Слайд 1
«НЕРАЗДЕЛЬНОСТЬ
И
НЕСЛИЯННОСТЬ»
Слайд 3 Россия - буря. Демократия приходит "опоясанная бурей» …
России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.
Россия и революция
«Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт…» Он «должен знать… что его ждет голод, полное расстройст-во промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия, а за нею — не менее кровавая и мрачная реакция».
Слайд 4 Для Блока 1905—1907 годы — не конец, а начало
очередного витка революционных событий:
«...Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом...»
Слайд 5 Для Горького опыт социальной революции— «… занятие, весьма утешающее
маньяков этой прекрасной идеи и очень полезное для жуликов… Грабят — изумительно, артистически; нет сомнения, что об этом процессе самоограбления Руси история будет рассказывать с величайшим пафосом».
Слайд 6
Цели революции
Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым;
чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.
Когда такие замыслы… в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, - это называется революцией.
По мнентю Горького, путь к «социальной революции» — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции. …с русским рабочим классом проделывается безжалостный опыт, который уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие русской революции.
Слайд 7Основные разногласия в понимании вопросов
народа и интеллигенции,
революции и
культуры.
Слайд 8Народ и интеллигенция
Блок уверен, что есть «... две реальности:
народ и интеллигенция; … люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном». И всё же «есть между двумя станами — между народом и интеллигенцией — некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие...» На этой тонкой согласительной черте «вырастают подчас большие люди и большие дела». Именно таков Горький - «последнее знаменательное явление на черте, связующей народ с интеллигенцией».
Слайд 9 Для Блока проблема «согласительной черты» не однозначна. Что, если
«Россия в образе гоголевской тройки, вокруг которой «гремит и становится ветром разорванный воздух», летит прямо на нас» (т.е. интеллигенцию)? «Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройки, на верную гибель». Отсюда, как кажется Блоку, и проистекают два взаимоисключа-ющих чувства, которые посещают интеллигенцию: «самозабвение восторга и самозабвение тоски, отчаяния, безразличия».
Слайд 10Народ и интеллигенция
Горьким с негодованием отвергает возможность какой бы
то ни было «согласительной черты». Истинный смысл революции, убежден он - «разъединение» с интеллигентами-мещанами. «Мещане — лилипуты, народ — Гулливер, но если его запутать всеми нитками лжи и обмана, которые находятся в руках этого племени, он должен будет потратить лишнее время для того, чтобы порвать эти нитки».
Слайд 11 Русский народ,- …огромное дряблое тело, лишенное вкуса к государственному
строительству и почти недоступное влиянию идей, способных облагородить волевые акты; русская интеллигенция — болезненно распухшая от обилия чужих мыслей голова, связанная с туловищем не крепким позвоночником единства желаний и целей, а какой-то еле различимой тоненькой нервной нитью.
Забитый до отупения жестокой действитель-ностью, пьяненький, до отвращения терпеливый и, по-своему, хитренький, московский народ всегда был и остается — совершенно чужд психологически российскому интеллигенту, богатому книжными знаниями и нищему знанием русской действитель-ности. Тело плотно лежит на земле, а голова выросла высоко в небеса…
Слайд 12 Горький утверждает приоритет творчества масс над творчеством индивидуальным. Он
считал, что лучшие произведения почерпнуты из сокровищницы коллективного творчества народа — мифа, эпоса, других фольклорных жанров. «Ревнивец Отелло, лишенный воли Гамлет и распутный Дон-Жуан — все эти типы созданы народом прежде Шекспира и Байрона... Мильтон и Данте, Мицкевич, Гёте и Шиллер возносились всего выше тогда, когда их окрыляло творчество коллектива, когда они черпали вдохновение из источника народной поэзии, безмерно глубокой, неисчислимо разнообразной, сильной и мудрой».
Слайд 13Революция и культура
Великие художники русские - Пушкин, Гоголь, Достоевский,
Толстой погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна.
Надо вот сейчас понять, что народ русский, как Иванушка дурачок, только что с кровати схватился и что в его мыслях, для старших братьев если не враждебных, то дурацких, есть великая творческая сила.
Слайд 14 Я говорю … о писателях, например (если они делают политику,
то грешат против самих себя, потому что … политики не сделают, а свой голос потеряют). Я думаю, что не только право, но и обязанность их состоит в том, чтобы быть нетактичными, "бестактными": слушать ту великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух, и не выискивать отдельных визгливых и фальшивых нот в величавом реве и звоне мирового оркестра.
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию.
Слайд 15Революция и культура
Мы добивались свободы слова затем, чтобы
иметь возможность говорить и писать правду.
Но говорить правду,- это искусство труднейшее из всех искусств, ибо в своем «чистом» виде, не связанная с интересами личностей, групп, классов, наций,- правда почти совершенно неудобна для пользования обывателя и неприемлема для него. Таково проклятое свойство «чистой» правды, но в то же время это самая лучшая и самая необходимая для нас правда.
Заставив пролетариат согласиться на уничтожение свободы печати, Ленин и приспешники его узаконили этим для врагов демократии право зажимать ей рот.
Слайд 16К. С. Петров-Водкин «Смерть комиссара» 1927