Презентация, доклад по литературе 1 курс СПО на тему: Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева Отцы и дети

Содержание

Цель лекции:Рассмотреть художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.ТургеневПлан лекции:История создания романа.Общественно-исторический контекст.КомпозицияРечевая характеристикаЖанр.Оценка романа в русской критике

Слайд 1Тема 7.
Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тема 7. Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 2Цель лекции:
Рассмотреть художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и определить,

в чем заключалось новаторство И.С.Тургенев
План лекции:
История создания романа.
Общественно-исторический контекст.
Композиция
Речевая характеристика
Жанр.
Оценка романа в русской критике





Цель лекции:Рассмотреть художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.ТургеневПлан лекции:История

Слайд 3План лекции:


История создания романа
Общественно-исторический контекст
Композиция
Речевая характеристика
Пейзаж
Жанр
Оценка романа в русской критике.


План лекции:История создания романаОбщественно-исторический контекстКомпозицияРечевая характеристикаПейзажЖанрОценка романа в русской критике.

Слайд 4 История создания романа Замысел романа «Отцы и дети» возник у

И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.



История создания романа    Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860

Слайд 5В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу

1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».
В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном

Слайд 6


ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ


В романе «Отцы и

дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений.
40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками».
В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.
ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ   В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений.

Слайд 7КОМПОЗИЦИЯ
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же

места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

КОМПОЗИЦИЯВо время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом,

Слайд 8Кольцевая композиция






Марьино
(усадьба Кирсановых)
Родители Базарова
(небольшой домик
мелкопоместных дворян)
Никольское
(имение Одинцовой)

Кольцевая композицияМарьино(усадьба Кирсановых)Родители Базарова(небольшой домик мелкопоместных дворян)Никольское (имение Одинцовой)

Слайд 9Своеобразие композиции
Базаров и Аркадий совершают два круга странствий: имение Кирсановых —

имение Одинцовой — имение Базаровых. Однако если первый приезд и в Марьино, и в Никольское — это новые знакомства, то второй — расставания и разрывы.
У Базарова выбита почва из-под ног — в своих нигилистических убеждениях он усомнился, а взамен ничего найти не сумел; как выяснилось, отказаться от любви, природы, искусства априори значительно проще, пока не осознаешь, что они могут значить в .жизни человека.
Своеобразие композицииБазаров и Аркадий совершают два круга странствий: имение Кирсановых — имение Одинцовой — имение Базаровых. Однако

Слайд 10«Биографические» стоп-кадры
Вводя в повествование историю героя, Тургенев часто

прибегает к остановкам сюжетного действия — «биографическим» стоп-кадрам.
Так, например, пока Николай Петрович дожидается Аркадия на дороге, автор «занимает» читателя историей его жизни; подробный рассказ о жизни Павла Петровича мотивирован желанием Аркадия оправдать своего дядю в глазах Базарова — и поэтому биография Павла Петровича превращается в «рассказ Аркадия». Эпилог же полностью строится на досказывании романных судеб персонажей — о Кукшиной, например, из него становится известно едва ли не больше, чем из тех глав, в которых она была действующим лицом.
«Биографические» стоп-кадры   Вводя в повествование историю героя, Тургенев часто прибегает к остановкам сюжетного действия —

Слайд 11 Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний

конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

КОНФЛИКТ

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев:

Слайд 12 И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так,

например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить».
Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Речевая характеристика

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович

Слайд 13 Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение

природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Что такое пейзаж в литературе?

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть

Слайд 15 По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и

дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет

Слайд 16ПЕЙЗАЖ
Пейзажи Тургенев использует для более полной характеристики героев с их помощью

создает эффект контраста (самый яркий пример — эпилог романа, где описание могилы Базарова дано с точки зрения вечности)
ПЕЙЗАЖПейзажи Тургенев использует для более полной характеристики героев с их помощью создает эффект контраста (самый яркий пример

Слайд 17 «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении

многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

ЖАНР

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать

Слайд 18 Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников

И.С.Тургенева.
Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Оценка романа в русской критике

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева.   Критик М.А.Антонович назвал

Слайд 19 ...Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним

умирает; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. Г. Гейне

Тургенев увлекся Базаровым как сильным типом, близким к революционерам, но недоговорил своих мыслей о нем до конца, похоронив его слишком рано. И все-таки нигилист Базаров, с его огромным умом и сильной волей, — это была первая в русской литературе личность, к которой каждый чувствовал уважение. Вот эта трезвость Базарова, его презрение к пустой болтовне и “лишним людям” делает его нужным для России человеком. За какую бы задачу он ни взялся, он разрешит ее практично своими крепкими умелыми руками, терпением и разумом.

...Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает; под каждым надгробным камнем

Слайд 20 ...Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним

умирает; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. Г. Гейне

Конечно, Тургенев, писатель-либерал, “постепеновец”, не показал того великого дела, для которого должен был жить Базаров. Все это вызвало страстные споры вокруг романа и его героя. Извечный конфликт отцов и детей? По меткому выражению Луначарского, Тургенев “хотел выпороть отцов, но и сына тоже хотел посечь”.

...Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает; под каждым

Слайд 21
В нигилизме Базарова надо отметить два момента:
1.

Он отрицает все, связанное со старым, крепостническим строем. Такое отрицание было у Чернышевского. Крайность такого отрицания была присуща Писареву, который отвергал даже Пушкина. Эта крайность была и у Базарова.
2. Базаров не признает авторитетов. Он верит своим опытам. Это тоже характеризовало демократическую молодежь того времени. Точное определение образа Базарова дает Кропоткин: “Нигилизм, с его декларацией практичности и отрицанием лицемерия, был только переходным моментом к поколению новых людей, не менее ценивших индивидуальную свободу, но живших вместе с тем и для великого дела”. Да и сам Тургенев говорил, что фигура Базарова “все-таки стоит в преддверии будущего...”.
Что же общечеловеческого несет в себе этот тип? Может быть, то, что в нем живет жажда деятельности, жажда схватиться за “дело”, но неумение найти достойной для себя среды делает его злым и непримиримым.
Когда возникает неизбежность гибели старого, на арену общественной жизни выдвигаются люди типа Базарова, откровенно отрицающие это старое, но не всегда выдвигающие взамен что-то позитивное.

В нигилизме Базарова надо отметить два момента:  1. Он отрицает все, связанное со

Слайд 22 «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева,

но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы.
Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

Заключение

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений

Слайд 23Вопросы для самопроверки
1. Какова роль пейзажа в романе?
2. В

чем особенности нигилизма Базарова?
3. Каковы композиционные особенности романа?

Вопросы для самопроверки 1. Какова роль пейзажа в романе? 2. В чем особенности нигилизма Базарова? 3. Каковы

Слайд 24Задания для самопроверки

1. По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали описания у Тургенева впрямую соотнесены с характером персонажа?
а) Усадьба... стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зе­леною крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе...
К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стри­женых елок вела к подъезду.
б) ...На скате пологого холма открылась, наконец, не­большая деревушка... Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились.
в) Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выко­пал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали.
Задания для самопроверки         1. По описанию усадьбы определите, в

Слайд 25Задания для самопроверки

2.В двух «фотороботах» запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей «Отцов и детей». Назовите каждого персонажа. Какими деталями должен быть дополнен его «оригинальный» облик?
а)В лице его, длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета, сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Он был одет в английский сьют, на голове красовалась маленькая феска.
б)Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухля­выми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване. Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели ее светлые глаза.
3. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из оп­ределений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают автор­ское видение природы? Охарактеризуйте функции пейзажа в романе.
Утро было славное, свежее; маленькие ... тучки стояли барашками на ... лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влаж­ная ... земля, казалось, еще хранила след ... зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. (румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный).
Задания для самопроверки          2.В двух «фотороботах» запечатлены наиболее

Слайд 26 Выполните упражнение.
Перепишите текст» содержащий краткую характеристику эпохи 60-х гг. XIX

и расставьте недостающие знаки и пропущенные буквы, цифры замените словами.
Роман нач...на...тся как обычно у Тургенева с обрисовки той среды в которой должен буд...т появи...ся главный герой и с которой ему суждено вступить во враждебные отношения. (С.э)десь сразу(же) обнажа...тся замысел Тургенева - пока­зать далеко не худших представителей дворянского сословия чтобы тем яснее по...черкнуть что речь дальше пойдет о борь­бе не с плохими людьми а с отжившими обществе...ыми явлениями.
Тема резкого антагонизма крестьян и помещиков старая тургеневская тема ведущая начало от "Записок охотника" достига...т (э,с)десь сильного и острого звучания.
Все пре...шес...ующее было только подготовкой к разработк... главной темы - темы конфликта "отцов" и "детей" обо­снованием социально (исторической) неизбежности их непр...м...римого столкновения.
Характерно что сам Базаров (не,ни)разу нигилистом себя (не,ни) наэыва...т хотя и (не,ни) возража...т против такого наименования. Быть мож...т он по мысли автора и (не,ни) со­гласился бы с таким односторо...им определением своих взгля­дов но не в его характере горячи...ся из(за) слов. Он вооб­ще (не,ни) пр...дает терминологии особого значения.
Выполните упражнение. Перепишите текст» содержащий краткую характеристику эпохи 60-х гг. XIX и расставьте недостающие знаки и

Слайд 27Рекомендуемая литература

1. Лебедев Ю.В. Русская

литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреж. В 2-х ч. М.: «Просвещение», 2002
2. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П.: «Глагол», 2000
3. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В.  Проблемное изучение литературного произведения в школе.  М.: «Просвещение», 1997




Рекомендуемая литература      1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник

Слайд 28Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть