Слайд 2«Многим»:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных
крыл напрасны трепетанья, -
Ведь всё равно я с вами до конца…
Слайд 3Акмеизм (акме – вершина)
- Литературное направление,
появившееся как альтернатива
символизма в 1911 году;
-
основатели - Н.Гумилёв, С.Городецкий
(«Цех поэтов»);
- чёткость, краткость, реалистичность, точность и значимость детали.
Слайд 4Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер
осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой".
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."
Слайд 5Сжала руки под тёмной вуалью…
Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты
сегодня бледна?«
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.«
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
Слайд 7Аня Горенко
Детство до 16 лет – в Царском
Селе, любовь к поэзии
и музыке – от
матери.
Обыкновенная провинциальная
барышня:
«делала всё, что полагалось в то
время благовоспитанной барышне.
Умела сложить по форме руки,
сделать реверанс, учтиво и
коротко ответить по-французски
на вопрос старой дамы… Музеи и
картинные выставки… Зимой часто
на катке в парке…»
Слайд 8«Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет…»
«Я была овца
без пастуха. И только
семнадцатилетняя шальная девчонка
могла выбрать татарскую фамилию для
русской поэтессы. Мне потому пришло на
ум взять себе псевдоним, что папа, узнав
о моих стихах, сказал: «Не срами моё имя!»
«И не надо мне твоего имени,»- сказала
я…»
Слайд 9Эпоха прощания с XIX веком…
«Этой ивы листы
в девятнадцатом
веке увяли…»
«Но возьму и
за Лету
с собою очертанья
живые моих
Царскосельских
садов».
Слайд 10«Если хочешь понять душу поэта, поезжай в его страну» (И.В.Гёте)
Смуглый
отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
(1911)
Слайд 11«Царскосельская статуя»
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила
Дева печально
сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны
разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна
сидит.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы
влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Слайд 12Петербург – «город славы и беды»
Слайд 14Апрель 1910 года – венчание с Н.С.Гумилёвым
«Конечно, они были
слишком
свободными и
большими людьми,
чтобы
стать парой
воркующих «сизых
голубков». Их
отношения были
скорее тайным
единоборством»
Слайд 15Ахматова и Гумилёв с сыном Львом
Слайд 16А.А.Ахматова и Л.Н.Гумилёв,
1960 год
Слайд 17«Вы во мне как наважденье…»
Летом 1910 года в
Париже Ахматова
познакомилась с
художником Амедео
Модильяни:
общее
ощущение жизни как
«светлого, лёгкого
предрассветного
часа».
Слайд 18Первая книга – «Вечер» (1912 г.)
Из 200 стихотворений
Н.С.Гумилёв помог
выбрать 46 для
первой
книги («это
бедные стихи
пустейшей девочки»)
Тягостное ощущение
конца эпохи,
предчувствие
трагических перемен.
ПЕРВОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
На землю саван тягостный возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и
немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.
Слайд 19Вся жизнь – великая потребность любви! Каждое стихотворение о любви –
маленький роман…
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый –
И я тоже. Умру с тобой!"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Слайд 20
Хочешь знать, как все это было?..
Хочешь знать, как все
это было? -
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
"Это все... Ах нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!"
-"Да".
Сердце к сердцу не приковано...
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь - уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую,-
Смерть придется целовать.
Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой.
Отчего же, отчего же ты
Лучше, чем избранник мой?
Слайд 21
Проводила друга до передней...
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой
пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Ты письмо мое, милый, не комкай...
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —
В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках...
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай
Не плачь о заветной лжи.
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Слайд 22
Сегодня мне письма не принесли...
Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать
или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно...
Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк...
Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
Слайд 23
1914 год: отношение
к войне как к
великому бедствию,
горю, злу, появление
в стихах темы
любви
к России, скорби по
погибшим.
«Было горе, будет горе – горю нет конца…»
ПАМЯТИ 19 ИЮЛЯ 1914
Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один:
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных
равнин.
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня...
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
Из памяти, как груз отныне лишний,
Исчезли тени песен и страстей.
Ей - опустевшей – приказал
Всевышний
Стать страшной книгой грозовых
вестей.
Слайд 24
Именно чувство
патриотизма
отделило
Ахматову от
эмигрантов,
покинувших
Россию в
1917 году, хотя
революцию она не
поняла,
гражданскую
войну осуждала…
Мне голос был.
Он звал утешно.
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный слух.
Слайд 25Илья Эренбург:
«Самое главное было понять
значение страстей и страданий
людей в том, что
мы называем
историей, убедиться, что
происходящее не страшный,
кровавый бунт, не гигантская
пугачёвщина, а рождение нового
мира с другими понятиями
человеческих ценностей.»
Слайд 26«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» Ф.И.Тютчев
1925 г.
–
Постановление
ЦК ВКП(б) «О
политике партии в
области
художественной
литературы»:
осуждение поэзии
Ахматовой, запрет
печататься. Самое
страшное для
поэта…
Слайд 27
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести
я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Слайд 28
Тот город, мной любимый с детства,
В его декабрьской тишине
Моим промотанным наследством
Сегодня
показался мне.
Все, что само давалось в руки,
Что было так легко отдать:
Душевный жар, молений звуки
И первой песни благодать -
Все унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал...
И вот уж о невозвратимом
Скрипач безносый заиграл.
Но с любопытством иностранки,
Плененной каждой новизной,
Глядела я, как мчатся санки,
И слушала язык родной.
И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг, от века милый,
Всходил со мною на крыльцо.
Слайд 29Творческий подъём
«В 1936 году я снова начинаю писать, но
почерк у меня
изменился, но голос у меня
звучит уже по-другому. А жизнь приводит
под уздцы такого Пегаса, который чем-то
напоминает апокалиптического Бледного
коня… Возврата к первой манере не
может быть. Что лучше, что хуже, судить
не мне.»
«Стихи шли сплошным потоком, наступая
на пятки друг другу, торопясь и
задыхаясь.»
Слайд 30
Изменение
характера
любовной лирики:
любовь – не
тонкое
романтическое
чувство, а бурная
страсть,
граничащая
со смертью.
«О, как
убийственно
мы любим…»
(Ф.И.Тютчев)
А
ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе страшый подарок -
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда не вернусь.
Слайд 31«Муж в могиле,
сын в тюрьме.
Помолитесь обо мне.»
С 1939 года начали
печатать.
Арест
сына-студента,
17 месяцев в
тюремных очередях,
ожидание ареста,
неизвестность.
В стихах – образ
затравленного волка…
Вам жить, а мне не очень,
Тот близок поворот.
О, как он строг и точен,
Незримого расчет.
Зверей стреляют разно,
Есть каждому черед
Весьма разнообразный,
Но волка — круглый год.
Волк любит жить на воле,
Но с волком скор расчет:
На льду, в лесу и в поле
Бьют волка круглый год.
Не плачь, о друг единый,
Коль летом иль зимой
Опять с тропы волчиной
Услышишь голос мой.
Слайд 32«Черепки» (опубликовано в 1989 году)
1. Мне, лишенной огня и воды,
Разлученной с единственным сыном...
На позорном помосте беды,
Как под тронным стою балдахином...
6. И вовсе я не пророчица,
Жизнь светла, как горный ручей,
А просто мне петь не хочется
Под звон тюремных ключей.
Слайд 33«Реквием»
Поэма написана в разные
годы: основная часть – в
1935-40, предисловие – в
1957,
эпиграф – в 1961.
«Окаменевшее горе»… -
тяжкий долг сказать правду
об этом страшном времени,
своеобразный «социальный
заказ» от людей,
переживших этот кошмар…
Слайд 34Эпиграф (1961 год)
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под
защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Слайд 35Война застала Ахматову в Ленинграде…
Анна Ахматова и поэтесса Ольга Берггольц:
подготовка выступления
по радио,
осень 1941 года
Слайд 36Первые военные стихи
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. (февраль 1942)
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
(июль 1941 Ленинград)
Слайд 37
Осень 1941 года –
эвакуация в
Ташкент.
О событиях
блокады –
по письмам,
сводкам,
рассказам.
Боль за любимый
город,
оплакивание
жертв блокады…
Слайд 38
Постучись кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой
горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда.
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Слайд 39«Поэма без героя» (1940-1944)
Раздвоение времени:
гости собрались
встречать новый 1914,
а наступает 1941 год.
«Как
в прошедшем
грядущее зреет, так
в грядущем
прошлое тлеет…»
Слайд 40Послевоенное творчество
Обращение к теме
прошлого, суд
эпохи, в которой
жила.
Воспоминания,
мемуары,
философское
переосмысление
собственной
жизни…
Слайд 411964 год – вручение международной литературной премии «Этна Таормина»
Слайд 42Последние годы жизни –
посёлок Комарово
Слайд 44Памятники А.А.Ахматовой в Петербурге
Слайд 45И в заключение…
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не
ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.