Презентация, доклад по литературе 11 класс М.Цветаева

Содержание

Сила и самобытность поэтического слова Цветаевой,досадная обреченность жить вне времени провозгласили ее жизненный принцип:быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды...

Слайд 1М.Цветаева , ее современники и не только…..

М.Цветаева , ее современники и не только…..

Слайд 2Сила и самобытность поэтического слова Цветаевой,досадная обреченность жить вне времени провозгласили

ее жизненный принцип:быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды...


Сила и самобытность поэтического слова Цветаевой,досадная обреченность жить вне времени провозгласили ее жизненный принцип:быть только самой собой,

Слайд 3Пушкин вошел в жизнь Цветаевой еще в раннем детстве
В 5 лет,

едва научившись читать,
Она наткнулась на "Сочинения"
Пушкина. Это был
"взрослый Пушкин, "
к нему Марину пока
не подпускали, и,
понимая, что мать будет сердиться,
Марина читала Пушкина тайком,
"головой в шкаф".
Пушкин вошел в жизнь Цветаевой еще в раннем детствеВ 5 лет, едва научившись читать,Она наткнулась на

Слайд 4В 20 лет- первое стихотворение- "Встреча с Пушкиным"



Уже в этом стихотворении

становится ясно, что Марина любит то, что любил Пушкин, для нее свято все то, что связано с его желаниями, потому что Пушкин так гениально прост, с ним так интересно общаться…
В 20 лет- первое стихотворение-

Слайд 5


Поэтому она так ревниво относилась ко всему, что делало Пушкина несчастным….Марина

уверена была, что в его трагической гибели виновата Наталья Гончарова , которая, как считала Цветаева, вместо того, чтобы боготворить великого поэта, сама принимала с его стороны трепетное и заботливое отношение….Может быть, поэтому столько горькой иронии в ее стихах, посвященных жене Пушкина. Юная Цветаева воспринимала личную трагедию Пушкина как собственную..
Поэтому она так ревниво относилась ко всему, что делало Пушкина несчастным….Марина уверена была, что в его трагической

Слайд 6Марина Цветаева, страстно любившая Пушкина, и поэтому столь же страстно не

мирившаяся с Н.Н. и считавшая ее ничтожеством, писала: «Он (Пушкин) хотел нуль (Наталью Николаевну), ибо сам был — всё». На мой взгляд, звучит слишком категорично, чтобы быть правдой. Нулей вокруг было много, но Пушкин выбрал именно ее. Почему?


Сча́стье или гру́сть - Ничего́ не знать наизу́сть, В пышной та́льме катать бобро́вой, Сердце Пу́шкина тереби́ть в руках, И прослы́ть в века́х - Дли́ннобро́вой, Ни к кому́ не суро́вой - Го́нчаро́вой.
Со́н или смертный гре́х - Быть как шёлк, как пух, как ме́х, И, не слы́ша стиха́ литого, Процвета́ть себе без морщи́н на лбу. Если гру́стно — кусать губу́ И пото́м, в гробу́, Вспомина́ть — Ланско́го.

Марина Цветаева, страстно любившая Пушкина, и поэтому столь же страстно не мирившаяся с Н.Н. и считавшая ее

Слайд 7В эмиграции

Переводила Пушкина на французский язык, а к 100-летней годовщине смерти

Поэта написала очерк "Мой Пушкин".
В 30-е годы у прожившей большую часть своей нелегкой жизни Цветаевой был свой Пушкин. С ним она вела диалоги и о власти, и об отношении к поэту разных людей. Мятежный дух Пушкина, его непримиримость она примеряла к себе.
В эмиграцииПереводила Пушкина на французский язык, а к 100-летней годовщине смерти Поэта написала очерк

Слайд 8В одном из писем М.Цветаева обмолвилась: "Живу. Последняя ставка на человека.

Но остаются работа и дети и пушкинское:т "На свете счастья нет, но есть покой и воля…"
Вот это триединое, неразрывное: дети, работа и Пушкин- пробудут с ней до конца.
В одном из писем М.Цветаева обмолвилась:

Слайд 9Отношения с А.А.Ахматовой

Отношения с А.А.Ахматовой

Слайд 10Юная Марина Цветаева
Впервые она познакомилась с творчеством Ахматовой в 1914 году

и в 1915
посвятила ей юношеское стихотворение
Юная Марина ЦветаеваВпервые она познакомилась с творчеством Ахматовой в 1914 году и в 1915посвятила ей юношеское стихотворение

Слайд 11Первое стихотворение,посвященное А.Ахматовой (1915г.)
Узкий, нерусский стан —

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала,

как мантия.



Вас передашь одной

Ломаной черной линией.

Холод — в весельи, зной —

В Вашем унынии.

Первое стихотворение,посвященное А.Ахматовой (1915г.)Узкий, нерусский стан —Над фолиантами.Шаль из турецких странПала, как мантия.Вас передашь однойЛоманой черной линией.Холод

Слайд 12
С творчеством А.Ахматовой Цветаева познакомилась в 1915 году, если судить по

юношескому стихотворению, обращенному к ней.
Цикл стихов 1916 года вдохновлен поездкой Цветаевой в Санкт-Петербург зимой 1915-1016 года, где она мечтала встретиться с ней, но той там в то время не было.
С творчеством А.Ахматовой Цветаева познакомилась в 1915 году, если судить по юношескому стихотворению, обращенному к ней.Цикл стихов

Слайд 13У Ахматовой и Цветаевой была заочная дружба, не очень близкая, но

полная глубокого уважения друг к другу

Одно время был у М.Цветаевой «ахматовский» период, когда целыми циклами она писала стихи об ахматовой и ее сыне Леве

У Ахматовой и Цветаевой была заочная дружба, не очень близкая, но полная глубокого уважения друг к другуОдно

Слайд 14Чем же поразила и пленила Цветаеву А.Ахматова?


Влюбленность в Ахматову и ее

поэзию длилась у нее много лет.В 1921 году она написала Ахматовой: "Вы мой самый любимый поэт, я когда-то давным-давно- лет 6 назад- видела Вас во сне, - Вашу будущую книгу: темно-зеленую, сафьянную, с серебром, - и, проснувшись, я знала, что Вы ее напишете."
Чем же поразила и пленила Цветаеву А.Ахматова?	Влюбленность в Ахматову и ее поэзию длилась у нее много лет.В

Слайд 15Этот сон вызвал первое стихотворение…
Узкий, нерусский стан - Над фолиантами. Шаль из турецких

стран Пала, как мантия. Вас передашь одной Ломаной черной линией. Холод - в весельи, зной - В Вашем унынии. Вся Ваша жизнь - озноб, И завершится - чем она? Облачный - темен - лоб Юного демона. Каждого из земных Вам заиграть - безделица! И безоружный стих В сердце нам целится. В утренний сонный час, - Кажется, четверть пятого, - Я полюбила Вас, Анна Ахматова.
Этот сон вызвал первое стихотворение…Узкий, нерусский стан - Над фолиантами. Шаль из турецких стран Пала, как мантия.

Слайд 16
Строчки о "ломанной линии" словно воспроизводят известный рисунок Амадео Модильяни 1911

года- портрет Ахматовой, знать о котором Цветаева в то время не могла.
Строчки о

Слайд 17Летом 1916 года Цветаева пишет цикл из 11 стихотворений, посвященных Ахматовой…

Златоустой

Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси
И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон,
Про глаза, что черны от боли,
И про тихий земной поклон Посреди золотого поля.
Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!

Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!

Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!

Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!

Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!

Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!

Летом 1916 года Цветаева пишет цикл из 11 стихотворений, посвященных Ахматовой…Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу,

Слайд 18Из цикла «Ахматовой...»
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем,

что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем храме моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
-И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова!-и сердце свое в придачу.
Из цикла «Ахматовой...»Мы коронованы тем, что одну с тобойМы землю топчем, что небо над нами- то же!И

Слайд 19





И Ахматова, и Цветаева в своем творчестве всегда опирались на реальность,

на саму жизнь в ее
проявлениях,
но по-разному преломлялась она
в их стихах, раскрывая характер поэтесс и особенности восприятия ими дейтвительности...
И Ахматова, и Цветаева в своем творчестве всегда опирались на реальность, на саму жизнь в еепроявлениях, но

Слайд 20Уже после революцииЦветаева вместе с красногвардейцем Бессарабовым послала Ахматовой старинную кашемировую

шаль.Бессарабов привез от Ахматовой стихи и кольцо- Марине, тоже очень старинное...


Уже после революцииЦветаева вместе с красногвардейцем Бессарабовым послала Ахматовой старинную кашемировую шаль.Бессарабов привез от Ахматовой стихи и

Слайд 21Фото А.Ахматовой 1946 год
Изредка они посылали друг другу подарки...

Фото А.Ахматовой 1946 годИзредка они посылали друг другу подарки...

Слайд 22В очерке «Нездешний вечер» М.Цветаева вспоминала:
«Читаю-как если бы в комнате была

сама Ахматова,одна Ахматова...И если я в данную минуту хочу явить собой Москву- лучше нельзя, то не для того, чтобы Перербург победить, а для того, чтобы эту Москву Петербургу подарить...Последовавшими за моим петербургским приездом стихами о Москве я обязана Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви.»
В очерке «Нездешний вечер» М.Цветаева вспоминала:	«Читаю-как если бы в комнате была сама Ахматова,одна Ахматова...И если я в

Слайд 23Это очень типично для Марины Цветаевой- все своевольно и властно подчинять

своей мечте...

Так же и в цикле «Ахматовой», где разговор идет на «ты», хотя не было личного общения

Это очень типично для Марины Цветаевой- все своевольно и властно подчинять своей  мечте...Так же и в

Слайд 24
Цветаева считала Ахматову «чистым лириком», та была для нее примером лирической

неизменности, поэтом, развившимся сразу с собственным словарем и максимальной оригинальностью..
Цветаева считала Ахматову «чистым лириком», та была для нее примером лирической неизменности, поэтом, развившимся сразу с собственным

Слайд 25«Ах,как я люблю Вас, и как я Вас радуюсь, и как

мне больно за Вас и высоко Вас!»

Так писала она в апреле 1921 годав письме Анне Ахматовой.О своей любви она пишет и в 1926 году из-за границы.Ахматова благосклонно принимала это поклонение, надписывала книги собственных стихов, присылаемые ей Цветаевой...

«Ах,как я люблю Вас, и как я Вас радуюсь, и как мне больно за Вас и высоко

Слайд 26К концу жизни Цветаева изменила свое отношение к Ахматовой
В 1940 году

она пишет об ахматовском сборнике «Из шести книг»: «Прочла, перечла почти всю книгу Ахматовой,
и- старо, слабо.Часть...совсем слабые концы, сходящие (и сводящие)
на нет...Но что она делала с 1917 по
1940 г.г.? Внутри себя...Жаль.»
К концу жизни Цветаева изменила свое отношение к АхматовойВ 1940 году она пишет об ахматовском сборнике «Из

Слайд 27Единственная двухдневная встреча Цветаевой и Ахматовой состоялась в начале июня 1941

года

Они встретились обе уже многое пережившие, окончательно утвердившие себя в своей творческой зрелости и жизненном опыте.По свидетельству Н.Ильиной, встреча прошла в длительной беседе.Они проговорили целую ночь.О содержании беседы нет никаких сведений.Трудно представить, что она проходила в полном понимании друг друга, - слишком уж различны по своим творческим устремлениям и характерам были эти два поэта...

Единственная двухдневная встреча Цветаевой и Ахматовой состоялась в начале июня 1941 годаОни встретились обе уже многое пережившие,

Слайд 28Трагический конец Цветаевой Ахматову очень тронул.Она бережно хранила ее подарки..
Спустя два

месяца после смерти Цветаевой кто-то из присутствующих у Ахматовой гостей заметил у хозяйки на шее дымчатые бусы. «Это подарок Марины»,-сказала она и заметила, прав ли был Шекспир, говоря, что «нет в мире виновных».Не виноваты ли в том, что произошло в Елабуге люди, окружавшие и знавшие Марину?
Трагический конец Цветаевой Ахматову очень тронул.Она бережно хранила ее подарки..Спустя два месяца после смерти Цветаевой кто-то из

Слайд 29
Ахматова, как могла, помогала сыну Цветаевой -Муру, когда они вместе оказались

в 1943 году в Ташкенте.Она опекала Мура, стараясь делать это незаметно, и ей хотелось, чтобы у него были товарищи среди сверстников, особенно пишущих...
Ахматова, как могла, помогала сыну Цветаевой -Муру, когда они вместе оказались в 1943 году в Ташкенте.Она опекала

Слайд 30В поздних стихах Ахматовой не раз появляется М.Цветаева
Все мы немного у

жизни в гостях.
Жизнь- это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.
Двух? А еще у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Темная,свежая ветвь бузины..
Это письмо от Марины...
В поздних стихах Ахматовой не раз появляется М.ЦветаеваВсе мы немного у жизни в гостях.Жизнь- это только привычка.Чудится

Слайд 31М.Цветаева и В.Маяковский
В Маяковском страдающая без своего читателя Цветаева увидела «первого

в мире поэта масс», назвала его даже «гением массы». И если к этому добавить ее слова о том, что «своими быстрыми ногами Маяковский шагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать», то можно понять и всю меру одиночества Цветаевой, тоску ее по России и, может быть, зависть к человеку, поэту, который обрел себя в единстве с народом.
М.Цветаева и В.МаяковскийВ Маяковском страдающая без своего читателя Цветаева увидела «первого в мире поэта масс», назвала его

Слайд 32Очень рано, и опять-таки в годы революции, оценила она по достоинству

трубный глас В.Маяковского.
Очень рано, и опять-таки в годы революции, оценила она по достоинству трубный глас В.Маяковского.

Слайд 33
Она высоко чтила в нем олицетворен-ную мощь революцион-ной России

Она высоко чтила в нем олицетворен-ную мощь революцион-ной России

Слайд 34
Маяковскому
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ -

Здорово, в веках Владимир!
Он возчик и он же конь,
Он прихоть и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: - Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес - Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес Избрал, не прельщась алмазом.
Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул и снова Оглоблей гребет — крылом Архангела ломового.

18 сентября 1921
МаяковскомуПревыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ - Здорово, в веках Владимир! Он возчик

Слайд 35Самоубийство Маяковского в апреле 1930 года вызвало лицемерные официальные «оправдания» советских

и потоки брани со стороны эмигрантов. Смерть поэта стала поводом не для осмысления его трагического пути, а для шельмования. В этом хоре цикл «Маяковскому», созданный Цветаевой в августе-сентябре, прозвучал диссонансом: для нее было бесспорным все, что вызывало споры вокруг его имени. Цветаева ввязывалась в полемику.
Ушедший – раз в столетье
Приходит…
Самоубийство Маяковского в апреле 1930 года вызвало лицемерные официальные «оправдания» советских и потоки брани со стороны эмигрантов.

Слайд 36
Цветаева могла понять Маяковского: несколько лет назад и сама «рвалась к

смерти» - и может быть, только «Поэма Горы» и «Поэма Конца» спасли ее.


В щемящей жалости к Маяковскому слышна жалость и к себе самой, ко всем таким:


- Враг ты мой родной!
Никаких любовных лодок
Новых – нету под луной.
Цветаева могла понять Маяковского: несколько лет назад и сама «рвалась к смерти» - и может быть, только

Слайд 37А.Блок и М.Цветаева
Вся гамма чувств, испытываемая М. И. Цветаевой к ее

старшему современнику, русскому поэту-символисту А. А. Блоку, выражена в ее поэтическом цикле «Стихи к Блоку», который создавался с 1916 по 1921 год. Кем был для М И. Цветаевой А. А. Блок? Прежде всего, святым, неземным человеком, чистым Ангелом, сошедшим с небес на землю, праведником и певцом России. Цветаева восхищается им и в первом стихотворении, датированном 15 апреля 1916 года, говорит: Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно единственное движение губ, Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту...
А.Блок и М.ЦветаеваВся гамма чувств, испытываемая М. И. Цветаевой к ее старшему современнику, русскому поэту-символисту А. А.

Слайд 38Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она считала

не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.
Цветаева называет Блока прекрасным "божьим праведником", стараясь объяснить, насколько дорог для нее этот поэт.
Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она считала не как собрата по ремеслу, а

Слайд 39
Марина Цветаева была поэтом от Бога, ей было даровано умение заглядывать

в будущее не только свое и родной страны, но и других людей.
«Смерть Блока. Еще ничего не понимаю, и долго не буду понимать. Думаю: смерти никто не понимает… Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Он как-то сразу стал ликом, заживо – посмертным (в нашей любви). Смерть Блока я чувствую как вознесение…»
Большинство произведений М. Цветаевой, посвященных А. Блоку, наполнены радостью от осознания, что ей суждено жить в одно время с таким человеком. В имени Блока для Марины Ивановны навсегда соединились время, природа, Родина, вся Вселенная:
Зверю- берлога, Женщине- лукавить,
Страннику- дорога, Царю- править,
Мертвому- дроги, Мне- славить
Каждому- свое….. Имя твое….



Марина Цветаева была поэтом от Бога, ей было даровано умение заглядывать в будущее не только свое и

Слайд 40Борис Пастернак в жизни М.Цветаевой

Отношения с Б.Пастернаком не укладывались в обычные

мерки.Несколько случайных встреч в Москве, до отъезда М.Цветаевой.Внезапное потрясение поэзией: Пастернак был изумлен ее "Верстами", Марина- его "Сестрой"…
Борис Пастернак в жизни М.ЦветаевойОтношения с Б.Пастернаком не укладывались в обычные мерки.Несколько случайных встреч в Москве, до

Слайд 41

В 1926 году Марина мечтает, пишет Пастернаку: "Ты приедешь ко мне,

и мы вместе поедем в Лондон…"Но поездка не состоялась….
В 1926 году Марина мечтает, пишет Пастернаку:

Слайд 42
Они были духовно очень близки. Получив его "Темы и вариации", Цветаева

писала ему: "Ваша книга- ожог…Ну, вот, обожглась и загорелась, - и сна нет, и дня нет. Только Вы, Вы один". Из этого рождались стихи, поэмы…

Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили, Расслоили… Стена да ров.
Расселили нас как орлов- Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт!
24 марта 1925

Рас-стояние: версты, мили… Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий… Не рассорили — рассорили, Расслоили… Стена да ров. Расселили нас как орлов- Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас как сирот. Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт! 24 марта 1925

Они были духовно очень близки. Получив его

Слайд 43Стихотворный «пожар», вызванный дружбой с Пастернаком, продолжался много лет, начиная с

берлинского «Неподражаемо лжет жизнь…» вплоть до написанного в 1934 г. стихотворения «Тоска по родине! Давно…» - в общей сложности около сорока вещей
Стихотворный «пожар», вызванный дружбой с Пастернаком, продолжался много лет, начиная с берлинского «Неподражаемо лжет жизнь…» вплоть до

Слайд 44Свою жизнь Цветаева воспринимала как предначертанную «книгу судеб». Свой крестный путь

она прошла, воплотив его в стихи, - это по плечу лишь великим. Читать ее стихи между делом нельзя, Цветаева поэт сложный, требует от читателя встречной работы мысли.
Свою жизнь Цветаева воспринимала как предначертанную «книгу судеб». Свой крестный путь она прошла, воплотив его в стихи,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть