Слайд 1Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»
Урок литературы в 11 классе
Слайд 2Биография
Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и
Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман).
Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка. Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством.
Слайд 3Биография
По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического
факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.).
В апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник - "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) - своего рода расчет с прошлым.
Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. - время создания книги "Сестра моя - жизнь" (вышла из печати в 1922 г.).
Слайд 4Биография
Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После
завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).
В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: "Аппелесова черта" (1918), "Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924).
Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке". Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на "литературный трон".
В книга 1932 г. вышла лирики Пастернака "Второе рождение".
Слайд 5Биография
Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог
отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.
1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.
Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т 1.М.: Просвещение. 1999. С. 171
Слайд 6Главная книга
Борис Пастернак
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Слайд 7Замысел романа
«Доктор Живаго»
«Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака,
исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был по разным причинам вынужден оставлять эту работу неоконченной. За это время во всем мире, и в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками.
Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени. На страницах писем и рукописей, исписанных четким, одухотворенно летящим почерком Пастернака, постоянно упоминается работа над прозой.
Слайд 8Предпосылки романа
В 1915 – 1917 годах, одновременно с первыми книгами своих
стихотворений, Пастернак написал несколько новелл, из которых была напечатана только «Апеллесова черта». Вскоре автор перестал считать удачной не только эту новеллу, но и её манеру, замысел, подчиненный тогдашнему пониманию задач искусства. Эти мысли высказаны им в короткой повести «Письма из Тулы».
Новые взгляды Пастернак стремился воплотить в начатом тогда же романе. Посылая его отделанное начало (примерно пятую часть) редактору и критику В. Полонскому, он писал:
«Вот история этой вещи. До 17 года у меня был путь – внешне общий со всеми; но роковое своеобразие загоняло меня в тупик, и я раньше других, и пока, кажется, я единственно, – осознал с болезненностью тот тупик, в который эта наша эра оригинальности в кавычках заводит… И я решил круто повернуть. Я решил, что буду писать, как пишут письма, не по-современному, раскрывая читателю все, что думаю и думаю ему сказать, воздерживаясь от технических эффектов, фабрикуемых вне его поля зрения и подаваемых ему в готовом виде, гипнотически и т. д. Я таким образом решил дематерьялизовать прозу…»
Так появилась известная повесть «Детство Люверс».
Слайд 9История создания
До начала тридцатых годов Пастернак время от времени упоминает о
продолжении и развитии сюжетных линий романа.
Появляются прозаические (1922 год), а затем – стихотворные главы романа «Спекторский».
Трагические события в истории страны – коллективизация, надвигающийся террор – и происходившая на этом фоне личная семейная драма требовали перелома и в отношении к себе, своей работе. Пастернак пишет итогово-биографическую «Охранную грамоту» (1931 год).
Замысел работы о судьбах поколения после пятилетнего перерыва приобретает новые черты:
«А я, хотя и поздно, взялся за ум. Ничего из того, что я написал, не существует. Тот мир прекратился, и этому новому мне нечего показать. Было бы плохо, если бы я этого не понимал. Но, по счастью, я жив, глаза у меня открыты…Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими», – читаем в письме к отцу 25 декабря 1934 года.
Слайд 10История создания
После вынужденной поездки в Париж на Конгресс писателей в защиту
культуры летом 1935 года заболел и поехал в Болшевский санаторий.
К осени тридцать пятого года Пастернак вернулся домой и мог возобновить работу над романом, который, судя по уцелевшим листам, сложенным как обложка рукописи, мог быть, в частности, назван «Записки Патрикия Живульта». Несколько разрозненных фрагментов этой работы были напечатаны тогда же в «Литературной газете», «Огоньке», журнале «30 дней».
В целом же начало прозы 1936 года случайно сохранилось в бумагах журнала «Знамя» и было опубликовано лишь в 1980 году в «Новом мире».
В конце тридцатых годов Пастернак зарабатывал переводами.
Тем не менее он исподволь, урывками продолжал писать роман.
Слайд 11История создания
Осенью 1939 года Пастернак бегло упоминает продолжение прозы, говоря о
своих рабочих планах в записке к Лидии Корнеевне Чуковской.
В первую же военную зиму рукописи Пастернака сгорели при пожаре. Он о них не жалел.
Закончив несколько крупных переводных работ, он с конца 1945 года пишет прозу. Сменив несколько названий: «Мальчики и девочки», «Свеча горела», – роман к осени 1946 года был назван «Доктор Живаго».
Чтения первых глав в знакомых домах начались с осени 1946 года. Летом 1948-го четыре части, первоначально составлявшие первую книгу, были перепечатаны на машинке, и десять авторских копий обошли широкий круг, пересылались по почте в разные адреса, постепенно зачитывались до неразличимости. Автор получал спектр откликов – от похвал до порицания, от развернутых отзывов до беглых извещений. Такова была минимальная по плотности атмосфера, в которой он мог продолжать свою работу, слыша и учитывая отзвук.
Слайд 12Завершение работы над романом
В четвертом номере «Знамени» за 1954 год появилось
10 стихотворений Юрия Живаго со вступительной заметкой:
«Б. Пастернак. Стихи из романа в прозе „Доктор Живаго“. Роман предположительно будет дописан летом. Он охватывает время от 1903 до 1929 года, с эпилогом, относящимся к Великой Отечественной войне.
Герой – Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 году.
После него остаются записки и среди других бумаг написанные в молодые годы отделанные стихи, часть которых здесь предлагается и которые во всей совокупности составляют последнюю, заключительную главу романа. Автор».
Ранней весной 1956 года Пастернак дал полную рукопись романа в редакции журналов «Новый мир», «Знамя», а потом и в издательство «Художественная литература».
Слайд 13Издание романа
Издание романа в Советском Союзе стало невозможным вследствие позиции, занятой
руководством Союза писателей. Она отразилась в коллективном письме членов редколлегии «Нового мира», подписанном А. Агаповым, Б. Лавреневым, К. Фединым, К. Симоновым и А. Кривицким, и определила отечественную судьбу Книги на 32 года вперед.
В Италии же тем временем перевод был успешно сделан, и, несмотря на то что А. Сурков специально ездил в Милан, чтобы от имени Пастернака забрать рукопись для доработки, Фельтринелли 15 ноября 1957 года выпустил книгу в свет. Вскоре им были выпущены два русских издания, обеспечившие ему авторское право во всем мире, кроме СССР. К концу 1958 года роман был издан на всех европейских языках.
В кругах московской интеллигенции «Доктор Живаго», несмотря на запреты и изъятия, был достаточно известен, целое поколение выросло и сформировалось с глубоким внутренним учетом его текста.
В начале 1988 года «Доктор Живаго» вышел в «Новом мире».
Слайд 14Роман в электронной библиотеке
[Библиотека «Вехи»]
ПЕРВАЯ КНИГА
Часть первая. ПЯТИЧАСОВОЙ
СКОРЫЙ
Часть вторая. ДЕВОЧКА ИЗ ДРУГОГО КРУГА
Часть третья. ЕЛКА У СВЕНТИЦКИХ
Часть четвертая. НАЗРЕВШИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ
Часть пятая. ПРОЩАНЬЕ СО СТАРЫМ
Часть шестая. МОСКОВСКОЕ СТАНОВИЩЕ
Часть седьмая. В ДОРОГЕ
ВТОРАЯ КНИГА
Часть восьмая. ПРИЕЗД
Часть девятая. ВАРЫКИНО
Часть десятая. НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ
Часть одиннадцатая. ЛЕСНОЕ ВОИНСТВО
Часть двенадцатая. РЯБИНА В САХАРЕ
Часть тринадцатая. ПРОТИВ ДОМА С ФИГУРАМИ
Часть четырнадцатая. ОПЯТЬ В ВАРЫКИНЕ
Часть пятнадцатая. ОКОНЧАНИЕ
Часть шестнадцатая. ЭПИЛОГ
Часть семнадцатая. СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО
Слайд 15Роман в кино
Название: Доктор Живаго
Год выхода: 2006
Жанр: Драма
Режиссер:
Александр Прошкин
В ролях: Андрей Панин, Сергей Гармаш, Олег Меньшиков, Владимир Ильин, Олег Янковский, Чулпан Хаматова, Кирилл Пирогов
Сюжет: Глубокая личная драма Юрия Живаго разворачивается на фоне социальных и исторических потрясений начала прошлого века. Все мечты и желания его поколения были сметены бурей войн и Революции. Растерянность Юрия перед крушением привычной жизни начинает сказываться на его отношении к работе и семье. В поисках почвы, Юрий соглашается покинуть Москву и отправиться пережить переходный период в бывшее семейное имение за Уралом. Это решение становится судьбоносным для всей семьи Живаго.
Продолжительность: 8:19
Слайд 17Материалы к творческим работам
Интеллигенция и революция в романе «Доктор Живаго».
Художественное своеобразие
романа «Доктор Живаго».
Анализ сцены из романа «Доктор Живаго» (Лариса у гроба Юрия Живаго).
Слайд 18Ресурсы
http://www.vehi.net/pasternak/
http://pasternak.niv.ru/
http://bookz.ru/authors/pasternak-boris/borpastern01/1-borpastern01.htm