Презентация, доклад по чувашской литературе на тему М.К.Кузьмин(Сеспель)

Содержание

1899-1922Михаил Кузьмич Кузьмин-Сеспель

Слайд 1 1899 -1922
Михаил Кузьмич Кузьмин

1899 -1922Михаил Кузьмич Кузьмин

Слайд 21899-1922
Михаил Кузьмич Кузьмин-Сеспель

1899-1922Михаил Кузьмич Кузьмин-Сеспель

Слайд 3В памяти нашей живет поэт с красивым именем первоцвета, развернувшего свои

лепестки среди снега и льда. «Сеспель» в переводе с чувашского – «подснежник, фиалка».
В памяти нашей живет поэт с красивым именем первоцвета, развернувшего свои лепестки среди снега и льда. «Сеспель»

Слайд 4Отчий дом

Кузьмин Михаил Кузьмич родился 4 (16) ноября 1899 года в

деревне Казакасы, ныне Сеспель Канашского района Чувашской Республики, в семье крестьян Кузьмы Федорова и Агафьи Николоаевой.
Отчий домКузьмин Михаил Кузьмич родился 4 (16) ноября 1899 года в деревне Казакасы, ныне Сеспель Канашского района

Слайд 5Шихазановская второклассная школа

Осенью 1907 года отец отвел сына в начальную школу

при Шихазановской второклассной учительской школе.
В 1914 году Михаил Сеспель подает прошение в Совет Шихазановской второклассной учительской школы о приеме в число воспитанников школы и приступает к занятиям в ней.
Шихазановская второклассная школаОсенью 1907 года отец отвел сына в начальную школу при Шихазановской второклассной учительской школе. В

Слайд 6 Шихазанский период (до

августа 1917года)

Поэт активно усваивал традиции русской поэзии XIX в., писал стихи в нормах чувашской народной эстетики, а частично и поэтики.
Появились стихи:
«Скоро» (1916)
«Судьба солдата» (1916)

Шихазанский период     (до августа   1917года)

Слайд 7Раннететюшский период (сентябрь 1917 – лето 1919)
Стал приобщаться к мировой культуре, овладел

художественными приемами русских символистов.
Были написаны:
«Грядущее» (1918)
«Обездоленных свет» (1918)
«Век минувший» (1918)
«В Красном море» (1919)
Раннететюшский период (сентябрь 1917 – лето 1919)Стал приобщаться к мировой культуре, овладел художественными приемами русских символистов.

Слайд 8Раннететюшский период (сентябрь 1917 – лето 1919)
Стал приобщаться к мировой культуре, овладел

художественными приемами русских символистов.
Были написаны:
«Грядущее»
«Обездоленных свет»
«Век минувший»
«В Красном море»


В Красном море
Уж берег мрака далеко,
С ним скрылся в прошлом безвозвратно
Век униженья, век раба, Чья жизнь была так безотрадна…

Сердца отвагою полны!
Корабль летит, бушует море, но берег счастья не далек, Уж виден отблеск красных зорей.

Там жизнь светла, там жизнь прекрасна…

Раннететюшский период (сентябрь 1917 – лето 1919)Стал приобщаться к мировой культуре, овладел художественными приемами русских символистов.

Слайд 9Позднететюшский период (лето -1919 –август 1920)
Полностью овладел русской стихотворной

культурой, восходящей к традициям поэтов - суриковцев


Волжская песня
Вниз по волге бежит,
Белой пеной шипит,
Торопясь к Шупашкару, волна;
Бьет о берег крутой,
Кличет громко на бой
За свободу, за счастье она.
1919

Позднететюшский период (лето -1919 –август 1920)  Полностью овладел русской стихотворной культурой, восходящей к традициям поэтов -

Слайд 10Чебоксарский период (сентябрь -1920 –май 1921)
Сеспель освоил поэтику

многих жанров литературы, разработал теоретические вопросы поэзии, экспериментировал в стиле разных школ, при этом оставаясь верным своему эстетическому принципу – подчинение символов, образов и стихотворной речи основной идее произведения. В создании образов часто прибегал к христианской мифологии.
Появился ряд стихов:
«Как умру…»
«Чувашский язык» (1920)
«Сыну чувашскому» (1920)
«Чувашке» (1920)
«Тяжелые думы» (1921)
Разработал «Стихосложение и правила ударения»

Чувашке
Хватит жить рабыней, стыдно
Быть прислугой мужней!
За великую свободу
Встаньте, смело дружно.
И детей своих учите,
Пусть растут свободно;
Пусть Чувашию полюбят
Крепко благородно;
Пусть за свой язык готовы
Будут заступиться:
Пусть никто, как встарь, над ними
Больше не глумиться

Чебоксарский период (сентябрь -1920 –май 1921)   Сеспель освоил поэтику многих жанров литературы, разработал теоретические вопросы

Слайд 11Крымский период (июнь –август 1921г.)
Добился полной гармонии индивидуального и коллективного сознания.

К этому времени сумел разгадать тайну волшебного слова, сочинил шесть классических стихотворений:
«Морю» (12 июля 1921)
«Пашня нового дня»(7 июля 1921)
«Чуваш, чуваш» (5 июля 1921)
«Гаснет день»(16 июня 1921)
Крымский период (июнь –август 1921г.)Добился полной гармонии индивидуального и коллективного сознания. К этому времени сумел разгадать тайну

Слайд 12 Море
Море, море Черное,
Вечно непокорное!
Ты волнами, пеной белой
Oб утесы

бейся смело,
Рвись, мечись остервенело,
Я душою огнекрылой,
Сердцем жарким что зовет
В обновленную страну,
Лишь борьбу могучей силы
Славлю выше всех красот.

Море, море, рвись вперед,
За волною мчи волну,
Бездной темной, грозным адом-
То свинцом, до дна налитым,
То огня сплошным каскадом
На валы бросай валы ты.
Вечным голосом борьбы
Оглушай и потрясай
Небосвод былой судбьбы,
Бей волнами разбивай
Каменистый берег свой,
Вызывай его на бой.



Море Море, море Черное,Вечно непокорное!Ты волнами, пеной белойOб утесы бейся смело,Рвись, мечись остервенело,Я душою огнекрылой,Сердцем

Слайд 13Киевский период (сентябрь1921 – февраль 1922г.)
Поэт интуитивно ощутил необходимость отхода от

четкого ритма силлабо-тоники к верлибру.
Появились стихи:
«Стальная вера» (сентябрь 1921)
«Голодный псалом» (октябрь 1921)
«Проложите мост» (октябрь 1921)
Киевский период (сентябрь1921 – февраль 1922г.)Поэт интуитивно ощутил необходимость отхода от четкого ритма силлабо-тоники к верлибру.Появились стихи:

Слайд 14 Остерский период (март

–июнь 1922г.)

В поэтику Сеспеля входят трагические образы. Его лирический герой груб, самоуничтожителен, он глубоко переживает разлуку с чувашским краем, голодную весну 1922г.
Были написаны:
«Красные маки» (март 1922)
«Отныне» (апрель 1922)

Остерский период      (март –июнь 1922г.)В поэтику Сеспеля входят

Слайд 15Страдания Сеспеля
Разлука с отцом;
Болезнь;
Разрушение идеала верной жены матерью;
Расхождение его идеала коммунистической

нравственности с нравственностью окружающих его людей;
Неудачная любовь;
Страдания СеспеляРазлука с отцом;Болезнь;Разрушение идеала верной жены матерью;Расхождение его идеала коммунистической нравственности с нравственностью окружающих его людей;Неудачная

Слайд 16Об отце
…Когда еще и еще одним роковым ударом судьбы в самое

сердце, саму сущность моей жизни я был придавлен ужаснейшими минутами страданий, получив известие о том, что мой отец, в встрече с которым был смысл всей моей жизни, надеждой о встрече с которым был смысл всей моей жизни, надеждой о встрече с которым я только и дышал, скончался вдали от меня – покинутый всеми, одинокий, разбитый жизнью …
Об отце…Когда еще и еще одним роковым ударом судьбы в самое сердце, саму сущность моей жизни я

Слайд 17Воспоминания матери

Воспоминания матери

Слайд 18Болезнь
Из дневника поэта...
Какое невыразимое, скверное самочувствие! Я весь раздраженное и

бессмысленное существо. Невольно разбираю, какие условия окружают мою материальную жизнь. Десятилетняя болезнь вконец разрушает мой организм. Скоро я буду накануне смерти…..
Какая космическая трагедия сознавать, когда хочется, чтобы сердце звучало звучало миллионами вечноблаженных мелодий великого восторженного счастья строительства, борьбы, счастья от любимой женщины, – сознавать что тело твое разлагается, как у трупа, и нечем его остановить.
БолезньИз дневника поэта... Какое невыразимое, скверное самочувствие! Я весь раздраженное и бессмысленное существо. Невольно разбираю, какие условия

Слайд 19Воспоминания Гурия Кузьмина

Воспоминания Гурия Кузьмина

Слайд 20Воспоминания Гурия Кузьмина
... Мать была для нас и кормилицей, и защитницей,

и наставницей. Сколько ее помню, она всегда работала и нас приучала к работе. Но даже в то тяжелое время родители не оставляли мысли дать нам хоть какое-то образование, сделать грамотными. Вспоминая те годы, я всегда поражаюсь мудрости матери. В нужде, под тяжестью бед и невзгод, озабоченная добыванием для детей куска хлеба насущного, она сумела поддержать тягу сына к знаниям. Появись в семье лишний рубль, на что он тратился? Конечно же, на хозяйственные нужды до книг ли когда одежда в заплатках и на стол подать нечего? Однако в нашей избе книги были всегда. Как радовался Миша каждой новой книге…
Воспоминания Гурия Кузьмина... Мать была для нас и кормилицей, и защитницей, и наставницей. Сколько ее помню, она

Слайд 21Письмо П.И.Бекшанскому
…Целые дни шум, гам, кругом грубые бесчеловечные солдаты. Чувствую

себя ужасно одиноким. Вши. Холод. Голод изо дня в день. Федя, упал я духом. Не выдержал испытания. Найди слово, которое водворило бы во мне надежду на светлое будущее. Конца моему ужасному существованию не видно. Семья сегодня завтра перемрет с голоду. Коммунизм скрылся с горизонта будущего. На десятилетия воцарился в стране советский капитализм. Опять нищета одних и богатство других. Где луч света, который осветил бы мои мрачные кошмарные дни...
7 декабря 1921г.

Письмо П.И.Бекшанскому …Целые дни шум, гам, кругом грубые бесчеловечные солдаты. Чувствую себя ужасно одиноким. Вши. Холод. Голод

Слайд 22А.П.Червякова
Грустью овеяна, нежно-печальная,
В грустных мечтах утонувшая,
Вы так прекрасны, как греза минувшая,
Как

звездочка ясная, ясная, дальняя.
М.Сеспель
А.П.ЧервяковаГрустью овеяна, нежно-печальная,В грустных мечтах утонувшая,Вы так прекрасны, как греза минувшая,Как звездочка ясная, ясная, дальняя.М.Сеспель

Слайд 23Письма…
…Живу плохо. Можете конечно понять, каково изо дня в день молчать,

не иметь никого перемолвиться словом из души. И это изо дня в день…
…Пусть пишется одно и то же, пусть я повторяюсь, -я хочу , я хочу писать Вам, бесценный, бесконечно обожаемый друг. Как вы ушли, стало так пусто, угрюмо и чуждо кругом. Мне кажется вы ушли далеко, далеко, словно золотой луч веселого солнца скрылся куда-то, и мне захотелось до боли написать Вам, чтобы хоть через записки чувствовать вас, золотую лазурную
Даль моих стремлений, моих желаний…

Письма……Живу плохо. Можете конечно понять, каково изо дня в день молчать, не иметь никого перемолвиться словом из

Слайд 24Тест
1.Годы жизни Михаила Сеспеля
А) 1899-1922
Б)1900 -1944
В)1899 -1944
2. Настоящая фамилия поэта
А) Федоров
Б)

Хузанкай
В) Кузьмин
3. Какая болезнь беспокоила М.Сеспеля?
А) рак
Б) туберкулез костей
В) минингит
4. Большая любовь поэта
А) Н.Н.Рубис
Б) З.И.Сусмет
В) А.П.Червякова
5. По какому обвинению был заключен в тюрьму?
А) в национализме
Б) в поджоге
Г) хищение коммунистической собственности
6. Где похоронен?
А) г.Чебоксары
Б) Канашский район
В) г.Остер


7. Стихотворение Сеспеля
А) «Пашня нового дна»
Б) « Как умру…»
В) « Дед Кельбук»
8. Главный пафос его стихотворений
А) победа справедливости
Б) светлое чувашское будущее
В) торжество коммунизма
9) Из какого стихотворения?
… Костлявая рука дней старых, злых
К кресту мой край родимый пригвоздила.
Сухими, мертвыми зубами голод
Страну мою грызет…
А) «Проложите мост»
Б) «Последний ломоть, последний…»
В) «Голодный псалом»
10. Созданное Сеспелем правило стихосложения и ударения.
А) силлабика
Б) силлабо-тоника
В) верлибр
11. Большинство произведений поэта перевел
А) П.Хузангай
Б) Ю. Айдаш
В) Н..Данилов
12. Прототип лирического героя в стихах поэта
А) брат Гурий
Б) друг
В) сам поэт

Тест1.Годы жизни Михаила СеспеляА) 1899-1922Б)1900 -1944В)1899 -19442. Настоящая фамилия поэтаА) ФедоровБ) ХузанкайВ) Кузьмин3. Какая болезнь беспокоила М.Сеспеля?А)

Слайд 25 Ответы теста
1.Годы жизни Михаила Сеспеля
А) 1899-1922
2. Настоящая фамилия поэта
В) Кузьмин
3.

Какая болезнь беспокоила М.Сеспеля?
Б) туберкулез костей
4. Большая любовь поэта
В) А.П.Червякова
5. По какому обвинению был заключен в тюрьму?
Б) в поджоге
6. Где похоронен?
В) г.Остер


7. Стихотворение Сеспеля
А) «Пашня нового дна»
Б) « Как умру…»
8. Главный пафос его стихотворений
Б) светлое чувашское будущее
9. Из какого стихотворения?
… Костлявая рука дней старых, злых
К кресту мой край родимый пригвоздила.
Сухими, мертвыми зубами голод
Страну мою грызет…
В) «Голодный псалом»
10. Созданное Сеспелем правило стихосложения и ударения.
Б) силлабо-тоника
11. Большинство произведений поэта перевел
А) П.Хузангай
12. Прототип лирического героя в стихах поэта
В) сам поэт

Ответы теста1.Годы жизни Михаила СеспеляА) 1899-19222. Настоящая фамилия поэтаВ) Кузьмин3. Какая болезнь беспокоила М.Сеспеля?Б) туберкулез костей4.

Слайд 26Выводы
1.Основал в чувашской поэзии новое направление:
Соответствие формы стиха содержанию, интонации и

пафосу произведения;
Создание метафорических образов.
Разработал особую светосимволику образов и и разгадал тайну магического воздействия , «озвучивания» описываемых действий.
2.Несовпадение идеала с действительностью привело большого поэта к личной трагедии
Выводы1.Основал в чувашской поэзии новое направление:Соответствие формы стиха содержанию, интонации и пафосу произведения;Создание метафорических образов.Разработал особую светосимволику

Слайд 27В заключении
Произведения Михаила Сеспеля , подобно высоковольтному аккумулятору, заряжены

его национальным духом и темпераментом. И каждый раз, читая их, мы ощущаем прилив свежей энергии. Эта энергия – дух нации переплавленный Сеспелем в художественное слово.
Жар – птицею край мой воспрянет,
Свободой и солнцем дыша.
Кто скажет «неправда» -обманет:
В нем чахлая тлеет душа!
В заключении  Произведения Михаила Сеспеля , подобно высоковольтному аккумулятору, заряжены его национальным духом и темпераментом. И

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть