Слайд 1Нравственные истоки древнерусской литературы. Русская литература после принятия христианства и до
начала XVII века.
Выполнила: Иванова Татьяна,
11Б класс
Руководитель: Авданина Л.В.
Слайд 2Цели и задачи работы:
Цель работы: показать актуальность и связь древнерусской литературы
с современностью, т.к. Богатство русского языка - итог почти тысячелетнего развития русской литература. Мы должны знать нашу историю, прошлое нашей культуры, чтобы осознавать связи между людьми своего народа, между различными народами, чувствовать свою "укорененность" в своей Родине, не быть травой без корней - перекати-поле.
Задачи работы: проследить развитие литературы на Руси после принятия христианства и до XVII века. Выяснить основные направления в творчестве древнерусских писателей, а так же показать те ценности, что сформировались в литературе Древней Руси.
Слайд 3Вступление
...Велика ведь бывает польза от учения книжного...
Это ведь реки, напояющие
Вселенную, это источники мудрости;
в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в
печали утешаемся; они — узда воздержания.
Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в
книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей...
ИЗ "ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"
Слайд 4 Русской Литературе без малого тысяча лет. Это
одна из самых древних литератур Европы. Ее начало восходит ко второй половине X века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древняя русская литература».
Литература возникла внезапно. Переход в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Появление литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание.
Первые исторические произведения позволяют народу осознать себя в историческом процессе, задуматься над своей ролью в мировой истории, понять корни событий современности и свою ответственность перед будущим.
Так что же представляет собой древнерусская литература?
В чём её особенности и отличия от современного творчества?
В этом и предстоит разобраться в дальнейшем…
Слайд 5Особенности древнерусской литературы.
Литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она,
как и народное творчество, была искусством надындивидуальным.
В древнерусской литературе властвовал канон — правила и образцы, по которым древнерусские авторы составляли свои произведения.
Слайд 6 Перед нами литература, которая возвышается
над своими семью веками как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимые сочетания.
Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним, общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным «чувством плеча», создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшиеся в единое здание литературы, в котором и самые противоречия составляли некое органическое явление, эстетически уместное и даже необходимое.
Слайд 7В отличие от византийской и западноевропейской, древнерусская литература не знала явных
границ между светскими и церковными текстами.
В древнерусской литературе события и вещи, окружающие человека, — символы и проявление высшей, духовной, Божественной реальности.
Слайд 8Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета.
Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни.
Вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой. Открытый вымысел не допускается. История не сочиняется. Сочинение, со средневековой точки зрения, — ложь.
Слайд 9Ни одно из произведений Древней Руси — переводное или оригинальное —
не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ — законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира.
«Литературный этикет» средневекового писателя слагался из представлений о том: 1) как должен был совершаться тот или иной ход событий, 2) как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению, 3) какими словами должен описывать автор совершающееся...
Слайд 10Жанровое своеобразие.
Категория литературного жанра — категория историческая. Но это, пожалуй единственное,
что можно сказать о нём с полной уверенностью. Даже по названиям произведений не всегда можно было определить тот жанр к которому принадлежит произведение.
В самом деле, жанровые указания в рукописях отличаются необыкновенной сложностью и запутанностью: «азбуковник», «алфавит», «беседа», «бытие»и тд
Мы не можем точно определить количество жанров и их точное название в литературе Древней Руси, но можем постараться выделить основные направления в книгописании.
Слайд 11Библия.
Ещё в древности открыли истину, что книги, как и люди, имеют
свою судьбу. Библию недаром считают Книгой Книг: ей действительно была уготована великая судьба. Если европейскую цивилизацию называют христианской, то Библия — священная книга христиан — стала своего рода кодом, который открывал доступ к ценностям европейской культуры. Колоссальное влияние она оказала, в частности, на развитие средневековой литературы, которая буквально пропитана библейским видением мира и человека.
Слайд 12Летописи.
«Описание годов» — так можно перевести слово «летопись» на современный русский
язык. И действительно, если раскрыть (или, как говорили в древности, разогнуть) старинную летопись, то нетрудно понять, что текст её в большинстве случаев разделён на главки, каждая из которых посвящена происшествиям одного года. На страницах летописей можно отыскать и древний договор, не сохранившийся нигде более, и историческую повесть, и жизнеописание святого, и мудрое поучение. В Древней Руси летопись ценилась очень высоко. Она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.
Слайд 13Хронографы.
Исторические сочинения, рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и
по царствованиям, назывались на Руси хронографами. Хронограф и летопись — «отпрыски» одного рода, причём хронографам принадлежит «право первородства». Хронографы стали своеобразной ступенью, переходной формой от византийской хроники к русской летописи. Они представляли собой отрывки из славянских переводов византийских хроник. Любой хронограф (так же как и летопись) — это прежде всего версия истории, пронизанная христианским мировидением.
Слайд 14Жития святых.
Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники
называли произведения, рассказывающие о жизни святых. В древнерусских рукописях эти сочинения также часто именовались как «повесть о житии» или «сказание о житии и о чудесах». Житие — не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые его составитель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл. Описанные в них истории святых — предмет для подражания.
Слайд 15Житие лишь внешне напоминает биографическое произведение. Автор биографии стремится раскрыть характер
героя и как можно подробнее описать события его жизни. Но составителя жития прежде всего интересуют проявления святости — то, что отличает святого от обычных людей, связывает с Божественным миром, свидетельствует о присутствии в его душе Духа Божьего.
Слайд 16ИСТОРИЧЕСКАЯ, САТИРИЧЕСКАЯ, БЫТОВАЯ ПОВЕСТЬ.
Раньше других появилась историческая повесть. Она была одним
из ведущих жанров практически с момента зарождения словесности на Руси.
В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и непрестанных усобицах.
А «заграница», по мнению средневекового человека, — это не просто земля, где существуют отличающиеся от знакомых обычаи, но принципиально иной мир. Почти антимир.
Слайд 17В XVII в. русская культура существенно изменяется. Прежде всего, снимается характерный
для средневекового сознания запрет на смех. В литературе исчезают недоверие к вымыслу и приверженность к исключительным личностям в исключительных обстоятельствах. Возникает целое направление — «русская демократическая сатира». Первые сатирические повести анонимны, адресованы широкому читателю, ограничены определённым кругом тем: продажное и пристрастное судейство, пороки духовенства, нелепые иноземцы. В сатирических повестях принято смеяться над жителями «невсамделишного» мира, где действуют одни лишь глупцы, обманщики, пьяницы, нищие, наделённые преувеличенно отвратительными или нелепыми чертами. К их числу принадлежат и чужеземцы.
Слайд 18Будничная, «обыкновенная» реальность из комических произведений проникает и в другие литературные
жанры — возникают собственно бытовые повести. Эти повести похожи на сатирические ещё и тем, что так же адресованы широкой читательской аудитории и так же анонимны. На смену воинственным князьям и православным государям пришли купцы, бедные дворяне, священнослужители. И заботят этих новых героев отнюдь не Русь и православие, но любовные интрижки, семейные неурядицы, карьера и т. п.
Авторы изображают не столько события государственного значения, сколько частную жизнь, в которой персонажи движимы любовной страстью, стремятся приобрести чины или состояние. В языке сказываются вкусы новой, более широкой читательской среды.
Слайд 19Вирши.
Поэзия на Руси существовала издавна—в народном творчестве, в богослужебных текстах. Но
первые поэтические произведения были мало похожи на стихи в привычном смысле слова. Они, как правило, пелись, а не произносились, в них не было рифм. Рифмы в древнерусской литературе, наоборот, встречались обычно как раз в прозаических сочинениях. Стихи, приближенные к тому, что вкладывается в это понятие сегодня, появились в древнерусской литературе в XVIIв. Их принято называть виршами. В отличие от поэзии прошлых веков вирши — это авторское искусство. Имена и биографии сочинителей известны.
Слайд 20Заключение.
Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивается, что
книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства.
Художественная ценность древнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена. Древнерусское искусство совершает победное шествие по всему миру.
Слайд 21Древнерусская литература еще молчит, хотя работ по-прежнему о ней появляется в
разных странах все больше. Она молчит, так как большинство исследователей, особенно на 3ападе, ищет в ней не эстетические ценности, не литературу как таковую, а всего лишь средство для раскрытия тайн «загадочный» русской души. И вот древнерусская культура объявляется "культурой великого молчания".