Слайд 1Работу выполнила ученица 5 класса МБОУ
СОШ № 110 Рыбакова Софья Алексеевна.
Руководитель
учитель МБОУ СОШ № 110
Бовдурец Ольга Александровна.
Номинация
" Этнография".
Тема:"Этническое наследие моей семьи".
Слайд 2Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы,
греками не являющиеся
Слайд 4Казачество – народ исконно русских корней и православной веры. Важно определить
ее истоки, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур на Дону. Именно названное обстоятельство дает нам основание говорить в научном смысле слова о донской субкультуре как историческом явлении, как уникальном элементе в развитии донской казачьей общности.
Слайд 5Для Казака гораздо важнее чувство личной веры, веры, не мешавшей жить
по законам общинного братства. Именно состояние "Бога в душе" являлось изначальной чертой характера донского казака.
Слайд 6Казаки – «рыцари» отказываются от земледелия и животноводства. Главный вклад в
формирование новой духовной культуры вносят на этом этапе мужчины-казаки. Возникает культ коня.
Слайд 7После обряда крещения ребенка отец брал сына на руки, надевал на
него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.
Слайд 8 Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в
торжественный праздник.
Слайд 9В 18 веке в связи с развитием земледелия и животноводства этническая
духовная культура проходит новый этап, связанный с донской казачкой
Слайд 10В хуторе Рязанкин Ростовской области
живёт восьмидесятилетняя
хранительница древних традиций
донского
казачества Морозова
Софья Андреевна.
Слайд 12Казачий курень ХХ в., сохранившийся до наших дней в х. Рязанкин.
Слайд 13Православие с самых давних времен было основой культуры и быта казачества.
Всю свою жизнь казаки посвящали службе Богу, Царю и Отечеству. Поэтому особое место в казачьей избе отводилось иконам. Вера являлась тем стержнем, который объединял воедино всех казаков!!!
Слайд 14В центре зала всегда стоял стол, накрытий скатертью и готовый к
приему гостей. Хорошая хозяйка должны быть всегда рада гостям, а стол должен ломиться от угощений
Слайд 15В правом углу избы размещалась кровать, покрытая сшитым из лоскутков одеялом.
На кровати обязательно лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы.
Слайд 16Сундук-скрытню покрывали лоскутной подстилкой, в нем хранились предметы обихода на любой
случай жизни.
Слайд 17Истинная казачка пыталась создать в доме уют, украшая ее рисунками, гравюрами,
особое место отводилось семейным фотографиям в деревянных резных.
Слайд 18 У хозяйки была своя комната, где была гора перин и
подушек из приданного. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку.
Слайд 20День свадебного обряда Донских казаков
Слайд 21В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни
является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы.
Слайд 22При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или
стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью.
Слайд 23Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также
располагалась на полочках поставов.
Слайд 24Казачество – особый народ, главным делом которого было военное дело, и
вся система семейного и общественного воспитания была направлена на умение отстаивать свою землю с оружием в руках, на воспитание мужества, героизма, уважения к старшим, почитанию предков
Слайд 25Человек силен не физической силой, интеллектом,
хотя это важно, а своими
“корнями”, которые дают
нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто
жить. Мы должны знать о том, кто наши предки, какие
они были, что ценили, как относились к Родине, семье.
Слайд 26Список используемой литературы.
1.Архивные материалы Ново-Павловской школы о культуре Донских казаков
2.Белкин А.Ф.
«Культурное наследие Донского казачества» Москва, 2013г.
3.Комаров В.Р. «Донские просторы, их красота и культура» Москва, 2014г.
4.Павлов В.П. «Быт Донских казаков» Академия ,2013г
5.Воронцов С.А. «Самобытность Донского края» Просвещение,2014г.
6.Большой толковый словарь донского казачества.- М.,2003
7.Могилевская А.А. Традиционный этикет донских казаков как объект
этнолингвистического изучения. Сб. «Труды молодых исследователей».
Ростов - на – Дону, 2006
8.Проценко Б.Б. Свадебный обряд донских казаков во времени и пространстве.//
Филологический вестник РГУ № 3, 2004
9.Казаки./ Под редакцией Алмазова Б.А.- СПБ, 1999
10.Мовчан А.С. Казаки (быт и традиции).- Ростов – на - Дону, 2004
11.Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории.- Чапаевск, 2001