Слайд 1М.Цветаева , ее современники и не только…..
Слайд 2Сила и самобытность поэтического слова Цветаевой,досадная обреченность жить вне времени провозгласили
ее жизненный принцип:быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды...
Слайд 3Пушкин вошел в жизнь Цветаевой еще в раннем детстве
В 5 лет,
едва научившись читать,
Она наткнулась на "Сочинения"
Пушкина. Это был
"взрослый Пушкин, "
к нему Марину пока
не подпускали, и,
понимая, что мать будет сердиться,
Марина читала Пушкина тайком,
"головой в шкаф".
Слайд 4В 20 лет- первое стихотворение- "Встреча с Пушкиным"
Уже в этом стихотворении
становится ясно, что Марина любит то, что любил Пушкин, для нее свято все то, что связано с его желаниями, потому что Пушкин так гениально прост, с ним так интересно общаться…
Слайд 5
Поэтому она так ревниво относилась ко всему, что делало Пушкина несчастным….Марина
уверена была, что в его трагической гибели виновата Наталья Гончарова , которая, как считала Цветаева, вместо того, чтобы боготворить великого поэта, сама принимала с его стороны трепетное и заботливое отношение….Может быть, поэтому столько горькой иронии в ее стихах, посвященных жене Пушкина. Юная Цветаева воспринимала личную трагедию Пушкина как собственную..
Слайд 6Марина Цветаева, страстно любившая Пушкина, и поэтому столь же страстно не
мирившаяся с Н.Н. и считавшая ее ничтожеством, писала: «Он (Пушкин) хотел нуль (Наталью Николаевну), ибо сам был — всё». На мой взгляд, звучит слишком категорично, чтобы быть правдой. Нулей вокруг было много, но Пушкин выбрал именно ее. Почему?
Сча́стье или гру́сть -
Ничего́ не знать наизу́сть,
В пышной та́льме катать бобро́вой,
Сердце Пу́шкина тереби́ть в руках,
И прослы́ть в века́х -
Дли́ннобро́вой,
Ни к кому́ не суро́вой -
Го́нчаро́вой.
Со́н или смертный гре́х -
Быть как шёлк, как пух, как ме́х,
И, не слы́ша стиха́ литого,
Процвета́ть себе без морщи́н на лбу.
Если гру́стно — кусать губу́
И пото́м, в гробу́,
Вспомина́ть — Ланско́го.
Слайд 7В эмиграции
Переводила Пушкина на французский язык, а к 100-летней годовщине смерти
Поэта написала очерк "Мой Пушкин".
В 30-е годы у прожившей большую часть своей нелегкой жизни Цветаевой был свой Пушкин. С ним она вела диалоги и о власти, и об отношении к поэту разных людей. Мятежный дух Пушкина, его непримиримость она примеряла к себе.
Слайд 8В одном из писем М.Цветаева обмолвилась: "Живу. Последняя ставка на человека.
Но остаются работа и дети и пушкинское:т "На свете счастья нет, но есть покой и воля…"
Вот это триединое, неразрывное: дети, работа и Пушкин- пробудут с ней до конца.
Слайд 10Юная Марина Цветаева
Впервые она познакомилась с творчеством Ахматовой в 1914 году
и в 1915
посвятила ей юношеское стихотворение
Слайд 11Первое стихотворение,посвященное А.Ахматовой (1915г.)
Узкий, нерусский стан —
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала,
как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод — в весельи, зной —
В Вашем унынии.
Слайд 12
С творчеством А.Ахматовой Цветаева познакомилась в 1915 году, если судить по
юношескому стихотворению, обращенному к ней.
Цикл стихов 1916 года вдохновлен поездкой Цветаевой в Санкт-Петербург зимой 1915-1016 года, где она мечтала встретиться с ней, но той там в то время не было.
Слайд 13У Ахматовой и Цветаевой была заочная дружба, не очень близкая, но
полная глубокого уважения друг к другу
Одно время был у М.Цветаевой «ахматовский» период, когда целыми циклами она писала стихи об ахматовой и ее сыне Леве
Слайд 14Чем же поразила и пленила Цветаеву А.Ахматова?
Влюбленность в Ахматову и ее
поэзию длилась у нее много лет.В 1921 году она написала Ахматовой: "Вы мой самый любимый поэт, я когда-то давным-давно- лет 6 назад- видела Вас во сне, - Вашу будущую книгу: темно-зеленую, сафьянную, с серебром, - и, проснувшись, я знала, что Вы ее напишете."
Слайд 15Этот сон вызвал первое стихотворение…
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких
стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Слайд 16
Строчки о "ломанной линии" словно воспроизводят известный рисунок Амадео Модильяни 1911
года- портрет Ахматовой, знать о котором Цветаева в то время не могла.
Слайд 17Летом 1916 года Цветаева пишет цикл из 11 стихотворений, посвященных Ахматовой…
Златоустой
Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси
И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон,
Про глаза, что черны от боли,
И про тихий земной поклон Посреди золотого поля.
Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!
Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!
Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!
Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!
Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!
Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу, — Ветер, голос мой донеси И вот этот мой вздох тяжелый. Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли, И про тихий земной поклон Посреди золотого поля. Ты в грозовой выси Обретенный вновь! Ты! — Безымянный! Донеси любовь мою Златоустой Анне — всея Руси!
Слайд 18Из цикла «Ахматовой...»
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем,
что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем храме моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
-И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова!-и сердце свое в придачу.
Слайд 19
И Ахматова, и Цветаева в своем творчестве всегда опирались на реальность,
на саму жизнь в ее
проявлениях,
но по-разному преломлялась она
в их стихах, раскрывая характер поэтесс и особенности восприятия ими дейтвительности...
Слайд 20Уже после революцииЦветаева вместе с красногвардейцем Бессарабовым послала Ахматовой старинную кашемировую
шаль.Бессарабов привез от Ахматовой стихи и кольцо- Марине, тоже очень старинное...
Слайд 21Фото А.Ахматовой 1946 год
Изредка они посылали друг другу подарки...
Слайд 22В очерке «Нездешний вечер» М.Цветаева вспоминала:
«Читаю-как если бы в комнате была
сама Ахматова,одна Ахматова...И если я в данную минуту хочу явить собой Москву- лучше нельзя, то не для того, чтобы Перербург победить, а для того, чтобы эту Москву Петербургу подарить...Последовавшими за моим петербургским приездом стихами о Москве я обязана Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви.»
Слайд 23Это очень типично для Марины Цветаевой- все своевольно и властно подчинять
своей
мечте...
Так же и в цикле «Ахматовой», где разговор идет на «ты», хотя не было личного общения
Слайд 24
Цветаева считала Ахматову «чистым лириком», та была для нее примером лирической
неизменности, поэтом, развившимся сразу с собственным словарем и максимальной оригинальностью..
Слайд 25«Ах,как я люблю Вас, и как я Вас радуюсь, и как
мне больно за Вас и высоко Вас!»
Так писала она в апреле 1921 годав письме Анне Ахматовой.О своей любви она пишет и в 1926 году из-за границы.Ахматова благосклонно принимала это поклонение, надписывала книги собственных стихов, присылаемые ей Цветаевой...
Слайд 26К концу жизни Цветаева изменила свое отношение к Ахматовой
В 1940 году
она пишет об ахматовском сборнике «Из шести книг»: «Прочла, перечла почти всю книгу Ахматовой,
и- старо, слабо.Часть...совсем слабые концы, сходящие (и сводящие)
на нет...Но что она делала с 1917 по
1940 г.г.? Внутри себя...Жаль.»
Слайд 27Единственная двухдневная встреча Цветаевой и Ахматовой состоялась в начале июня 1941
года
Они встретились обе уже многое пережившие, окончательно утвердившие себя в своей творческой зрелости и жизненном опыте.По свидетельству Н.Ильиной, встреча прошла в длительной беседе.Они проговорили целую ночь.О содержании беседы нет никаких сведений.Трудно представить, что она проходила в полном понимании друг друга, - слишком уж различны по своим творческим устремлениям и характерам были эти два поэта...
Слайд 28Трагический конец Цветаевой Ахматову очень тронул.Она бережно хранила ее подарки..
Спустя два
месяца после смерти Цветаевой кто-то из присутствующих у Ахматовой гостей заметил у хозяйки на шее дымчатые бусы. «Это подарок Марины»,-сказала она и заметила, прав ли был Шекспир, говоря, что «нет в мире виновных».Не виноваты ли в том, что произошло в Елабуге люди, окружавшие и знавшие Марину?
Слайд 29
Ахматова, как могла, помогала сыну Цветаевой -Муру, когда они вместе оказались
в 1943 году в Ташкенте.Она опекала Мура, стараясь делать это незаметно, и ей хотелось, чтобы у него были товарищи среди сверстников, особенно пишущих...
Слайд 30В поздних стихах Ахматовой не раз появляется М.Цветаева
Все мы немного у
жизни в гостях.
Жизнь- это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.
Двух? А еще у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Темная,свежая ветвь бузины..
Это письмо от Марины...
Слайд 31М.Цветаева и В.Маяковский
В Маяковском страдающая без своего читателя Цветаева увидела «первого
в мире поэта масс», назвала его даже «гением массы». И если к этому добавить ее слова о том, что «своими быстрыми ногами Маяковский шагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать», то можно понять и всю меру одиночества Цветаевой, тоску ее по России и, может быть, зависть к человеку, поэту, который обрел себя в единстве с народом.
Слайд 32Очень рано, и опять-таки в годы революции, оценила она по достоинству
трубный глас В.Маяковского.
Слайд 33
Она высоко чтила в нем олицетворен-ную мощь революцион-ной России
Слайд 34
Маяковскому
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ -
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик и он же конь,
Он прихоть и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: - Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес - Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес Избрал, не прельщась алмазом.
Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул и снова Оглоблей гребет — крылом Архангела ломового.
18 сентября 1921
Слайд 35Самоубийство Маяковского в апреле 1930 года вызвало лицемерные официальные «оправдания» советских
и потоки брани со стороны эмигрантов. Смерть поэта стала поводом не для осмысления его трагического пути, а для шельмования. В этом хоре цикл «Маяковскому», созданный Цветаевой в августе-сентябре, прозвучал диссонансом: для нее было бесспорным все, что вызывало споры вокруг его имени. Цветаева ввязывалась в полемику.
Ушедший – раз в столетье
Приходит…
Слайд 36
Цветаева могла понять Маяковского: несколько лет назад и сама «рвалась к
смерти» - и может быть, только «Поэма Горы» и «Поэма Конца» спасли ее.
В щемящей жалости к Маяковскому слышна жалость и к себе самой, ко всем таким:
- Враг ты мой родной!
Никаких любовных лодок
Новых – нету под луной.
Слайд 37А.Блок и М.Цветаева
Вся гамма чувств, испытываемая М. И. Цветаевой к ее
старшему современнику, русскому поэту-символисту А. А. Блоку, выражена в ее поэтическом цикле «Стихи к Блоку», который создавался с 1916 по 1921 год. Кем был для М И. Цветаевой А. А. Блок? Прежде всего, святым, неземным человеком, чистым Ангелом, сошедшим с небес на землю, праведником и певцом России. Цветаева восхищается им и в первом стихотворении, датированном 15 апреля 1916 года, говорит:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно единственное движение губ,
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту...
Слайд 38Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она считала
не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.
Цветаева называет Блока прекрасным "божьим праведником", стараясь объяснить, насколько дорог для нее этот поэт.
Слайд 39
Марина Цветаева была поэтом от Бога, ей было даровано умение заглядывать
в будущее не только свое и родной страны, но и других людей.
«Смерть Блока. Еще ничего не понимаю, и долго не буду понимать. Думаю: смерти никто не понимает… Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Он как-то сразу стал ликом, заживо – посмертным (в нашей любви). Смерть Блока я чувствую как вознесение…»
Большинство произведений М. Цветаевой, посвященных А. Блоку, наполнены радостью от осознания, что ей суждено жить в одно время с таким человеком. В имени Блока для Марины Ивановны навсегда соединились время, природа, Родина, вся Вселенная:
Зверю- берлога, Женщине- лукавить,
Страннику- дорога, Царю- править,
Мертвому- дроги, Мне- славить
Каждому- свое….. Имя твое….
Слайд 40Борис Пастернак в жизни М.Цветаевой
Отношения с Б.Пастернаком не укладывались в обычные
мерки.Несколько случайных встреч в Москве, до отъезда М.Цветаевой.Внезапное потрясение поэзией: Пастернак был изумлен ее "Верстами", Марина- его "Сестрой"…
Слайд 41
В 1926 году Марина мечтает, пишет Пастернаку: "Ты приедешь ко мне,
и мы вместе поедем в Лондон…"Но поездка не состоялась….
Слайд 42
Они были духовно очень близки. Получив его "Темы и вариации", Цветаева
писала ему: "Ваша книга- ожог…Ну, вот, обожглась и загорелась, - и сна нет, и дня нет. Только Вы, Вы один". Из этого рождались стихи, поэмы…
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили, Расслоили… Стена да ров.
Расселили нас как орлов- Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт!
24 марта 1925
Рас-стояние: версты, мили… Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий… Не рассорили — рассорили, Расслоили… Стена да ров. Расселили нас как орлов- Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас как сирот. Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт! 24 марта 1925
Слайд 43Стихотворный «пожар», вызванный дружбой с Пастернаком, продолжался много лет, начиная с
берлинского «Неподражаемо лжет жизнь…» вплоть до написанного в 1934 г. стихотворения «Тоска по родине! Давно…» - в общей сложности около сорока вещей
Слайд 44Свою жизнь Цветаева воспринимала как предначертанную «книгу судеб». Свой крестный путь
она прошла, воплотив его в стихи, - это по плечу лишь великим. Читать ее стихи между делом нельзя, Цветаева поэт сложный, требует от читателя встречной работы мысли.