Презентация, доклад Основные задачи и методы лингвокультурологии

Содержание

ПланПонятие лингвокультурология.Периоды в развитии лингвокультурологии.Направления лингвокультурологии. Задачи науки.Методологии лингвокультуры.

Слайд 1 «Основные задачи и методы лингвокультурологии».
Евдокимова Алёна Александровна
Учитель русского языка

и литературы
МОУ Школа с.Белоярск.

2017

«Основные задачи и методы  лингвокультурологии».Евдокимова Алёна АлександровнаУчитель русского языка и литературыМОУ Школа с.Белоярск.2017

Слайд 2
План
Понятие лингвокультурология.
Периоды в развитии лингвокультурологии.
Направления лингвокультурологии.
Задачи науки.
Методологии лингвокультуры.

ПланПонятие лингвокультурология.Периоды в развитии лингвокультурологии.Направления лингвокультурологии. Задачи науки.Методологии лингвокультуры.

Слайд 3*Лингвокультурология - это наука, возникшая на стыке лингвистики и культурологии и

исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке.

*Как специальная область науки лингвокультурология возникла в 90-е годы XX в.

*Лингвокультурология - это наука, возникшая на стыке лингвистики и культурологии и исследующая проявления культуры народа, которые отразились

Слайд 4





Периоды в развитии лингвокультурологии:

Первый период.
Предпосылки развития науки.
Труды

В.Гумбольдта, А.А.Потебни, Э. Сепира и др.

Второй период.
Оформление лингвокультурологии как самостоятельной
области исследований.

Третий период.
Появление фундаментальной междисциплинарной науки.

Периоды в развитии лингвокультурологии: Первый период.Предпосылки развития науки.Труды В.Гумбольдта, А.А.Потебни, Э. Сепира и др.Второй период.Оформление лингвокультурологии

Слайд 5В лингвокультурологии к сегодняшнему
дню оформилось несколько
направлений
Лингвокультурология отдельной социальной группы
Диахроническая


Сравнительная

Сопоставительная

Лингвокультурная лексикография

В лингвокультурологии к сегодняшнему дню оформилось несколько направленийЛингвокультурология отдельной социальной группыДиахроническая СравнительнаяСопоставительнаяЛингвокультурная лексикография

Слайд 6При всем различии в существующих направлениях предметом современной лингвокультурологии является изучение

культурной семантики языковых знаков, которая формируется при взаимодействии двух разных кодов - языка и культуры.

Лингвокультурология как самостоятельная отрасль знаний должна решать свои специфические задачи и при этом ответить прежде всего на ряд вопросов:
1) как культура участвует в образовании языковых концептов;
2) к какой части значения языкового знака прикрепляются «культурные смыслы»;
3) осознаются ли эти смыслы говорящим и слушающим и как они влияют на речевые стратегии;


При всем различии в существующих направлениях предметом современной лингвокультурологии является изучение культурной семантики языковых знаков, которая формируется

Слайд 74) существует ли в реальности культурно-языковая компетенция носителя
языка, на основании

которой воплощаются в текстах и распознаются носителями языка культурные смыслы;

5) каковы концептосфера, а также дискурсы культуры, ориентированные на репрезентацию носителями одной культуры, множества культур.

5) каковы концептосфера, а также дискурсы культуры, ориентированные на репрезентацию носителями одной культуры, множества культур.

4) существует ли в реальности культурно-языковая компетенция носителя языка, на основании которой воплощаются в текстах и распознаются

Слайд 8Методология лингвокультурологии включает в себя три уровня:
*Философская методология -самый высокий уровень,

для него важны законы, принципы и категории диалектики, сформулированные еще Гераклитом, Платоном, Кантом, Фихте, Шеллингом и др. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания; категории общего, частного и отдельного, необходимости и случайности и т.д.

Методология лингвокультурологии включает в себя три уровня:*Философская методология -самый высокий уровень, для него важны законы, принципы и

Слайд 9*Общенаучная методология - обобщение методов и принципов изучения явлений разными науками,

это наблюдение, эксперимент, моделирование, интерпретация. Общенаучная методология меняется вместе с прогрессом науки, результатом которого становится возникновение новых методов и значительная модификация старых.

*Общенаучная методология - обобщение методов и принципов изучения явлений разными науками, это наблюдение, эксперимент, моделирование, интерпретация. Общенаучная

Слайд 10*Частная методология - это методы конкретной науки, в данном случае -

лингвокультурологии.

*Частная методология - это методы конкретной науки, в данном случае - лингвокультурологии.

Слайд 11Лингвокультурология - интегративная область знания, вбирающая в себя результаты исследования в

культурологии и языкознании, этнолингвистике и культурной антропологии, здесь применяется комплекс познавательных методов и установок, группирующихся вокруг смыслового центра «язык и культура».

Методы лингвокультурологии - это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых при анализе взаимосвязи языка и культуры.

Взаимодействующие язык и культура настолько многоаспектны, что познать их природу, функции, генезис при помощи одного метода невозможно- Этим и объясняется наличие целого ряда методов, находящихся между собой в отношениях дополнительности.

Лингвокультурология - интегративная область знания, вбирающая в себя результаты исследования в культурологии и языкознании, этнолингвистике и культурной

Слайд 12В лингвокультурологии можно использовать лингвистические, культурологические и социологические методы -методику контент-анализа,

фреймовый анализ, нарративный анализ, методы полевой этнографии, открытые интервью, метод лингвистической реконструкции культуры; можно исследовать материал как традиционными методами этнографии, так и приемами экспериментально-когнитивной лингвистики, где важнейшим источником материала выступают носители языка.
В лингвокультурологии можно использовать лингвистические, культурологические и социологические методы -методику контент-анализа, фреймовый анализ, нарративный анализ, методы полевой

Слайд 13Маслова В. А.М 31 Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб,

заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.

Аверинцев С. С. Символ // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1974.

Воробьев В. В. Лингвокультурология. — М., 1997.

Список литературы:

Маслова В. А.М 31 Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть