывает философские размышления героя : от созерцания вечернего неба к мысли о «людях премудрых» с их наивной верой в небесные силы, затем думы о своём поколении, воспоминание о прожитых годах.
Переход одной мысли в другую ,их связь и развитие, сам «психический процесс» - одно из художественных открытий писателя. Образные средства языка и детали помогают ……
Слайд 196.1
Вывод: Глава не случайно завершает роман. В ней дано объяснение жизненных
принципов П. его поступков. В размышлениях о судьбе своего поколения он выражает мысль о предназначении человека: жизнь пуста, когда нет служения высоким целям и идеалам, борьбы во благо людей. А без этого ,по мнению П., невозможно и личное счастье
Слайд 20
Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель
Вулича?
Ищет ли Вулич смерти?
Слайд 22ПОРТРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ КАЗАКА
Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить
преступника. Никто, однако, не отважился броситься первым. Я подошел к окну и посмотрел в щель ставня: бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет; окровавленная шашка лежала возле него. Выразительные глаза его страшно вращались кругом; порою он вздрагивал и хватал себя за голову, как будто неясно припоминая вчерашнее. Я не прочел большой решимости в этом беспокойном взгляде и сказал майору, что напрасно он не велит выломать дверь и броситься туда казакам, потому что лучше это сделать теперь, нежели после, когда он совсем опомнится.
Слайд 23
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности
проявляются в сцене захвата пьяного казака?
Слайд 24
…подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.
— Погодите, — сказал я майору, я его
возьму живого.
Велев есаулу завести с ним разговор и поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить, и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось.
— Ах ты окаянный! — кричал есаул. — что ты, над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? — Он стал стучать в дверь изо всей силы, я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, — и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем.
Слайд 25ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…
Печорин не только не убеждается в существовании предопределения, а,
наоборот, приходит к мысли, что человек «всегда смелее идет вперед, когда не знает, что его ожидает»
Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума»: их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха»
То, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом».
Слайд 26
К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
Докажите,
что глава «Фаталист» — это философское произведение.
Слайд 27ПОЧЕМУ ИМЕННО ГЛАВА «ФАТАЛИСТ» ЗАВЕРШАЕТ ПОВЕСТВОВАНИЕ О ПЕЧОРИНЕ?
Повесть "Фаталист" выполняет роль
финала тем, что подводит итог личности и поведению героя, открывая в нем такие черты мужества и активности, которые имеют уже не только интимный, но и общественный смысл". Такое композиционное положение и преимущественно философская проблематика как бы ставят главу в особое положение, что и служит основанием для ее выделения и обособления.
Слайд 28
Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его
исповедь, его размышления о самом себе и своих поступках. Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума»: их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха». Им остается тратить свою жизнь на развлечения, пьянство, это жизнь без смысла и высоких идей. И то, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом». Это «лишние люди», в этом их трагедия, а эпизод, где Печорин играет со смертью, доказывает это.
Слайд 296.3
Здесь П. даётся возможность испытать судьбу ещё раз, и он направляет
лучшие свои духовные и физические силы, показывает свои достоинства.
Повесть подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина.
Слайд 30Е. Н. МИХАЙЛОВА:
«Лермонтов как бы говорит своей новеллой: никто не может
решить окончательно, существует предопределение или нет, поскольку всегда остается место для случайности, для субъективных «промахов мысли» при объяснении явлений; но даже если предопределение и существует (к чему склоняет пример судьбы Вулича), то и в таком случае человеку остается одно — действовать, испытывать судьбу.
Действие, борьба — вот последний вывод Лермонтова из проблемы рока»