Презентация, доклад по литературе для 11 класса Анна Ахматова

Содержание

«Многим»:Я – голос ваш, жар вашего дыханьяЯ – отраженье вашего лица.Напрасных крыл напрасны трепетанья, -Ведь всё равно я с вами до конца…

Слайд 1Анна Ахматова
1889 - 1966

Анна Ахматова1889 - 1966

Слайд 2«Многим»:


Я – голос ваш, жар вашего дыханья
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных

крыл напрасны трепетанья, -
Ведь всё равно я с вами до конца…

«Многим»:Я – голос ваш, жар вашего дыханьяЯ – отраженье вашего лица.Напрасных крыл напрасны трепетанья, -Ведь всё равно

Слайд 3Акмеизм (акме – вершина)
- Литературное направление,
появившееся как альтернатива
символизма в 1911 году;
-

основатели - Н.Гумилёв, С.Городецкий
(«Цех поэтов»);
- чёткость, краткость, реалистичность, точность и значимость детали.
Акмеизм (акме – вершина)- Литературное направление,появившееся как альтернативасимволизма в 1911 году;- основатели - Н.Гумилёв, С.Городецкий(«Цех поэтов»);- чёткость,

Слайд 4Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер

осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой".
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."
Сероглазый король Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал,Муж мой,

Слайд 5Сжала руки под тёмной вуалью…

Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты

сегодня бледна?«
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.«
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".  
Сжала руки под тёмной вуалью…Сжала руки под тёмной вуалью...

Слайд 6



Семья
Горенко

Семья Горенко

Слайд 7Аня Горенко
Детство до 16 лет – в Царском
Селе, любовь к поэзии

и музыке – от
матери.
Обыкновенная провинциальная
барышня:

«делала всё, что полагалось в то
время благовоспитанной барышне.
Умела сложить по форме руки,
сделать реверанс, учтиво и
коротко ответить по-французски
на вопрос старой дамы… Музеи и
картинные выставки… Зимой часто
на катке в парке…»
Аня ГоренкоДетство до 16 лет – в ЦарскомСеле, любовь к поэзии и музыке – отматери.Обыкновенная провинциальнаябарышня:«делала всё,

Слайд 8«Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет…»
«Я была овца

без пастуха. И только
семнадцатилетняя шальная девчонка
могла выбрать татарскую фамилию для
русской поэтессы. Мне потому пришло на
ум взять себе псевдоним, что папа, узнав
о моих стихах, сказал: «Не срами моё имя!»
«И не надо мне твоего имени,»- сказала
я…»

«Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет…»«Я была овца без пастуха. И толькосемнадцатилетняя шальная девчонкамогла

Слайд 9Эпоха прощания с XIX веком…
«Этой ивы листы
в девятнадцатом
веке увяли…»
«Но возьму и

за Лету
с собою очертанья
живые моих
Царскосельских
садов».
Эпоха прощания с XIX веком…«Этой ивы листыв девятнадцатомвеке увяли…»«Но возьму и за Летус собою очертаньяживые моихЦарскосельскихсадов».

Слайд 10«Если хочешь понять душу поэта, поезжай в его страну» (И.В.Гёте)
Смуглый

отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
(1911)


«Если хочешь понять душу поэта, поезжай в его страну» (И.В.Гёте) Смуглый отрок бродил по аллеям,У озёрных грустил

Слайд 11«Царскосельская статуя»
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила
Дева печально

сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны
разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна
сидит.


Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы
влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

«Царскосельская статуя»Урну с водой уронив, об утес ее дева разбилаДева печально сидит, праздный держа черепок.Чудо! не сякнет

Слайд 12Петербург – «город славы и беды»

Петербург – «город славы и беды»

Слайд 14Апрель 1910 года – венчание с Н.С.Гумилёвым
«Конечно, они были
слишком
свободными и
большими людьми,
чтобы

стать парой
воркующих «сизых
голубков». Их
отношения были
скорее тайным
единоборством»
Апрель 1910 года – венчание с Н.С.Гумилёвым«Конечно, они былислишкомсвободными ибольшими людьми,чтобы стать паройворкующих «сизыхголубков». Ихотношения былискорее тайнымединоборством»

Слайд 15Ахматова и Гумилёв с сыном Львом

Ахматова и Гумилёв с сыном Львом

Слайд 16А.А.Ахматова и Л.Н.Гумилёв, 1960 год

А.А.Ахматова и Л.Н.Гумилёв,  1960 год

Слайд 17«Вы во мне как наважденье…»
Летом 1910 года в
Париже Ахматова
познакомилась с
художником Амедео
Модильяни:

общее
ощущение жизни как
«светлого, лёгкого
предрассветного
часа».
«Вы во мне как наважденье…»Летом 1910 года вПариже Ахматовапознакомилась схудожником АмедеоМодильяни: общееощущение жизни как«светлого, лёгкогопредрассветногочаса».

Слайд 18Первая книга – «Вечер» (1912 г.)
Из 200 стихотворений
Н.С.Гумилёв помог
выбрать 46 для
первой

книги («это
бедные стихи
пустейшей девочки»)
Тягостное ощущение
конца эпохи,
предчувствие
трагических перемен.

ПЕРВОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

На землю саван тягостный возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и
немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.

Первая книга – «Вечер» (1912 г.)Из 200 стихотворенийН.С.Гумилёв помогвыбрать 46 дляпервой книги («этобедные стихипустейшей девочки»)Тягостное ощущениеконца эпохи,предчувствиетрагических

Слайд 19Вся жизнь – великая потребность любви! Каждое стихотворение о любви –

маленький роман…


Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый –
И я тоже. Умру с тобой!"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

Вся жизнь – великая потребность любви! Каждое стихотворение о любви – маленький роман…   Песня последней

Слайд 20
Хочешь знать, как все это было?..

Хочешь знать, как все

это было? - Три в столовой пробило, И, прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: "Это все... Ах нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!" -"Да".

Сердце к сердцу не приковано...

Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь - уходи. Много счастья уготовано Тем, кто волен на пути. Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать. Не целуй меня, усталую,- Смерть придется целовать. Дни томлений острых прожиты Вместе с белою зимой. Отчего же, отчего же ты Лучше, чем избранник мой?

Хочешь знать, как все это было?..  Хочешь знать, как все это было? - Три в столовой

Слайд 21
Проводила друга до передней...

Проводила друга до передней, Постояла в золотой

пыли, С колоколенки соседней Звуки важные текли. Брошена! Придуманное слово - Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.

Ты письмо мое, милый, не комкай...


Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути. Не гляди так, не хмурься гневно, Я любимая, я твоя. Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я — В этом сером будничном платье, На стоптанных каблуках... Но, как прежде, жгуче объятье, Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо мое, милый, не комкай Не плачь о заветной лжи. Ты его в твоей бедной котомке На самое дно положи.

Проводила друга до передней...  Проводила друга до передней, Постояла в золотой пыли, С колоколенки соседней Звуки

Слайд 22
Сегодня мне письма не принесли...


Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать

или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно...
Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк...

Любовь


То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке.

Сегодня мне письма не принесли...Сегодня мне письма не принесли:Забыл он написать или уехал;Весна, как трель серебряного смеха,Качаются

Слайд 23


1914 год: отношение
к войне как к
великому бедствию,
горю, злу, появление
в стихах темы

любви
к России, скорби по
погибшим.

«Было горе, будет горе – горю нет конца…»

ПАМЯТИ 19 ИЮЛЯ 1914

Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один:
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных
равнин.
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня...
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
Из памяти, как груз отныне лишний,
Исчезли тени песен и страстей.
Ей - опустевшей – приказал
Всевышний
Стать страшной книгой грозовых
вестей.

1914 год: отношениек войне как квеликому бедствию,горю, злу, появлениев стихах темы любвик России, скорби попогибшим.«Было горе, будет

Слайд 24
Именно чувство
патриотизма
отделило
Ахматову от
эмигрантов,
покинувших
Россию в
1917 году, хотя
революцию она не
поняла,
гражданскую
войну осуждала…



Мне голос был.

Он звал утешно. 
Он говорил: "Иди сюда, 
Оставь свой край глухой и грешный. 
Оставь Россию навсегда. 
Я кровь от рук твоих отмою, 
Из сердца выну черный стыд, 
Я новым именем покрою 
Боль поражений и обид". 
Но равнодушно и спокойно 
Руками я замкнула слух, 
Чтоб этой речью недостойной 
Не осквернился скорбный слух.
Именно чувствопатриотизмаотделилоАхматову отэмигрантов,покинувшихРоссию в1917 году, хотяреволюцию она непоняла,гражданскуювойну осуждала…Мне голос был. Он звал утешно.  Он говорил:

Слайд 25Илья Эренбург:
«Самое главное было понять
значение страстей и страданий
людей в том, что

мы называем
историей, убедиться, что
происходящее не страшный,
кровавый бунт, не гигантская
пугачёвщина, а рождение нового
мира с другими понятиями
человеческих ценностей.»
Илья Эренбург:«Самое главное было понятьзначение страстей и страданийлюдей в том, что мы называемисторией, убедиться, чтопроисходящее не страшный,кровавый

Слайд 26«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» Ф.И.Тютчев
1925 г.


Постановление
ЦК ВКП(б) «О
политике партии в
области
художественной
литературы»:
осуждение поэзии
Ахматовой, запрет
печататься. Самое
страшное для
поэта…
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» Ф.И.Тютчев1925 г. –ПостановлениеЦК ВКП(б) «Ополитике партии вобластихудожественнойлитературы»:осуждение поэзииАхматовой,

Слайд 27
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести

я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих

Слайд 28
Тот город, мной любимый с детства,
В его декабрьской тишине
Моим промотанным наследством
Сегодня

показался мне.
Все, что само давалось в руки,
Что было так легко отдать:
Душевный жар, молений звуки
И первой песни благодать -
Все унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал...
И вот уж о невозвратимом
Скрипач безносый заиграл.

Но с любопытством иностранки,
Плененной каждой новизной,
Глядела я, как мчатся санки,
И слушала язык родной.
И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг, от века милый,
Всходил со мною на крыльцо.

Тот город, мной любимый с детства,В его декабрьской тишинеМоим промотанным наследствомСегодня показался мне. Все, что само давалось

Слайд 29Творческий подъём
«В 1936 году я снова начинаю писать, но
почерк у меня

изменился, но голос у меня
звучит уже по-другому. А жизнь приводит
под уздцы такого Пегаса, который чем-то
напоминает апокалиптического Бледного
коня… Возврата к первой манере не
может быть. Что лучше, что хуже, судить
не мне.»
«Стихи шли сплошным потоком, наступая
на пятки друг другу, торопясь и
задыхаясь.»
Творческий подъём«В 1936 году я снова начинаю писать, нопочерк у меня изменился, но голос у менязвучит уже

Слайд 30
Изменение
характера
любовной лирики:
любовь – не
тонкое
романтическое
чувство, а бурная
страсть,
граничащая
со смертью.
«О, как
убийственно
мы любим…»
(Ф.И.Тютчев)

А

ты думал - я тоже такая, Что можно забыть меня И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня. Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе страшый подарок - Мой заветный душистый платок. Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь, И ночей наших пламенным чадом - Я к тебе никогда не вернусь.
Изменениехарактералюбовной лирики:любовь – нетонкоеромантическоечувство, а бурнаястрасть,граничащаясо смертью.«О, какубийственномы любим…»(Ф.И.Тютчев)  А ты думал - я тоже такая,

Слайд 31«Муж в могиле, сын в тюрьме. Помолитесь обо мне.»
С 1939 года начали
печатать.
Арест

сына-студента,
17 месяцев в
тюремных очередях,
ожидание ареста,
неизвестность.
В стихах – образ
затравленного волка…

Вам жить, а мне не очень,
Тот близок поворот.
О, как он строг и точен,
Незримого расчет.
Зверей стреляют разно,
Есть каждому черед
Весьма разнообразный,
Но волка — круглый год.
Волк любит жить на воле,
Но с волком скор расчет:
На льду, в лесу и в поле
Бьют волка круглый год.
Не плачь, о друг единый,
Коль летом иль зимой
Опять с тропы волчиной
Услышишь голос мой.

«Муж в могиле,  сын в тюрьме. Помолитесь обо мне.»С 1939 года началипечатать.Арест сына-студента, 17 месяцев втюремных

Слайд 32«Черепки» (опубликовано в 1989 году)

1. Мне, лишенной огня и воды,

Разлученной с единственным сыном... На позорном помосте беды, Как под тронным стою балдахином...

6. И вовсе я не пророчица, Жизнь светла, как горный ручей, А просто мне петь не хочется Под звон тюремных ключей.
«Черепки» (опубликовано в 1989 году)1. Мне, лишенной огня и воды,   Разлученной с единственным сыном...

Слайд 33«Реквием»
Поэма написана в разные
годы: основная часть – в
1935-40, предисловие – в
1957,

эпиграф – в 1961.
«Окаменевшее горе»… -
тяжкий долг сказать правду
об этом страшном времени,
своеобразный «социальный
заказ» от людей,
переживших этот кошмар…

«Реквием»Поэма написана в разныегоды: основная часть – в1935-40, предисловие – в1957, эпиграф – в 1961.«Окаменевшее горе»… -

Слайд 34Эпиграф (1961 год)

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под

защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Эпиграф (1961 год)Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,-Я была тогда с

Слайд 35Война застала Ахматову в Ленинграде…
Анна Ахматова и поэтесса Ольга Берггольц:
подготовка выступления

по радио,
осень 1941 года
Война застала Ахматову в Ленинграде…Анна Ахматова и поэтесса Ольга Берггольц:подготовка выступления по радио,осень 1941 года

Слайд 36Первые военные стихи
МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. (февраль 1942)

Клятва


И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!



(июль 1941 Ленинград)

Первые военные стихи        МУЖЕСТВО   Мы знаем, что ныне

Слайд 37

Осень 1941 года –
эвакуация в
Ташкент.
О событиях
блокады –
по письмам,
сводкам,
рассказам.
Боль за любимый
город,

оплакивание
жертв блокады…
Осень 1941 года –эвакуация вТашкент.О событияхблокады –по письмам,сводкам,рассказам. Боль за любимыйгород, оплакиваниежертв блокады…

Слайд 38

Постучись кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой

горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда.
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Постучись кулачком - я открою.Я тебе открывала всегда.Я теперь за высокой горою,За пустыней, за ветром и зноем,Но

Слайд 39«Поэма без героя» (1940-1944)
Раздвоение времени:
гости собрались
встречать новый 1914,
а наступает 1941 год.
«Как

в прошедшем
грядущее зреет, так
в грядущем
прошлое тлеет…»
«Поэма без героя» (1940-1944)Раздвоение времени:гости собралисьвстречать новый 1914,а наступает 1941 год.«Как в прошедшемгрядущее зреет, такв грядущемпрошлое тлеет…»

Слайд 40Послевоенное творчество
Обращение к теме
прошлого, суд
эпохи, в которой
жила.
Воспоминания,
мемуары,
философское
переосмысление
собственной
жизни…

Послевоенное творчествоОбращение к темепрошлого, судэпохи, в которойжила.Воспоминания,мемуары, философскоепереосмыслениесобственнойжизни…

Слайд 411964 год – вручение международной литературной премии «Этна Таормина»

1964 год – вручение международной литературной премии «Этна Таормина»

Слайд 42Последние годы жизни – посёлок Комарово

Последние годы жизни –  посёлок Комарово

Слайд 43Могила Ахматовой в Комарово

Могила Ахматовой в Комарово

Слайд 44Памятники А.А.Ахматовой в Петербурге

Памятники А.А.Ахматовой в Петербурге

Слайд 45И в заключение…
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не

ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
И в заключение…Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда.Как желтый одуванчик у забора,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть