Презентация, доклад по литературе 11 класс Я - голос ваш Жизнь и творчество А.А. Ахматовой

Содержание

Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей. А.Ахматова. 1936 К.Петров –

Слайд 1
REQUIEM
Реквием
Анна Ахматова
Жизнь и творчество
А. А. Ахматовой
«Я - голос ваш...»

REQUIEMРеквиемАнна АхматоваЖизнь и творчество А. А. Ахматовой«Я - голос ваш...»

Слайд 2Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А

я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.
А.Ахматова. 1936

К.Петров – Водкин. А.Ахматова. 1922

Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С

Слайд 3Ю.Анненков. А.Ахматова. 1921
Анна Ахматова — литературное имя Анны Андреевны Горенко. Согласно

семейной легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата.
Татарское, дремучее,
Пришло из никуда,
К любой беле липучее,
Само оно беда —
Так впоследствии писала Ахматова о своём псевдониме.

Многим Я - голос ваш, жар вашего дыханья, Я - отраженье вашего лица, Напрасных крыл напрасны трепетанья, Ведь все равно я с вами до конца. Вот отчего вы любите так жадно Меня в грехе и в немощи моей; Вот отчего вы дали неоглядно Мне лучшего из ваших сыновей; Вот отчего вы даже не спросили Меня ни слова никогда о нем И чадными хвалами задымили Мой навсегда опустошенный дом. И говорят - нельзя теснее слиться, Нельзя непоправимее любить... Как хочет тень от тела отделиться, Как хочет плоть с душою разлучиться.
1922

«Татарское, дремучее…»

Ахматова - пожалуй, это была ее первая удачная строка, отлитая акустически безупречно, с "Ах", рожденным не сентиментальностью, а историей.
И.Бродский. Скорбная муза. Из кн: Проза и эссе. Переводы

Ю.Анненков. А.Ахматова. 1921Анна Ахматова — литературное имя Анны Андреевны Горенко. Согласно семейной легенде, её бабушка вела своё

Слайд 4Грусть была, действительно, наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже — когда она

улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым. Ю.Анненков. Дневник моих встреч.

Портрет художника Натана Альтмана. считается самым лучшим. Анна Андреевна изображена в платье интенсивно-синего цвета с ярко-желтой шалью на плечах. В портрете подчеркивается: спокойная сила, стоическое противостояние судьбе, изысканность, величавость, одухотворенность.

Н.И. Альтман.«Портрет А. А. Ахматовой». 1914 г.

  На шее мелких четок ряд, В широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда не плачут.   И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка.   И не похожа на полет Походка медленная эта, Как будто под ногами плот, А не квадратики паркета.   И бледный рот слегка разжат. Неровно трудное дыханье, И на груди моей дрожат Цветы небывшего свиданья. 1913

Это стихотворение, по мнению художника
Ю.Анненкова, можно считать автопортретом

Автопортрет

Грусть была, действительно, наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже — когда она улыбалась. И эта чарующая грусть

Слайд 5«Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан).

Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я был перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет».
А.А. Ахматова «Коротко о себе»

Отец, Андрей Антонович Горенко, настоящий красавец и любимец женщин, тратил безрассудно деньги, часто пропадал из дома, пока, наконец, не оставил семью совсем. Мать, Инна Эразмовна, беззащитная - «женщина с прозрачными глазами», хлебнула немало горя: трое из шести ее детей умерли
А.А. Ахматова «Коротко о себе»

Андрей Антонович Горенко,
Инна Эразмовна и их дети.
(Анна на руках у матери), 1890 г.

Аня Горенко с младшим братом Виктором

Мариинская гимназии в Царском
Селе, где училась Ахматова, каждое лето семья проводила
под Севастополем

«Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время

Слайд 6 "Мои первые впечатления - царскосельские, писала Ахматова в

позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

Парк в Царском Селе

III
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911

Рисунок
А.С.Пушкина

II ...
А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану...
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

В Царском Селе

Памятник А.С.Пушкину в Царском Селе


Слайд 7Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет (оно было

чудовищным), но уже раньше отец называл меня почему-то «декадентской поэтессой»… А. Ахматова. «Коротко о себе»

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски…
А. Ахматова. Коротко о себе

Ане Горенко 1900 г

…Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.
А. Ахматова. Из «Автобиографической прозы»

По азбуке Льва Толстого
выучилось чтению несколько
поколений детей

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет (оно было чудовищным), но уже раньше отец называл

Слайд 8В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в

Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево - Фундуклеевской гимназии, в 1908 - 1910 гг. - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. С 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе, училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева

Образование

Курс лекций по истории античной драмы на Высших историко-литературных и юридическихкурсах Раева в 1908-1909 гг. читал И. Ф. Анненский, к творчеству которого А.Ахматова сохранила уважение на всю жизнь и считала своим учителем.
На обложке воспроизведен фрагмент афиши к спектаклю Камерного театра "Фамира-кифарэд" (1916) по драме И. Ф. Анненского работы Александры Экстер.

УЧИТЕЛЬ
Памяти Иннокентия Анненского А тот, кого учителем считаю, Как тень прошел и тени не оставил, Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем,                                 предзнаменованьем, Всех пожалел, во всех вдохнул                                               томленье - И задохнулся... 1945

И. Ф. Анненский

Аня Горенко. Фото 1911

Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".
«Грядущее, созревшее в прошедшем»
Е. Осетров. Вопросы литературы. 1965. № 4.

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг.

Слайд 9Николай Гумилев
Фото.1912
Н.Гумилев в своем кабинете. Фото 1915

Аня Горенко – гимназистка
Фото 1904

С Аней Горенко, девочкой младше него на три года, он познакомился 1903 году в Царском селе, где поселились обе семьи. Многолетнее роковое чувство, с тремя отказами Анны, завершилось женитьбой на ней.

Меж тем женщины влюблялись в него. Был он от природы робок, застенчив, болезнен. Он сам переделал, сам воспитал себя. Он стал путешественником, охотником на львов, уланом. Записался добровольцем на войну 1914 года, принимал участи в боях и заслужил две солдатские награды: Георгиевские кресты 4-й и 3-й степени. О.Кучкина. Газета «Комс.пр.»4.04. 2011

Бесконечное жениховство Николая Степановича
и мои столь же бесконечные отказы, наконец, утомили даже мою кроткую маму и она сказала мне с упреком: «Невеста неневестная», что показалось мне кощунством. Почти каждая наша встреча кончалась моим отказом выйти за него замуж.
Анна Ахматова, Из «Записных книжек»

Ахматова и Гумилев

Он всегда мне казался ребенком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец - в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал ее на себя сызнова.
В.Ходасевич. Гумилев и Блок.
Из кн: Некрополь

Николай ГумилевФото.1912Н.Гумилев в своем кабинете. Фото 1915Аня Горенко – гимназисткаФото 1904    С Аней Горенко,

Слайд 10В ремешках пенал и книги были, Возвращался я домой из школы. Эти липы,

верно, не забыли Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Только ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок, А на жизнь мою, лучом нетленным, Грусть легла, и голос мой незвонок.
А.Ахматова. 1912

Последняя фотография Н.Гумилева

Ахматова ушла из его жизни и его Царскосельского дома накануне Февральской революции. Говорила, что в этом доме ее не покидало какое то зловещее предчувствие. Позднее она считала это предчувствием гибели поэта. …" И умру я не на постели, при нотариусе и враче...»,- написал поэт. Его арестовали 3 августа 1921 года, за четыре дня до смерти близкого ему Блока, по делу об участии в заговоре профессора Таганцева. 1 сентября "Петроградская правда" опубликовала 61 имя осужденных и расстрелянных. Среди них был Николай Степанович Гумилев. Гумилев с самого начала не принял большевиков. До сих пор не поставлена точка в исследованиях, было ли дело сфальсифицировано или имело под собой реальную почву. Свидетели рассказывали, что перед расстрелом он был спокоен, читал в камере Гомера и Евангелие. В тридцать пять он ушел в бессмертие. О.Кучкина. Газета «Комс.пр.» 4.04. 2011

Откуда я пришел, не знаю..
Не знаю я, куда уйду, Когда победно отблистаю В моем сверкающем саду... Н.Гумилев. "Credo"

В 1910-м (25 апреля ст. ст.) я вышла замуж за Н. С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Н.Гумилев. Фотоархив

А.Ахматова.
Фото начала 1920 -х

«А на жизнь мою…грусть легла…»

На похоронах А.Блока в 1921 году, Ахматова узнает об аресте мужа, теперь уже бывшего, Н.Гумилева. Она бросилась лопотать, добилась решения об отмене расстрела, но оно опоздало на два дня…

В ремешках пенал и книги были, Возвращался я домой из школы. Эти липы, верно, не забыли Нашу

Слайд 11О.Л. Делла-Вос-Кардовская.
Николай Гумилев 1909 г.
О.Л. Делла-Вос-Кардовская.
Анна Ахматова. 1914 г.
Он любил три

вещи
На свете:
За вечерней пенье,
Белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил,
Когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
... А я была его женой
А.Ахматова

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
 
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
 
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
 
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
 
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке
Н.Гумилев

«Двух голосов перекличка…»

Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я,
Любит, любит кровушку
Русская земля.
Август 1921г.

Г.Свиридов. «Метель».Романс


О.Л. Делла-Вос-Кардовская.Николай Гумилев 1909 г.О.Л. Делла-Вос-Кардовская.Анна Ахматова. 1914 г.Он любил три вещиНа свете:За вечерней пенье, Белых павлиновИ

Слайд 12И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не

понимали,
Как земля для двух людей мала,
И что память яростная мучит,
Пытка сильных – огненный недуг!
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
А когда, сквозь волны фимиама,
Хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза.
1909

Первого октября 1912 года
родился мой единственный сын Лев.
А.А. Ахматова «Коротко о себе»

Ахматова с мужем и сыном Львом. Фото. 1915

Усадьба Гумилевых Ахматовых в селе Градницы

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. 1912

И когда друг друга проклиналиВ страсти, раскаленной добела,Оба мы еще не понимали,Как земля для двух людей мала,И

Слайд 13Анна Ахматова в изобразительном искусстве
Портрет Анны Андреевны, художника
А. Осмеркина несколько

отошел от традиций:
он усилил «земные» черты Анны Андреевны — человека сложной судьбы, мудрой простоты, сдержанной боли. Ахматова изображена в белом платье, на фоне шереметьевских лип. Она сидит у окна своего Фонтанного дома, где так часто приходила муза- богиня поэзии, которую Анна Андреевна ласково называла «милой гостьей с дудочкой в руке».

Фонтанный дом. Комната А.Ахматовой

Вы уже познакомились с работами Петрова – Водкина, Альтмана,
Анненкова, а теперь мы встретимся с работами А. Осмеркина и
А. Модильяни

Божественная неповторимость личности в данном случае подчеркивалась ее потрясающей красотой. От одного взгляда на нее перехватывало дыхание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелеными глазами снежного барса, ее в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие и многие, начиная от Амедео Модильяни. Стихи, посвященные ей, составили бы больше томов, чем все ее сочинения. Все это я говорю к тому, что внешняя сторона ее Я ошеломляла. Скрытая сторона натуры полностью соответствовала внешности, что доказали стихи, затмившие одно и другое.
И.Бродский. Скорбная муза. Из кн: Проза и эссе. Переводы

А.А. Осмеркин. Ленинград.
Белая ночь. А.Ахматова

Анна Ахматова в изобразительном искусствеПортрет Анны Андреевны, художника А. Осмеркина несколько отошел от традиций: он усилил «земные»

Слайд 14  
Кафе «Ротонда». Фото начала ХХ века
Г.Серебрякова.
А.Ахматова. 1922
Амадео Модильяни,
итальянский художник,

скульптор

В начале 20 века в маленьком парижском
кафе «Ротонда» перекрестились взгляды двух людей. “Какой интересный еврей!” – подумала она.“Какая интересная француженка!”, – мелькнуло у него в голове.
А.Ахматова - Н. А. Ольшевской -
Ардовой, актрисе Малого театра 

Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь. Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни, его – очень короткой, моей – очень длинной.
А.Ахматова. Очерк о Модильяни

Сантьяго Русионль. Кафе
Безалаберных на Монмартле. 1890

  Кафе «Ротонда». Фото начала ХХ векаГ.Серебрякова. А.Ахматова. 1922Амадео Модильяни, итальянский художник, скульпторВ начале 20 века в маленьком

Слайд 15“Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали

очень много французских стихов. В два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи, Данте он мне никогда не читал. Быть может, потому что я тогда не знала еще итальянского. Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки”, - вспоминала А.Ахматова

Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: "Я верный друг!" И моего коснулся платья. Так не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных... Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: "Благослови же небеса - Ты в первый раз одна с любимым
А. Ахматова Из кн. «Вечер»

.

«Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — вспоминает поэт, -
эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы
я их окантовала и повесила в моей комнате.

Третьякова Наталия. Ахматова и Модильяни.
У неоконченного портрета

“Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов. В два

Слайд 16В 1911 году Ахматова, пренебрегая мнением мужа, отправилась в Париж одна.

Это было началом краха их с Гумилевым брака. Встречи с Модильяни в этот приезд становятся регулярными. Это была любовь.


В черноватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродил за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне – своей Египтянке…
Что играет старик на шарманке,
А под ней весь парижский гул,
Словно гул подземного моря, —
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул.
Из чернового варианта
«Поэмы без героя»

Париж начала ХХ века глазами
Антуана Бланшара и Эдуарда Кортеса.

«И… опять Модильяни незаметно бродил за мной…»

Аккордеон. Париж


В 1911 году Ахматова, пренебрегая мнением мужа, отправилась в Париж одна. Это было началом краха их с

Слайд 17 Мне с тобою пьяным весело Смысла нет в твоих

рассказах. Осень ранняя развесила Флаги желтые на вязах. Оба мы в страну обманную Забрели и долго каемся, Но зачем улыбкой странною И застывшей улыбаемся? А.Ахматова.1911

Уже много позже Корней Чуковский напишет: “Не расставалась она только с такими вещами, в которых была запечатлена для нее память сердца. То были ее “вечные спутники” — шаль, подаренная ей Мариной Цветаевой, рисунок ее друга Моди, перстень, полученный ею от покойного мужа…”

Анне Ахматовой рисунок Модильяни был так дорог, что именно его она выбрала для обложки книги.

После возвращения Ахматовой на родину
Модильяни писал ей в Россию письма, наполненные страстью и нежностью: “Вы во мне наваждение” …”Я беру вашу голову в руки и опутываю любовью”.


Ахматова и Модильяни

Нажмите на пленку

Мне с тобою пьяным весело Смысла нет в твоих рассказах.  Осень ранняя развесила

Слайд 18
Анна Ахматова и её
товарищи по «Цеху поэтов»
О.Мандельштам
Анна Ахматова
М.Зенкевич
Сергей Городецкий
Николай Гумилев
Владимир.

Нарбут

С момента основания "Цеха поэтов"
Ахматова стала его секретарем и
деятельным участником.

В 1910 году явно обозначился кризис
символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм.
Вместе с моими товарищами по Первому
Цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем
и Нарбутом - я сделалась акмеисткой
А.Ахматова «Коротко о себе»

Анна Ахматова и еётоварищи по «Цеху поэтов» О.МандельштамАнна АхматоваМ.ЗенкевичСергей ГородецкийНиколай ГумилевВладимир. Нарбут С момента основания

Слайд 19Начало творчества
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я

на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось,, что много ступеней,
А я знала, их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. - Умру с тобой...».
Это песня последней встречи,
Я взглянула на тёмный дом,
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
1911 г.

А.А.Ахматова читает стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…»

В 1912 г. вышел первый
сборник Ахматовой "Вечер"

В 1912 году вышел мой первый сборник стихов -
«Вечер». Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.
А.Ахматова. «Коротко о себе»

Г.Серебрякова.
А.Ахматова. 1922

Сборник Ахматовой "Вечер»
переиздавался 13 раз и ввел
А.Ахматову в круг истинных
поэтов

Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако как беличья шкурка на небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке), казалось бы не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем.
Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той хрупкой пронзительности, которую оно имеет.
Кузмин М. Предисловие к сборнику «Вечер»

25 марта 1911 года старого стиля
(Благовещенье) Гумилев вернулся из
своего путешествия в Африку (Аддис-
Абеба). В нашей первой беседе он между
прочим спросил меня: "А стихи ты писала?"
Я, тайно ликуя, ответила: "Да". Он
попросил почитать, прослушал
несколько стихотворений и сказал: "Ты
поэт – надо делать книгу". Вскоре были
стихи в "Аполлоне" (1911, №4, стр.). А.Ахматова. Разъяснение одного
недоразумения

Многие исследователи называют
стихотворения Ахматовой новеллами,
лирическими романами, отмечая их «сюжетность»


Начало творчестваТак беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на правую руку надела Перчатку с

Слайд 20 Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня

последней встречи»
В8 Назовите художественный приём, помогающий А.А. Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими
чувствами: «Между клёнов шёпот осенний по­просил: «Со мною умри!..».
Ответ:---------------- (олицетворение)‏
В9. Из первой строфы стихотворения выпишите предметную художественную деталь (в именительном падеже), передающую эмоциональное состояние лирической героини.
Ответ: ------------------ (перчатка)‏
В10. Какое средство художественной изобразительности использует поэтесса в последней строке стихотворения?
Ответ: ----------------------------------- (метафора, метафорический эпитет)‏
B11 Обратитесь к первым трём строкам стихотворения «Песня последней встречи» и определите их стихотворный размер.
Ответ: ----------------------------(анапест)‏
B12 Какой художественный приём помогает А.А. Ахматовой «рассказать» о «смятении чувств» лирической героини: «я... надела», «я
ответила», «я взглянула», «и я... умру».
Ответ: -------------------------- (повтор)
С3 Почему литературоведы называют это стихотворение А.А. Ахматовой «рассказом в стихах»?
С4 У каких известных вам поэтов есть подобные рассказы в стихах о любви?
Вывод:
В коротком стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедии последней встречи. Свечи, го­рящие «равнодушно-желтым огнем» - напоминание о привычном, будничном ходе жизни, из которого героиню вырвала любовь. Любовь лишь на миг озарила жизнь главной героини, наполнила ее светом и жизнью. Через емкие выразительные, «говорящие» детали показана целая гамма переживаний героини. Иногда строки из произведений Ахматовой становились пословицами:
«Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает».
Рассказы о любви в стихах мы можем обнаружить в поэзии Ф.И.Тютчева («О, как убийственно мы любим…»), Н.А. Некрасова («Я не люблю
иронии твоей...»), В.В. Маяковского («Лиличка! Вместо письма») Так в стихотворении Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» (1850) появляется образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой, в отношениях наступает заметный холодок:
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
Духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, в словах лирического героя предчувствуется близкое расставание:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Любовь как трагическое и безвыходное противостояние. Разночинная пылкая ссора / И в любви его темой была», - отмечает поэт А. Кушнер
Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна»

ЕГЭ

ЕГЭ

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» В8   Назовите

Слайд 21Сборник «Четки» (1914)‏
А.А.Ахматова Сборник "Четки" . 1914
А.Ахматова. Фото 1922
Следующий сборник «Четки»

сделал ее славу равной славе Блока, и с этого года (1914) сборники стихов Ахматовой постепенно становятся настольными книгами целого поколения.
Ю.Анненков. Дневник моих встреч

Из сборника «Четки»
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха, И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои
1913

Если единичное получило общее значение, то, очевидно, источник очарования был не только в занимательности выражаемой личности, но и в искусстве выражать ее, в новом умении видеть и любить человека. …Ее призвание — в рассечении пластов.
Н. В. Недоброво. 1915 г.


Приходи на меня посмотреть. стихи А.Ахматовой
музыка В. Бибергана исполняет Елена Камбурова

Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно. Этих рук никому не согреть, Эти губы сказали: "Довольно!" Каждый вечер подносят к окну Мое кресло. Я вижу дороги. О, тебя ли, тебя ль упрекну За последнюю горечь тревоги! Не боюсь на земле ничего, В задыханьях тяжелых бледнея. Только ночи страшны оттого, Что глаза твои вижу во сне я.   1912

Сборник «Четки» (1914)‏А.А.Ахматова Сборник

Слайд 22Михайловский дворец или Инженерный замок
Литейный мост в белые ночи
Фонтанный дом
Медный всадник
Спас-на-крови
Моховая
Набережная

реки Фонтанка

Стихи о Петербурге
1
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

2
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.


Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, -

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
Анна Ахматова. 1913



Мелодия Корнелюка о Петербурге

Михайловский дворец или Инженерный замокЛитейный мост в белые ночиФонтанный домМедный всадникСпас-на-кровиМоховаяНабережная реки Фонтанка

Слайд 23А.Ахматова. Фото 1922
Князева Марина.
Муза плача. Батик. 2010
«Белая стая» вышла

в сентябре 1917 года. …После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов «Подорожник», в 1922 году- книга «Аппо - Domini». А.А. Ахматова «Коротко о себе»

«Это как будто отрывки из дневника.
Странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи.
Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну.
  Виктор Шкловский о сборнике «Anno
Domini»,   «Петрополис», 1922 

Книга - поэма Ахматовой „У самого моря“ … кажется вам чудеснейшей раковиной, полной шуму от моря и
ветра (и от прилива крови к голове), совсем так, как если бы вы приложили
к уху настоящую
М.Шагинян

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
1912

Сборник “Белая стая” - новый этап
творчества Ахматовой - усиление
классического, пушкинского начала

А.Ахматова. Фото 1922Князева Марина. Муза плача. Батик. 2010 «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года. …После Октябрьской

Слайд 24 Александру Блоку
Я пришла к поэту в

гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом.
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
Доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Январь 1914

Анне Ахматовой
«Красота страшна», Вам скажут Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи, Красный розан — в волосах.  
 «Красота проста», Вам скажут Пестрой шалью неумело Вы укроете ребенка, Красный розан — на полу.   Но, рассеянно внимая Всем словам, кругом звучащий, Вы задумаетесь грустно И твердите про себя:   «Не страшна и не проста я; Я не так страшна, чтоб просто Убивать; не так проста я, Чтоб не знать, что жизнь страшна».

Доме сером и высоком
У морских ворот Невы
в Петербурге, где жил А.Блок

А.Блок

Анна Ахматова

Александр Блок и Анна Ахматова

           В 1916-м году Ахматова послала Блоку одну из своих новых поэм — «У самого моря» — и получила в ответ следующее письмо
  …Прочтя Вашу поэму, я опять почувствовал, что стихи я все равно люблю, что они - не пустяк, и много такого отрадного, светлого, как сама поэма. Все это — несмотря на то, что я никогда не перейду через Ваши вовсе не знала, у САМОГО моря, САМЫЙ нежный, САМЫЙ кроткий (в ЧЕТКАХ), постоянные СОВСЕМ (это, вообще не Ваше, общеженское, всем женщинам этого не прощу). Тоже СЮЖЕТ; не надо мертвого жениха, не надо кукол, не надо ЭКЗОТИКИ, не надо уравнений с десятью неизвестными; надо еще жестче, неприглядней, больней. — Но все это пустяки, поэма настоящая и Вы — настоящая.
Преданный Вам Ал. Блок».

«Я пришла к поэту в гости…»

Александру Блоку Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в

Слайд 25 Июль 1914

Пахнет гарью. Четыре недели Торф сухой по болотам горит. Даже птицы сегодня не пели И осина уже не дрожит. Стало солнце немилостью Божьей, Дождик с пасхи полей не кропил. Приходил одноногий прохожий И один на дворе говорил: «Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат».II
Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля. Низко, низко небо пустое, И голос молящего тих: «Ранят тело твое пресвятое, мечут жребий о ризах твоих». 20 июля 1914 Слепнево


В годы Первой мировой войны Ахматова не разделяла официальный патриотический пафос, однако с болью отозвалась на трагедии военного времени

Первая мировая война – 1914 год

Н.Гумилев в форме
Уланского полка

«Пахнет гарью…» - хроника
Первой мировой войны

«Скоро станет тесно от свежих могил…» -
хроника Первой мировой войны

Июль 1914    Пахнет гарью. Четыре

Слайд 26Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. Оно беспримерно по силе

любви к Родине и выражает высшую степень самоотречения,. Поражает непомерность жертв. перечисленных автором.

«Молитва»
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915



Впоследствии Ахматова написала: «Я гибель накликала милым...», «Эти могилы предсказаны словом моим...»: мужа расстреляли, сын сидел в лагерях, погибли друзья.

Первая мировая война – 1914 год

Русские офицеры в период
«Первой мировой войны

Хроника «Первой мировой войны

М.Цветаева при первой и последней встрече в 1941 году о
стихотворении «Молитва»:«Ведь это же искупительный обет!
Анна Андреевна! Неужели Вы не знали, когда писали,
что в стихах сбывается все».

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г.  Оно беспримерно по силе любви к Родине и выражает

Слайд 27Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь

свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух».

Торговля на улицах революционного Петрограда.. Архив «Россия во мгле»

ПЕТРОГРАД, 1919 И мы забыли навсегда, Заключены в столице дикой, Озера, степи, города И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь Долит жестокая истома... Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду. Иная близится пора, Уж ветер смерти сердце студит, Но нам священный град Петра Невольным памятником будет.    

«В терновом венке революций
грядет… семнадцатый год…»

А.Ахматова. Фотоархив

Впечатление стойкости и крепости слов так велико, что, мнится, целая человеческая жизнь может удержаться на них…
Н. Недоброво

Это пророческое стихотворение Анна Ахматова написала еще в апреле 1917 года. Когда через год они были опубликованы в первом номере «Воли народа», первая волна русской эмиграции уже катилась на запад, и мало, кто в этом потоке, понимал, куда его принесет и что, собственно, произошло в России. Анне Андреевной было 29. Уезжали читатели, поклонники, друзья. Но она точно знала, что спасения надо искать здесь, и, несмотря ни на какие уговоры, осталась. Начались три страшных года. Голодный, холодный Петербург времен Гражданской войны. Поэт Владислав Ходасевич писал, о случайной встрече на рынке. В скромном платке, бедном пальто стояла Ахматова, высокая, красивая, одновременно похожая и на царицу и на монахиню. Перед нею лежал мешок с селедкой. Это был паек, который получали писатели, и она обменивала его на продукты. Однажды, она возвращалась по улице, и какая-то сердобольная женщина дала ей милостыню. Ахматова сохранила монету на память. Источник - сайт www.neofit.rи, программа "Библейский сюжет" «Лотова жена»

Мне голос был. Он звал утешно,  Он говорил: «Иди сюда,  Оставь свой край глухой и

Слайд 28А. Ахматова.
Фото 1921
Не с теми я, кто

бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час; Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922

Бездомные в Петрограде в ожидании открытия одного
из центров помощи. Архив «Россия во мгле»

«1922 год. Послезавтра я уезжаю за границу. Иду к Ахматовой – проститься. Летний сад шумит уже по-осеннему. Инженерный замок в красном цвете заката. Как пусто! Как тревожно! Ахматова протягивает мне руку. – А я здесь сумерничаю. Уезжаете? Кланяйтесь от меня Парижу. - А вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать? - Нет. Я из России не уеду. - Но ведь жить все труднее. - Да. Все труднее. - Может стать совсем невыносимо. - Что ж делать. - Не уедете? - Не уеду».
Георгий Иванов. Собр. соч. в 3-х томах.
М., 1994. С. 54-55


1922 год: «не с теми я, кто бросил землю…»

На дорогах войны. Архив «Россия во мгле»

Любить родину для Ахматовой значит не покинуть ее в период страданий, поддержать ее, достойно принимать удары судьбы,
не клеймя родину позором. Стихотворение «Не с теми я...»
явилось поэтическим гражданским манифестом А.Ахматовой.

А. Ахматова. Фото 1921   Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их

Слайд 29В последний раз я видела Мандельштама осенью 1937 года. Они -

он и Надя - приезжали в Ленинград дня на два. Время было апокалипсическое. Беда ходила по пятам за всеми нами. Жить им было уже совершенно негде. Осип плохо дышал, ловил воздух губами. Я пришла, чтобы повидаться с ними, не помню куда. Все было как в страшном сне. Кто-то, пришедший после меня, сказал, у отца Осипа Эмильевича (у «деда») нет теплой одежды. Осип снял бывший у него под пиджаком свитер и отдал его для передачи отцу. А.Ахматова «Листки дневника»

И тополя, как сдвинутые чаши.
Над нами сразу зазвенят сильней.
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А.А.Ахматова.«Воронеж». 1936

А.Ахматова и О.Мандельштам.1933

О.Мандельштам и А. А.Ахматова

Воронеж - сюда к ссыльному поэту, приезжала Анна
Андреевна Ахматова, оставившая лаконичное
воспоминание:
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза, в свой черед,
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета...

Дом в Воронеже,
где останавливалась
А.А.Ахматова

В последний раз я видела Мандельштама осенью 1937 года. Они - он и Надя - приезжали в

Слайд 30А.А.Ахматова и Н.Н.Пунин
Ахматова и Пунин. 1927
Николай Пунин говорил о себе:
«У

меня, в сущности, есть только один, но
настоящий дар: я умею понимать живопись
и умею раскрывать ее другим» .

Анна Ахматова пришла в дом к Пунину 19 октября 1922 года и на полтора десятка лет соединила свою и его судьбу В своем дневнике Пунин написал: «…вечер такой мягкий и петербургский, «ахматовский» – черты твоего нежного лица во всем городе, под всеми фонарями дышит на меня твое лицо… …Люблю и не хочу без тебя, если б даже и мог». У поэта и Пунина вспыхнула любовь. К концу 1926 года Ахматова переезжает жить в Фонтанный Дом.

В центре Петербурга - Шереметевский дворец - Фонтанный Дом, как его называют в народе, во флигеле которого, в квартире известного искусствоведа, Н. Пунина, Анна Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов.

Квартира Н.Пунина

Фонтанный Дом.

Последний тост Я пью за разоренный дом, За злую жизнь мою, За одиночество вдвоем, И за тебя я пью,– За ложь меня предавших губ, За мертвый холод глаз, За то, что мир жесток и груб, За то, что Бог не спас. 27 июня 1934 Шереметьевский Дом

Пунин Николай Николаевич (1888-1953) – профессор Академии художеств, известный искусствовед, автор нескольких учебников по искусству и фундаментальных исследований об Андрее Рублеве, Татлине, Лионской гравюре. В1923-1938 гг. был мужем Ахматовой. Совместная жизнь счастья и покоя не принесла. Был арестован в 1935 году и 26 августа 1949 года, в 1953г. погиб под Воркутой в сибирском лагере поселка Абезь. Ему посвящены стихи: “От тебя я сердце скрыла…”, “Не недели, не месяцы, годы…”, “И как всегда бывает в дни разрыва”, “Я пью за разоренный дом..”, “И сердце то уже не отзовется…”.

А.А.Ахматова и Н.Н.ПунинАхматова и Пунин. 1927Николай Пунин говорил о себе: «У меня, в сущности, есть только один,

Слайд 31А.А.Ахматова с сыном Л.Н.Гумилевым
Отношения сына и матери никогда не были простыми.

После развода с Гумилевым Ахматова оставила сына у свекрови, где мальчик сильно тосковал по матери. Этого Лев Николаевич матери не забыл. Даже «Реквием», даже ее стояния в тюремных очередях, ее горькие слезы, не растопили эти отношения. Он просидел в тюрьмах и лагерях в общей сложности семнадцать лет. Ухудшению отношений часто способствовало окружение А.Ахматовой

Отношения с сыном

Сына А.Ахматовой Льва Гумилева, (которому было всего 9 лет во время ареста отца), как сына врага народа будут арестовывать трижды: 1935, 1938, 1949гг. Анна Ахматова проведет 17 месяцев в тюремных очередях, сына приговорят к расстрелу, потом этот приговор при содействии матери заменят ссылкой. Лев Гумилев станет знаменитым ученым-востоковедом.

Август 1940
Когда погребают эпоху, Надгробный псалом не звучит, Крапиве, чертополоху Украсить ее предстоит. И только могильщики лихо Работают. Дело не ждет! И тихо, так, Господи, тихо, Что слышно, как время идет. А после она выплывает, Как труп на весенней реке,- Но матери сын не узнает, И внук отвернется в тоске. И клонятся головы ниже, Как маятник, ходит луна. Так вот - над погибшим Парижем Такая теперь тишина.
5 августа 1940 Шереметевский Дом

А.А.Ахматова с сыном
и свекровью

Осенью 1935, когда почти одновременно были арестованы Н.Пунин и Л.Гумилев, Ахматова начала писать Реквием (1935–1940).

Л.Гумилев в детстве

А.А.Ахматова с сыном Л.Н.ГумилевымОтношения сына и матери никогда не были простыми. После развода с Гумилевым Ахматова оставила

Слайд 32 Д. С. Бортнянский - Херувимская песнь

№7 ("Царская")‏
Херуви́мская песнь (греч. Χερουβικός Ὕμνος; кратко по первым
словам — Иже херувимы) — в Православной церкви песнопение,
которое поётся на Литургии и служит подготовкой верующих к
великому входу, который разделяет его на две части.



В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл "Реквием", который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В России поэма была опубликована только в 1987 году, через 22 года после смерти Анны Ахматовой

Поэма написана в 1935-1940гг. «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» -спросили у А.Ахматовой. Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти» …«Реквием» знали наизусть 11человек, и никто меня не предал».

В сталинских лагерях.
Фотоархив

REQUIEM

Реквием

Анна Ахматова

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961

В сталинских лагерях. Фотоархив

А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов.

В тюремных очередях - знаке новой России -
видит Ахматова свой поэтический памятник
всем невинно пострадавшим от репрессий

Д. С. Бортнянский - Херувимская песнь №7 (

Слайд 33«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях

в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая замной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957» 1 апреля 1957»

ВСТУПЛЕНИЕ
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки.
Смертный пот на челе... не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
А.Ахматова «Реквием» (1935-1940

Сталинские репрессии. Фотодокументы

В "Реквиеме" оживает эпоха сталинщины - эпоха массовых
репрессий, общего оцепенения, страха, разговоров шепотом, и вместе
с тем поэма основана на реальных фактах ахматовской жизни,
неотделимой от судеб тех несчастных женщин, с которыми 17 месяцев
стояла Ахматова в тюремных очередях
Револьд Банчуков. Тайная поэма А.Ахматовой. Вестник.№20 (227) 1999

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал»

Слайд 34Глава Х «Распятие» - смысловой и эмоциональный центр поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»
К.Брюллов.

Распятие. Иисус

Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. 1940, Фонтанный Дом

Эпиграф нас относит к
Священному Писанию

Адресованный Отцу вопрос
Иисуса «Почто меня оставил?»
также восходит к Евангелию

Слова же Иисуса «О, не рыдай
Мене…» в тексте Евангелия
обращены не к матери, а к
сопровождавшим его
женщинам, «которые плакали
и рыдали о Нем».

Библейский образ, явившийся символом сталинской эпохи, образ, возникший в Апокалипсисе. "Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; И помрачилось Солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю..." (Откровение Иоанна Богослова, 9:1-3):

Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящия.

Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: "Почто Меня оставил!" А матери: "О, не рыдай Мене..." 1938

Христианский мотив
трагической материнской участи

«Звезды смерти стояли над нами..».
("Вступление", 1935);


А.Ахматова читает «Реквием»

Нажмите на пленку

Глава Х «Распятие» - смысловой и эмоциональный центр поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»К.Брюллов. Распятие. ИисусМагдалина билась и рыдала, Ученик

Слайд 35К.Петров – Водкин.
Петроградская мадонна
Богоматерь Владимирская.
Икона I треть ХII века
И.И.Голиков.


«На Путивле Ярославна плачет»
Палехская лаковая миниатюра

Мотив осиротевшей матери -
христианский мотив вечной
материнской участи - из эпохи в
эпоху отдавать сыновей в жертву
миру, находит высшее воплощение
в образе Марии:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

В поэме «Реквием» личное у Ахматовой (арест сына)
соединяется с общенациональным(трагическая история
России) и вечным (Богородица).

Поэма «Реквием»

Название "Реквием" - обозначение жанра поэтического произведения - указывает на основную идею поэмы (поминовение) и на форму ее воплощения (траурная торжественная музыка)..

«Реквием – месса для хора -
переходит в поэме то в крик:
«Семнадцать месяцев кричу…»
то в молчание – «И ни звука,
А сколько там / Неповинных
жизней кончается

К.Петров – Водкин. Петроградская мадоннаБогоматерь Владимирская. Икона I треть ХII векаИ.И.Голиков. «На Путивле Ярославна плачет»Палехская лаковая миниатюра

Слайд 36«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»
В.И.Суриков. Утро стрелецкой

казни.1881

Строки из "Реквиема": "Буду я, как стрелецкие женки,/ Под кремлевскими башнями выть" –
отразили вполне реальный факт: после ареста Льва Гумилева и Н.Н.Пунина Ахматова
обращалась с письмом к Сталину о помиловании сына и мужа.

«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»В.И.Суриков. Утро стрелецкой казни.1881Строки из

Слайд 37Композиция поэмы «Реквием»
Эпиграф (1961)‏
Вместо предисловия (1957)‏
Посвящение (1940)‏
Вступление (1935)‏
Основная часть

I.«Уводили тебя на рассвете…» (1935)‏
II.« Тихо льётся тихий Дон…» (1938)‏
III.« Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939
IV.« Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)‏
V.«Семнадцать месяцев кричу…» (1939)‏
VI.« Лёгкие летят недели…» (1939)‏
VII. Приговор (1939)‏
VIII. К смерти (1939)‏
IX.« Уже безумие крылом…» (1940)‏
X. Распятие
1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938)‏
2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)‏
Эпилог
1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940)‏
2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)‏


1. В чем смысл названия произведения?
2. Как автор объясняет выбор темы?
Подтвердите цитатами.
3. Как композиция помогает подчеркнуть многомерность
и глубину текста?
4.. В поэме «Реквием» традиционные формы устного
народного творчества - плач «стрелецких жёнок»
кремлёвских стен, история донской казачки, библейский
сюжет - молчание Матери перед распятым Сыном
перекликаются с реальной жизнью. Как эти приемы
способствуют общечеловеческому звучанию поэмы?
5. Как заглавия трех глав: «Приговор», «К смерти»,
«Распятие» из десяти, не имеющих названия,
высвечивают главную тему поэмы?
6. Почему А. А. Ахматова в «Реквиеме» вопреки
библейской традиции центральной фигурой делает
не сына, а страдающую Мать?
7. Какие средства художественной выразительности
помогают раскрыть художественную идею поэмы
«Реквием»?

Вопросы для исследования:

Есть в "Реквиеме" и художественные приметы фольклора: это и интонация горестного народного плача, начинающаяся строкой "Уводили тебя на рассвете" (гл.1), кончающаяся строкой "Под кремлевскими башнями выть" и повторяющаяся в других частях поэмы (например: "Семнадцать месяцев кричу"); это и народно-песенные мотивы ("Тихо льется тихий Дон..."); это и образ "льющейся реки", часто связываемый в фольклоре со слезами. Из сугубо профессиональных литературных приемов отмечу звуковой ряд эпилога (громыхание черных марусь, хлюпанье постылой двери, вой старухи и доминирующую в поэме аллитерацию на "р", которая иммитирует звучание колокола и набата
Револьд Банчуков. Тайная поэма А.Ахматовой. Вестник.№20 (227) 1999

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

Композиция поэмы «Реквием»Эпиграф (1961)‏Вместо предисловия  (1957)‏Посвящение  (1940)‏Вступление (1935)‏Основная часть I.«Уводили тебя на рассвете…» (1935)‏II.« Тихо

Слайд 38«Правда за нами, и мы победим!» - начало ленинградской осады
Ворота Фонтанного

дома

А.Ахматова и Ольга Берггольц

Так под кровлей Фонтанного Дома, Где вечерняя бродит истома С фонарем и связкой ключей, -- Я аукалась с дальним эхом Неуместным тревожа смехом Непробудную сонь вещей,- Где свидетель всего на свете, На закате и на рассвете Смотрит в комнату старый клен, И, предвидя нашу разлуку, Мне иссохшую черную руку, Как за помощью тянет он. «Поэма без героя» 1940

Ольга Берггольц вспоминала об Ахматовой самого начала ленинградской осады: «На линованном листе бумаги, вырванном из конторской книги, написанное под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой выступление по радио - на город и на эфир - в тяжелейшие дни штурма Ленинграда и наступления на Москву. Как я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного Дома, под кленом, воспетым ею в «Поэме без героя». В то же время она писала стихи, пламенные, лаконичные по-ахматовски четверостишия: «Вражье знамя растает, как дым, правда за нами, и мы победим!»

«Правда за нами, и мы победим!» - начало ленинградской осадыВорота Фонтанного домаА.Ахматова и Ольга БерггольцТак под кровлей

Слайд 39Немцы похозяйничали.
Хроника Вел. Отеч войны
«Страшный призрак, притворяющийся моим
городом…» Блокадный Ленинград.
Хроника

Великой Отечественной войны

Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
А.Ахматова. «Коротко о себе»

    В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.     Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти" – последнее о чтении стихов на фронте в Териоках.
А.Ахматова. «Коротко о себе»

В период Великой Отечественной войны

Немцы похозяйничали.Хроника Вел. Отеч войны«Страшный призрак, притворяющийся моим городом…» Блокадный Ленинград.Хроника Великой Отечественной войны   Отечественная

Слайд 40«Нас покориться никто не заставит!»

МУЖЕСТВО Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
  1942

Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941 Ленинград

Блокадный Ленинград. Фотоархив
Великой Отечественной войны

В 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны появляются два стихотворения невиданной патриотической силы «Клятва» и «Мужество». Родной язык, родное слово. становится для Ахматовой символом родины Внутренним, поэтическим пророческим чутьем Ахматова поняла: сохранить речь - значит сохранить дух нации, ее свободу


Д. Шостокович. 7 симфония
«Ленинградская»

«Нас покориться никто не заставит!»            МУЖЕСТВО

Слайд 41 ПУШКИН Кто знает, что

такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ногу ножкой называть?.. 1942

Царскосельский Лицей

А.Ахматова. Фото. 1925

С Пушкиным же, по словам исследователя
Л. Я. Гинзбург, Ахматова вступает в «особые, именно жизненно-литературные отношения». «Смуглый отрок» в аллеях Царского Села перекликается с темноволосой, смуглоногой и смуглорукой ахматовской Музой. Нередки в лирике Ахматовой и переклички с пушкинской географией (юг, море, Царское Село, Петербург). Ещё на заре своей поэтической юности она задорно воскликнула: «Я тоже мраморной стану…» А.Ахматова оставила многочисленные, хотя и весьма субъективных историко-литературные исследования о творчестве Пушкина.

А.Ахматова и А.С Пушкин

О.А. Кипренский.
Портрет А.С Пушкина

Ахматову роднит с Пушкиным понимание фатальной трагичности
пути русского поэта. В страшном 1942 году Ахматова спасается
Пушкиным, греется его солнечностью:

У Пушкина заимствует Ахматова и свою
«всемирную отзывчивость», античную простоту

МУЗА
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: " Я!".
1924

ПУШКИН  Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил

Слайд 42Сразу после войны в 1946 году вышла печально знаменитая статья Жданова.

А сына, «кровью искупавшего»свою «вину
перед Родиной» в штрафном батальоне, снова бросили в лагеря

Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; против них направлено постановление ЦК ВКП(б)‏
"О журналах "Звезда" и "Ленинград"

«Ее, величавую, гордую, всегда мне было жаль, – признавалась в своих записных
книжках актриса Фаина Раневская. …И только через много дней она вдруг сказала:
«Скажите, зачем Великой моей стране, изгнавшей Гитлера со всей техникой,
понадобилось пройти всеми танками по грудной клетке одной больной старухи»
Ф. Раневская. Судьба – шлюха.

«Что за трагический парадокс: в 1946 году Жданов говорил об
Ахматовой как о «барыньке, мечущейся между будуаром и
молельней», клеймил камерность ее стихов. А она создавала плач
о горе миллионов, к несчастью которых был причастен и тот, кто
поучал ее, как надо отражать народную жизнь!» – восклицал
литератор Анатолий Найман

После исключения из Союза писателей Ахматову лишили продовольственных карточек. Она получала крошечную пенсию, на которую жить было невозможно. Ежедневно у ее квартиры люди ставили коробку, в которую опускали свои продкарточки. Иногда их набиралось до сорока в день. Она горевала, что люди отрывают от себя необходимое, а карточки сдавала в домоуправление.

А.Ахматова. Фотоархив

Сразу после войны в 1946 году вышла печально знаменитая статья Жданова. А сына, «кровью искупавшего»свою «вину перед

Слайд 43 На рубеже 50—60-х годов в Ленинграде (так назывался тогда Санкт-Петербург) вокруг

Анны Ахматовой сложился кружок молодых поэтов. В него входили Евгений Рейн, Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев, Владимир Уфлянд. Евгений Рейн и привел в него молодого Иосифа Бродского.

Анна Ахматова, дружбой с которой была озарена начальная пора этой группы поэтов, называла их общество «волшебным хором». «...Каким-то невольным образом вокруг нее всегда возникало некое поле, в которое не было доступа дряни. И принадлежность к этому полю, к этому кругу на многие годы вперед определила характер, поведение, отношение к жизни многих - почти всех - его обитателей... На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходивших».
И.Бродский

Известен автограф Ахматовой на книге ее стихотворений 1961 года подаренной Бродскому: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными
Анна Ахматова 28 декабря 1963 Москва
Фото А.И.Бродского 1960 - годы

«Волшебный хор» и Анна Ахматова

Анна Ахматова и Анатолий Найман

На рубеже 50—60-х годов в Ленинграде (так назывался тогда Санкт-Петербург) вокруг Анны Ахматовой сложился кружок молодых

Слайд 44ВСТУПЛЕНИЕ Из года сорокового, Как с башни на все гляжу. Как будто прощаюсь снова С

тем, с чем давно простилась, Как будто перекрестилась И под темные своды схожу. 1941, август Ленинград (воздушная тревога) ПОСВЯЩЕНИЕ А так как мне бумаги не хватило Я на твоем пишу черновике. И вот чужое слово проступает И, как снежинка на моей руке, Доверчиво и без упрека тает. И темные ресницы Антиноя Вдруг поднялись, и там - зеленый дым, И ветерком повеяло родным... Не море ли? -- Нет, это только хвоя Могильная и в накипаньи пен Все ближе, ближе ... "Marche funebre"...* Шопен

Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения —
«Поэмы без героя» (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой,которая сделала ее Поэтом.

Ахматова относится к тем поэтам, у кого нет ни генеалогии, ни сколько-нибудь заметного "развития". Такие поэты, как она, просто рождаются. Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души. Она явилась во всеоружии и никогда никого не напоминала, и, что, может быть, еще важней, ни один из бесчисленных подражателей даже не подошел близко к ее уровню. Они все были похожи более друг на друга, чем на нее. И.Бродский. Скорбная муза. Из кн: Проза и эссе. Переводы


ВСТУПЛЕНИЕ Из года сорокового, Как с башни на все гляжу. Как будто прощаюсь снова С тем, с

Слайд 45В августе 1962 года Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую

премию, а в 1963
году Анна Ахматова была выдвинута на Международную литературную премию «Этна - Таормина».
1 декабря 1964 года Анна Ахматова выехала в Италию на чествование по случаю присуждения
премии «Этна-Таормина», и в ее честь был устроен торжественный прием в Риме

Вручение А.А. Ахматовой международной
премии «Этна Таормина». Италия. Фото 1964

К Ахматовой пришла заслуженная известность - ее стихи печатали в различных изданиях, проходили ее творческие вечера. 30 мая 1964 года в Москве в музее Маяковского состоялся торжественный вечер, посвященный 75-летию Анны Ахматовой.

Прошлой зимой, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи - побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж. А.А. Ахматова «Коротко о себе»

Италия. Вечный Рим

В августе 1962 года Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую премию, а в 1963 году Анна

Слайд 46А.Ахматова в Оксфорде. 1965
12 декабря 1964 годав замке Урсино А.А.Ахматовой
была вручена

литературная премия «Этна-Таормина»
за 50-летие поэтической деятельности и в связи с
выходом в Италии сборника ее избранных произведений.
А 15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял решение: присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы.

Профессорская мантилья
А.А. Ахматовой

… Меня, как реку
Суровая эпоха развернула.
В другое русло.
Мне подменили жизнь..
И я своих не знаю берегов
Из цикла «Северные элегии»

Оксфордский университет

А.Ахматова в Оксфорде. 196512 декабря 1964 годав замке Урсино А.А.Ахматовойбыла вручена литературная премия «Этна-Таормина» за 50-летие поэтической

Слайд 47
Музей

Анны Ахматовой на Фонтанке – так называемый Фонтанный дом Всю жизнь бездомная, кочующая между Ленинградом и Москвой Андреевна не слишком любила и это своё пристанище: «Нищей в него вошла, нищей и ухожу».

Вещей – мало, среди них – сундук, в котором
хранились рукописи, корректуры и книги. Он был
верным спутником хозяйки и сопровождал её всех
квартирных странствиях. Имевший когда-то сугубо
практическое назначение, теперь сундук
символизирует, по мнению создателей музея очень
важные для поэтического творчества Ахматовой
понятия память, связь культур («Как в прошедшем
грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет»).

Эти её слова наглядно подтверждает скупая обстановка мемориальной комнаты.

Кушетка в в Фонтанном доме

Рабочий уголок А.А.Ахматовой в Фонтанном доме
( Санкт – Петербург, набережная Фонтанки,34)‏

Музей Анны Ахматовой на Фонтанке – так

Слайд 48
Дом – музей А.А.Ахматовой в Петербурге. Фонтанный дом
«...И голос вечности зовет...» 
Но

иногда весенний шалый ветер,
Иль сочетанье слов в случайной книге,
Или улыбка чья-то вдруг потянут
Меня в несостоявшуюся жизнь.
В таком году произошло бы то-то,
А в этом – это: ездить, видеть, думать,
И вспоминать, и в новую любовь
Входить, как в зеркало, с тупым сознаньем
Измены и еще вчера не бывшей
Морщинкой…
Но если бы оттуда посмотрела
Я на свою сегодняшнюю жизнь,
Узнала бы я зависть наконец…
Из цикла «Северные элегии"
2 сентября 1945 Фонтанный дом

Увидев ее в 1964 году в Италии, во время вручения премии
«Этна-Таормина», высокую, статную, величественную, настоящую царицу, богиню поэзии, иностранный журналист воскликнул: «Теперь я понимаю, почему Россией долгие годы могли править женщины».

Дом – музей А.А.Ахматовой в  Петербурге. Фонтанный дом«...И голос вечности зовет...» Но иногда весенний шалый ветер,Иль сочетанье

Слайд 49...Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь

моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». А.А. Ахматова «Коротко о себе»

«Легенда её жизни и её непреклонного тихого сопротивления
всему, что она считала унижающим собственную страну и себя,
сделала её фигурой не только русской словесности, но всей
российской истории нашего столетия»
Сэр Исайя Берлин – критик и философ. Оксфорд 1982 г

«Её поэзия близится к тому,
чтобы стать одним из символов
величия России»
О.Э. Мандельштам

Поэзия Ахматовой - это прежде всего
подлинность,невыдуманность чувств,
поэзия, отмеченная необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью
нравственного начала...
А.Т.Твардовский

Сэр Исайя Берлин

О.Э. Мандельштам

А.Т.Твардовский

...Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью

Слайд 50Свой последний приют она нашла в Комарово,
под соснами в 1966

году. Там всегда у могилы люди.
Ее провожал весь Ленинград...

Дача в Комарово, которую А.А.Ахматова
называла будкой

Барельеф на надгробии А.А.Ахматовой
Автор: А.М.Игнатьев, 1970 г.

Могила А.А.Ахматовой

А я уже стою на подступах к чему-то, Что достается всем, но разною ценой… На этом корабле есть для меня каюта И ветер в парусах – и страшная минута Прощания с моей родной страной.
А.Ахматова

Свой последний приют она нашла в Комарово, под соснами в 1966 году. Там всегда у могилы люди.

Слайд 51
«Я – голос ваш…» Жизнь и творчество А.А.Ахматовой Литературно-художественная презентация.

Тексты печатались по следующим изданиям:

1. Павловский А.И. «Анна Ахматова: Жизнь и творчество» Москва, 1991г.
2. Жирмунский В.М. «Анна Ахматова» Москва, 19751г.
3. Алигер М.И. В последний раз. В книге «Встречи и разлуки». Москва, «Известия», 1989г.
4. Сидоровский Л. «И упало каменное слово...» Жданов против Ахматовой. Москва, 1989г.
5. Круг чтения 90 календарь. История одного портрета. Л.Алексеева с. 139
6. Богданова О.Ю. и др. «Методика преподавания литературы» Москва, «Академия», 2000г.
7. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Москва, Олимп, 1997г. Серия «Школа классики».
8. Гончарова Н. Анна Ахматова: попытка комментария // Вопросы литературы. 1998. № 11/12. С.322.
9.. Иванов Г. Собр. соч. в 3-х томах. М., 1994. С. 54-55
10. Стихи А.А.Ахматовой читает Алла Демидова
"Поэма без героя" в сопровождении Камерного оркестра и Свято-Никольского хора
Третьяковской галереи под руководством Алексея Пузакова
http://tretyakovchoir.ru/music_ademidova.htm»»
"Театр поэзии Аллы Демидовой« на радио "Культура",
http://www.moskva.fm/»»
Звуковая коллекция на сайте "Клуб зрителей Таганки":
www.zritelclub.narod.ru/zvukovidy.htm  »»
Музыкальное сопровождение: Г.Свиридов. «Метель».Романс
Аккордеон. Мелодия Париж
Д. С. Бортнянский - Херувимская песнь №7 ("Царская")‏




«Я – голос ваш…» Жизнь и творчество А.А.Ахматовой   Литературно-художественная презентация.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть