К.Петров – Водкин. А.Ахматова. 1922
Многим
Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица,
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей;
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей;
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И говорят - нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить...
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться.
1922
«Татарское, дремучее…»
Ахматова - пожалуй, это была ее первая удачная строка, отлитая акустически безупречно, с "Ах", рожденным не сентиментальностью, а историей.
И.Бродский. Скорбная муза. Из кн: Проза и эссе. Переводы
Портрет художника Натана Альтмана. считается самым лучшим. Анна Андреевна изображена в платье интенсивно-синего цвета с ярко-желтой шалью на плечах. В портрете подчеркивается: спокойная сила, стоическое противостояние судьбе, изысканность, величавость, одухотворенность.
Н.И. Альтман.«Портрет А. А. Ахматовой». 1914 г.
На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
И бледный рот слегка разжат.
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.
1913
Это стихотворение, по мнению художника
Ю.Анненкова, можно считать автопортретом
Автопортрет
Отец, Андрей Антонович Горенко, настоящий красавец и любимец женщин, тратил безрассудно деньги, часто пропадал из дома, пока, наконец, не оставил семью совсем. Мать, Инна Эразмовна, беззащитная - «женщина с прозрачными глазами», хлебнула немало горя: трое из шести ее детей умерли
А.А. Ахматова «Коротко о себе»
Андрей Антонович Горенко,
Инна Эразмовна и их дети.
(Анна на руках у матери), 1890 г.
Аня Горенко с младшим братом Виктором
Мариинская гимназии в Царском
Селе, где училась Ахматова, каждое лето семья проводила
под Севастополем
Парк в Царском Селе
III
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
Рисунок
А.С.Пушкина
II ...
А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану...
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
В Царском Селе
Памятник А.С.Пушкину в Царском Селе
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски…
А. Ахматова. Коротко о себе
Ане Горенко 1900 г
…Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.
А. Ахматова. Из «Автобиографической прозы»
По азбуке Льва Толстого
выучилось чтению несколько
поколений детей
Образование
Курс лекций по истории античной драмы на Высших историко-литературных и юридическихкурсах Раева в 1908-1909 гг. читал И. Ф. Анненский, к творчеству которого А.Ахматова сохранила уважение на всю жизнь и считала своим учителем.
На обложке воспроизведен фрагмент афиши к спектаклю Камерного театра "Фамира-кифарэд" (1916) по драме И. Ф. Анненского работы Александры Экстер.
УЧИТЕЛЬ
Памяти Иннокентия Анненского
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем,
предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул
томленье -
И задохнулся...
1945
И. Ф. Анненский
Аня Горенко. Фото 1911
Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".
«Грядущее, созревшее в прошедшем»
Е. Осетров. Вопросы литературы. 1965. № 4.
Меж тем женщины влюблялись в него. Был он от природы робок, застенчив, болезнен. Он сам переделал, сам воспитал себя. Он стал путешественником, охотником на львов, уланом. Записался добровольцем на войну 1914 года, принимал участи в боях и заслужил две солдатские награды: Георгиевские кресты 4-й и 3-й степени.
О.Кучкина. Газета «Комс.пр.»4.04. 2011
Бесконечное жениховство Николая Степановича
и мои столь же бесконечные отказы, наконец, утомили даже мою кроткую маму и она сказала мне с упреком: «Невеста неневестная», что показалось мне кощунством. Почти каждая наша встреча кончалась моим отказом выйти за него замуж.
Анна Ахматова, Из «Записных книжек»
Ахматова и Гумилев
Он всегда мне казался ребенком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец - в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал ее на себя сызнова.
В.Ходасевич. Гумилев и Блок.
Из кн: Некрополь
Последняя фотография Н.Гумилева
Ахматова ушла из его жизни и его Царскосельского дома накануне Февральской революции. Говорила, что в этом доме ее не покидало какое то зловещее предчувствие. Позднее она считала это предчувствием гибели поэта. …" И умру я не на постели, при нотариусе и враче...»,- написал поэт. Его арестовали 3 августа 1921 года, за четыре дня до смерти близкого ему Блока, по делу об участии в заговоре профессора Таганцева. 1 сентября "Петроградская правда" опубликовала 61 имя осужденных и расстрелянных. Среди них был Николай Степанович Гумилев.
Гумилев с самого начала не принял большевиков. До сих пор не поставлена точка в исследованиях, было ли дело сфальсифицировано или имело под собой реальную почву. Свидетели рассказывали, что перед расстрелом он был спокоен, читал в камере Гомера и Евангелие. В тридцать пять он ушел в бессмертие.
О.Кучкина. Газета «Комс.пр.» 4.04. 2011
Откуда я пришел, не знаю..
Не знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
В моем сверкающем саду...
Н.Гумилев. "Credo"
В 1910-м (25 апреля ст. ст.) я вышла замуж за Н. С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.
Н.Гумилев. Фотоархив
А.Ахматова.
Фото начала 1920 -х
«А на жизнь мою…грусть легла…»
На похоронах А.Блока в 1921 году, Ахматова узнает об аресте мужа, теперь уже бывшего, Н.Гумилева. Она бросилась лопотать, добилась решения об отмене расстрела, но оно опоздало на два дня…
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке
Н.Гумилев
«Двух голосов перекличка…»
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я,
Любит, любит кровушку
Русская земля.
Август 1921г.
Г.Свиридов. «Метель».Романс
Первого октября 1912 года
родился мой единственный сын Лев.
А.А. Ахматова «Коротко о себе»
Ахматова с мужем и сыном Львом. Фото. 1915
Усадьба Гумилевых Ахматовых в селе Градницы
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912
Фонтанный дом. Комната А.Ахматовой
Вы уже познакомились с работами Петрова – Водкина, Альтмана,
Анненкова, а теперь мы встретимся с работами А. Осмеркина и
А. Модильяни
Божественная неповторимость личности в данном случае подчеркивалась ее потрясающей красотой. От одного взгляда на нее перехватывало дыхание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелеными глазами снежного барса, ее в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие и многие, начиная от Амедео Модильяни. Стихи, посвященные ей, составили бы больше томов, чем все ее сочинения. Все это я говорю к тому, что внешняя сторона ее Я ошеломляла. Скрытая сторона натуры полностью соответствовала внешности, что доказали стихи, затмившие одно и другое.
И.Бродский. Скорбная муза. Из кн: Проза и эссе. Переводы
А.А. Осмеркин. Ленинград.
Белая ночь. А.Ахматова
В начале 20 века в маленьком парижском
кафе «Ротонда» перекрестились взгляды двух людей. “Какой интересный еврей!” – подумала она.“Какая интересная француженка!”, – мелькнуло у него в голове.
А.Ахматова - Н. А. Ольшевской -
Ардовой, актрисе Малого театра
Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь. Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни, его – очень короткой, моей – очень длинной.
А.Ахматова. Очерк о Модильяни
Сантьяго Русионль. Кафе
Безалаберных на Монмартле. 1890
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты в первый раз одна с любимым
А. Ахматова Из кн. «Вечер»
.
«Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — вспоминает поэт, -
эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы
я их окантовала и повесила в моей комнате.
Третьякова Наталия. Ахматова и Модильяни.
У неоконченного портрета
В черноватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродил за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне – своей Египтянке…
Что играет старик на шарманке,
А под ней весь парижский гул,
Словно гул подземного моря, —
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул.
Из чернового варианта
«Поэмы без героя»
Париж начала ХХ века глазами
Антуана Бланшара и Эдуарда Кортеса.
«И… опять Модильяни незаметно бродил за мной…»
Аккордеон. Париж
Уже много позже Корней Чуковский напишет: “Не расставалась она только с такими вещами, в которых была запечатлена для нее память сердца. То были ее “вечные спутники” — шаль, подаренная ей Мариной Цветаевой, рисунок ее друга Моди, перстень, полученный ею от покойного мужа…”
Анне Ахматовой рисунок Модильяни был так дорог,
что именно его она выбрала для обложки книги.
После возвращения Ахматовой на родину
Модильяни писал ей в Россию письма, наполненные страстью и нежностью: “Вы во мне наваждение” …”Я беру вашу голову в руки и опутываю любовью”.
Ахматова и Модильяни
Нажмите на пленку
С момента основания "Цеха поэтов"
Ахматова стала его секретарем и
деятельным участником.
В 1910 году явно обозначился кризис
символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм.
Вместе с моими товарищами по Первому
Цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем
и Нарбутом - я сделалась акмеисткой
А.Ахматова «Коротко о себе»
А.А.Ахматова читает стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…»
В 1912 г. вышел первый
сборник Ахматовой "Вечер"
В 1912 году вышел мой первый сборник стихов -
«Вечер». Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.
А.Ахматова. «Коротко о себе»
Г.Серебрякова.
А.Ахматова. 1922
Сборник Ахматовой "Вечер»
переиздавался 13 раз и ввел
А.Ахматову в круг истинных
поэтов
Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако как беличья шкурка на небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке), казалось бы не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем.
Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той хрупкой пронзительности, которую оно имеет.
Кузмин М. Предисловие к сборнику «Вечер»
25 марта 1911 года старого стиля
(Благовещенье) Гумилев вернулся из
своего путешествия в Африку (Аддис-
Абеба). В нашей первой беседе он между
прочим спросил меня: "А стихи ты писала?"
Я, тайно ликуя, ответила: "Да". Он
попросил почитать, прослушал
несколько стихотворений и сказал: "Ты
поэт – надо делать книгу". Вскоре были
стихи в "Аполлоне" (1911, №4, стр.).
А.Ахматова. Разъяснение одного
недоразумения
Многие исследователи называют
стихотворения Ахматовой новеллами,
лирическими романами, отмечая их «сюжетность»
ЕГЭ
ЕГЭ
Из сборника «Четки»
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха,
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои
1913
Если единичное получило общее значение, то, очевидно, источник очарования был не только в занимательности выражаемой личности, но и в искусстве выражать ее, в новом умении видеть и любить человека. …Ее призвание — в рассечении пластов.
Н. В. Недоброво. 1915 г.
Приходи на меня посмотреть. стихи А.Ахматовой
музыка В. Бибергана исполняет Елена Камбурова
Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: "Довольно!"
Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!
Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
1912
Стихи о Петербурге
1
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
2
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, -
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
Анна Ахматова. 1913
Мелодия Корнелюка о Петербурге
«Это как будто отрывки из дневника.
Странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи.
Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну.
Виктор Шкловский о сборнике «Anno
Domini», «Петрополис», 1922
Книга - поэма Ахматовой „У самого моря“ … кажется вам чудеснейшей раковиной, полной шуму от моря и
ветра (и от прилива крови к голове), совсем так, как если бы вы приложили
к уху настоящую
М.Шагинян
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
1912
Сборник “Белая стая” - новый этап
творчества Ахматовой - усиление
классического, пушкинского начала
Анне Ахматовой
«Красота страшна», Вам скажут
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.
«Красота проста», Вам скажут
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан — на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащий,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, что жизнь страшна».
Доме сером и высоком
У морских ворот Невы
в Петербурге, где жил А.Блок
А.Блок
Анна Ахматова
Александр Блок и Анна Ахматова
В 1916-м году Ахматова послала Блоку одну из своих новых поэм — «У самого моря» — и получила в ответ следующее письмо
…Прочтя Вашу поэму, я опять почувствовал, что стихи я все равно люблю, что они - не пустяк, и много такого отрадного, светлого, как сама поэма. Все это — несмотря на то, что я никогда не перейду через Ваши вовсе не знала, у САМОГО моря, САМЫЙ нежный, САМЫЙ кроткий (в ЧЕТКАХ), постоянные СОВСЕМ (это, вообще не Ваше, общеженское, всем женщинам этого не прощу). Тоже СЮЖЕТ; не надо мертвого жениха, не надо кукол, не надо ЭКЗОТИКИ, не надо уравнений с десятью неизвестными; надо еще жестче, неприглядней, больней. — Но все это пустяки, поэма настоящая и Вы — настоящая.
Преданный Вам Ал. Блок».
«Я пришла к поэту в гости…»
В годы Первой мировой войны Ахматова не разделяла официальный патриотический пафос, однако с болью отозвалась на трагедии военного времени
Первая мировая война – 1914 год
Н.Гумилев в форме
Уланского полка
«Пахнет гарью…» - хроника
Первой мировой войны
«Скоро станет тесно от свежих могил…» -
хроника Первой мировой войны
«Молитва»
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915
Впоследствии Ахматова написала: «Я гибель накликала милым...», «Эти могилы предсказаны словом моим...»: мужа расстреляли, сын сидел в лагерях, погибли друзья.
Первая мировая война – 1914 год
Русские офицеры в период
«Первой мировой войны
Хроника «Первой мировой войны
М.Цветаева при первой и последней встрече в 1941 году о
стихотворении «Молитва»:«Ведь это же искупительный обет!
Анна Андреевна! Неужели Вы не знали, когда писали,
что в стихах сбывается все».
Торговля на улицах революционного Петрограда.. Архив «Россия во мгле»
ПЕТРОГРАД, 1919
И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
«В терновом венке революций
грядет… семнадцатый год…»
А.Ахматова. Фотоархив
Впечатление стойкости и крепости слов так велико, что, мнится, целая человеческая жизнь может удержаться на них…
Н. Недоброво
Это пророческое стихотворение Анна Ахматова написала еще в апреле 1917 года. Когда через год они были опубликованы в первом номере «Воли народа», первая волна русской эмиграции уже катилась на запад, и мало, кто в этом потоке, понимал, куда его принесет и что, собственно, произошло в России. Анне Андреевной было 29. Уезжали читатели, поклонники, друзья. Но она точно знала, что спасения надо искать здесь, и, несмотря ни на какие уговоры, осталась. Начались три страшных года. Голодный, холодный Петербург времен Гражданской войны. Поэт Владислав Ходасевич писал, о случайной встрече на рынке. В скромном платке, бедном пальто стояла Ахматова, высокая, красивая, одновременно похожая и на царицу и на монахиню. Перед нею лежал мешок с селедкой. Это был паек, который получали писатели, и она обменивала его на продукты. Однажды, она возвращалась по улице, и какая-то сердобольная женщина дала ей милостыню. Ахматова сохранила монету на память.
Источник - сайт www.neofit.rи, программа "Библейский сюжет" «Лотова жена»
Бездомные в Петрограде в ожидании открытия одного
из центров помощи. Архив «Россия во мгле»
«1922 год. Послезавтра я уезжаю за границу. Иду к Ахматовой – проститься. Летний сад шумит уже по-осеннему. Инженерный замок в красном цвете заката. Как пусто! Как тревожно! Ахматова протягивает мне руку. – А я здесь сумерничаю. Уезжаете? Кланяйтесь от меня Парижу. - А вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать? - Нет. Я из России не уеду. - Но ведь жить все труднее. - Да. Все труднее. - Может стать совсем невыносимо. - Что ж делать. - Не уедете? - Не уеду».
Георгий Иванов. Собр. соч. в 3-х томах.
М., 1994. С. 54-55
1922 год: «не с теми я, кто бросил землю…»
На дорогах войны. Архив «Россия во мгле»
Любить родину для Ахматовой значит не покинуть ее в период страданий, поддержать ее, достойно принимать удары судьбы,
не клеймя родину позором. Стихотворение «Не с теми я...»
явилось поэтическим гражданским манифестом А.Ахматовой.
И тополя, как сдвинутые чаши.
Над нами сразу зазвенят сильней.
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А.А.Ахматова.«Воронеж». 1936
А.Ахматова и О.Мандельштам.1933
О.Мандельштам и А. А.Ахматова
Воронеж - сюда к ссыльному поэту, приезжала Анна
Андреевна Ахматова, оставившая лаконичное
воспоминание:
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза, в свой черед,
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета...
Дом в Воронеже,
где останавливалась
А.А.Ахматова
Анна Ахматова пришла в дом к Пунину 19 октября 1922 года и на полтора десятка лет соединила свою и его судьбу В своем дневнике Пунин написал: «…вечер такой мягкий и петербургский, «ахматовский» – черты твоего нежного лица во всем городе, под всеми фонарями дышит на меня твое лицо… …Люблю и не хочу без тебя, если б даже и мог». У поэта и Пунина вспыхнула любовь. К концу 1926 года Ахматова переезжает жить в Фонтанный Дом.
В центре Петербурга - Шереметевский дворец - Фонтанный Дом, как его называют в народе, во флигеле которого, в квартире известного искусствоведа, Н. Пунина, Анна Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов.
Квартира Н.Пунина
Фонтанный Дом.
Последний тост
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью,–
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
27 июня 1934
Шереметьевский Дом
Пунин Николай Николаевич (1888-1953) – профессор Академии художеств, известный искусствовед, автор нескольких учебников по искусству и фундаментальных исследований об Андрее Рублеве, Татлине, Лионской гравюре. В1923-1938 гг. был мужем Ахматовой. Совместная жизнь счастья и покоя не принесла. Был арестован в 1935 году и 26 августа 1949 года, в 1953г. погиб под Воркутой в сибирском лагере поселка Абезь. Ему посвящены стихи: “От тебя я сердце скрыла…”, “Не недели, не месяцы, годы…”, “И как всегда бывает в дни разрыва”, “Я пью за разоренный дом..”, “И сердце то уже не отзовется…”.
Отношения с сыном
Сына А.Ахматовой Льва Гумилева, (которому было всего 9 лет во время ареста отца), как сына врага народа будут арестовывать трижды: 1935, 1938, 1949гг. Анна Ахматова проведет 17 месяцев в тюремных очередях, сына приговорят к расстрелу, потом этот приговор при содействии матери заменят ссылкой. Лев Гумилев станет знаменитым ученым-востоковедом.
Август 1940
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке,-
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже,
Как маятник, ходит луна.
Так вот - над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
5 августа 1940
Шереметевский Дом
А.А.Ахматова с сыном
и свекровью
Осенью 1935, когда почти одновременно были арестованы Н.Пунин и Л.Гумилев, Ахматова начала писать Реквием (1935–1940).
Л.Гумилев в детстве
В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл "Реквием", который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В России поэма была опубликована только в 1987 году, через 22 года после смерти Анны Ахматовой
Поэма написана в 1935-1940гг. «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» -спросили у А.Ахматовой. Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти» …«Реквием» знали наизусть 11человек, и никто меня не предал».
В сталинских лагерях.
Фотоархив
REQUIEM
Реквием
Анна Ахматова
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961
В сталинских лагерях. Фотоархив
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
В тюремных очередях - знаке новой России -
видит Ахматова свой поэтический памятник
всем невинно пострадавшим от репрессий
ВСТУПЛЕНИЕ
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки.
Смертный пот на челе... не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
А.Ахматова «Реквием» (1935-1940
Сталинские репрессии. Фотодокументы
В "Реквиеме" оживает эпоха сталинщины - эпоха массовых
репрессий, общего оцепенения, страха, разговоров шепотом, и вместе
с тем поэма основана на реальных фактах ахматовской жизни,
неотделимой от судеб тех несчастных женщин, с которыми 17 месяцев
стояла Ахматова в тюремных очередях
Револьд Банчуков. Тайная поэма А.Ахматовой. Вестник.№20 (227) 1999
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940, Фонтанный Дом
Эпиграф нас относит к
Священному Писанию
Адресованный Отцу вопрос
Иисуса «Почто меня оставил?»
также восходит к Евангелию
Слова же Иисуса «О, не рыдай
Мене…» в тексте Евангелия
обращены не к матери, а к
сопровождавшим его
женщинам, «которые плакали
и рыдали о Нем».
Библейский образ, явившийся символом сталинской эпохи, образ, возникший в Апокалипсисе. "Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; И помрачилось Солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю..." (Откровение Иоанна Богослова, 9:1-3):
Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."
1938
Христианский мотив
трагической материнской участи
«Звезды смерти стояли над нами..».
("Вступление", 1935);
А.Ахматова читает «Реквием»
Нажмите на пленку
Мотив осиротевшей матери -
христианский мотив вечной
материнской участи - из эпохи в
эпоху отдавать сыновей в жертву
миру, находит высшее воплощение
в образе Марии:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
В поэме «Реквием» личное у Ахматовой (арест сына)
соединяется с общенациональным(трагическая история
России) и вечным (Богородица).
Поэма «Реквием»
Название "Реквием" - обозначение жанра поэтического произведения - указывает на основную идею поэмы (поминовение) и на форму ее воплощения (траурная торжественная музыка)..
«Реквием – месса для хора -
переходит в поэме то в крик:
«Семнадцать месяцев кричу…»
то в молчание – «И ни звука,
А сколько там / Неповинных
жизней кончается
Строки из "Реквиема": "Буду я, как стрелецкие женки,/ Под кремлевскими башнями выть" –
отразили вполне реальный факт: после ареста Льва Гумилева и Н.Н.Пунина Ахматова
обращалась с письмом к Сталину о помиловании сына и мужа.
1. В чем смысл названия произведения?
2. Как автор объясняет выбор темы?
Подтвердите цитатами.
3. Как композиция помогает подчеркнуть многомерность
и глубину текста?
4.. В поэме «Реквием» традиционные формы устного
народного творчества - плач «стрелецких жёнок»
кремлёвских стен, история донской казачки, библейский
сюжет - молчание Матери перед распятым Сыном
перекликаются с реальной жизнью. Как эти приемы
способствуют общечеловеческому звучанию поэмы?
5. Как заглавия трех глав: «Приговор», «К смерти»,
«Распятие» из десяти, не имеющих названия,
высвечивают главную тему поэмы?
6. Почему А. А. Ахматова в «Реквиеме» вопреки
библейской традиции центральной фигурой делает
не сына, а страдающую Мать?
7. Какие средства художественной выразительности
помогают раскрыть художественную идею поэмы
«Реквием»?
Вопросы для исследования:
Есть в "Реквиеме" и художественные приметы фольклора: это и интонация горестного народного плача, начинающаяся строкой "Уводили тебя на рассвете" (гл.1), кончающаяся строкой "Под кремлевскими башнями выть" и повторяющаяся в других частях поэмы (например: "Семнадцать месяцев кричу"); это и народно-песенные мотивы ("Тихо льется тихий Дон..."); это и образ "льющейся реки", часто связываемый в фольклоре со слезами. Из сугубо профессиональных литературных приемов отмечу звуковой ряд эпилога (громыхание черных марусь, хлюпанье постылой двери, вой старухи и доминирующую в поэме аллитерацию на "р", которая иммитирует звучание колокола и набата
Револьд Банчуков. Тайная поэма А.Ахматовой. Вестник.№20 (227) 1999
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
А.Ахматова и Ольга Берггольц
Так под кровлей Фонтанного Дома,
Где вечерняя бродит истома
С фонарем и связкой ключей, --
Я аукалась с дальним эхом
Неуместным тревожа смехом
Непробудную сонь вещей,-
Где свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен,
И, предвидя нашу разлуку,
Мне иссохшую черную руку,
Как за помощью тянет он.
«Поэма без героя» 1940
Ольга Берггольц вспоминала об Ахматовой самого начала ленинградской осады: «На линованном листе бумаги, вырванном из конторской книги, написанное под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой выступление по радио - на город и на эфир - в тяжелейшие дни штурма Ленинграда и наступления на Москву. Как я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного Дома, под кленом, воспетым ею в «Поэме без героя». В то же время она писала стихи, пламенные, лаконичные по-ахматовски четверостишия: «Вражье знамя растает, как дым, правда за нами, и мы победим!»
Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
А.Ахматова. «Коротко о себе»
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.
Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти" – последнее о чтении стихов на фронте в Териоках.
А.Ахматова. «Коротко о себе»
В период Великой Отечественной войны
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941 Ленинград
Блокадный Ленинград. Фотоархив
Великой Отечественной войны
В 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны появляются два стихотворения невиданной патриотической силы «Клятва» и «Мужество». Родной язык, родное слово. становится для Ахматовой символом родины Внутренним, поэтическим пророческим чутьем Ахматова поняла: сохранить речь - значит сохранить дух нации, ее свободу
Д. Шостокович. 7 симфония
«Ленинградская»
Царскосельский Лицей
А.Ахматова. Фото. 1925
С Пушкиным же, по словам исследователя
Л. Я. Гинзбург, Ахматова вступает в «особые, именно жизненно-литературные отношения». «Смуглый отрок» в аллеях Царского Села перекликается с темноволосой, смуглоногой и смуглорукой ахматовской Музой. Нередки в лирике Ахматовой и переклички с пушкинской географией (юг, море, Царское Село, Петербург). Ещё на заре своей поэтической юности она задорно воскликнула: «Я тоже мраморной стану…» А.Ахматова оставила многочисленные, хотя и весьма субъективных историко-литературные исследования о творчестве Пушкина.
А.Ахматова и А.С Пушкин
О.А. Кипренский.
Портрет А.С Пушкина
Ахматову роднит с Пушкиным понимание фатальной трагичности
пути русского поэта. В страшном 1942 году Ахматова спасается
Пушкиным, греется его солнечностью:
У Пушкина заимствует Ахматова и свою
«всемирную отзывчивость», античную простоту
МУЗА
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: " Я!".
1924
Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; против них направлено постановление ЦК ВКП(б)
"О журналах "Звезда" и "Ленинград"
«Ее, величавую, гордую, всегда мне было жаль, – признавалась в своих записных
книжках актриса Фаина Раневская. …И только через много дней она вдруг сказала:
«Скажите, зачем Великой моей стране, изгнавшей Гитлера со всей техникой,
понадобилось пройти всеми танками по грудной клетке одной больной старухи»
Ф. Раневская. Судьба – шлюха.
«Что за трагический парадокс: в 1946 году Жданов говорил об
Ахматовой как о «барыньке, мечущейся между будуаром и
молельней», клеймил камерность ее стихов. А она создавала плач
о горе миллионов, к несчастью которых был причастен и тот, кто
поучал ее, как надо отражать народную жизнь!» – восклицал
литератор Анатолий Найман
После исключения из Союза писателей Ахматову лишили продовольственных карточек. Она получала крошечную пенсию, на которую жить было невозможно. Ежедневно у ее квартиры люди ставили коробку, в которую опускали свои продкарточки. Иногда их набиралось до сорока в день. Она горевала, что люди отрывают от себя необходимое, а карточки сдавала в домоуправление.
А.Ахматова. Фотоархив
Анна Ахматова, дружбой с которой была озарена начальная пора этой группы поэтов, называла их общество «волшебным хором». «...Каким-то невольным образом вокруг нее всегда возникало некое поле, в которое не было доступа дряни. И принадлежность к этому полю, к этому кругу на многие годы вперед определила характер, поведение, отношение к жизни многих - почти всех - его обитателей... На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходивших».
И.Бродский
Известен автограф Ахматовой на книге ее стихотворений 1961 года подаренной Бродскому: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными
Анна Ахматова 28 декабря 1963 Москва
Фото А.И.Бродского 1960 - годы
«Волшебный хор» и Анна Ахматова
Анна Ахматова и Анатолий Найман
Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения —
«Поэмы без героя» (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой,которая сделала ее Поэтом.
Ахматова относится к тем поэтам, у кого нет ни генеалогии, ни
сколько-нибудь заметного "развития". Такие поэты, как она, просто рождаются. Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души. Она явилась во всеоружии и никогда никого не напоминала, и, что, может быть, еще важней, ни один из бесчисленных подражателей даже не подошел близко к ее уровню. Они все были похожи более друг на друга, чем на нее.
И.Бродский. Скорбная муза. Из кн: Проза и эссе. Переводы
Вручение А.А. Ахматовой международной
премии «Этна Таормина». Италия. Фото 1964
К Ахматовой пришла заслуженная известность - ее стихи печатали в различных изданиях, проходили ее творческие вечера. 30 мая 1964 года в Москве в музее Маяковского состоялся торжественный вечер, посвященный 75-летию Анны Ахматовой.
Прошлой зимой, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи - побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж.
А.А. Ахматова «Коротко о себе»
Италия. Вечный Рим
Профессорская мантилья
А.А. Ахматовой
… Меня, как реку
Суровая эпоха развернула.
В другое русло.
Мне подменили жизнь..
И я своих не знаю берегов
Из цикла «Северные элегии»
Оксфордский университет
Вещей – мало, среди них – сундук, в котором
хранились рукописи, корректуры и книги. Он был
верным спутником хозяйки и сопровождал её всех
квартирных странствиях. Имевший когда-то сугубо
практическое назначение, теперь сундук
символизирует, по мнению создателей музея очень
важные для поэтического творчества Ахматовой
понятия память, связь культур («Как в прошедшем
грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет»).
Эти её слова наглядно подтверждает скупая обстановка мемориальной комнаты.
Кушетка в в Фонтанном доме
Рабочий уголок А.А.Ахматовой в Фонтанном доме
( Санкт – Петербург, набережная Фонтанки,34)
Увидев ее в 1964 году в Италии, во время вручения премии
«Этна-Таормина», высокую, статную, величественную, настоящую царицу, богиню поэзии, иностранный журналист воскликнул: «Теперь я понимаю, почему Россией долгие годы могли править женщины».
«Легенда её жизни и её непреклонного тихого сопротивления
всему, что она считала унижающим собственную страну и себя,
сделала её фигурой не только русской словесности, но всей
российской истории нашего столетия»
Сэр Исайя Берлин – критик и философ. Оксфорд 1982 г
«Её поэзия близится к тому,
чтобы стать одним из символов
величия России»
О.Э. Мандельштам
Поэзия Ахматовой - это прежде всего
подлинность,невыдуманность чувств,
поэзия, отмеченная необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью
нравственного начала...
А.Т.Твардовский
Сэр Исайя Берлин
О.Э. Мандельштам
А.Т.Твардовский
Дача в Комарово, которую А.А.Ахматова
называла будкой
Барельеф на надгробии А.А.Ахматовой
Автор: А.М.Игнатьев, 1970 г.
Могила А.А.Ахматовой
А я уже стою на подступах к чему-то,
Что достается всем, но разною ценой…
На этом корабле есть для меня каюта
И ветер в парусах – и страшная минута
Прощания с моей родной страной.
А.Ахматова
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть