Слайд 1Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС
Л.Н. Пронина, доцент кафедры ПО
и М, к.п.н.
Кафедра профессионального образования и менеджмента
Слайд 2ОБРАЗОВАНИЕ
важнейшая социальная деятельность общества
системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной
модернизации российского гражданского общества
Слайд 3Социальные и моральные
вызовы школьному образованию
морально-нравственная дезинтеграция общества
низкий уровень доверия и
социальной солидарности
нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
усиление миграционных процессов
недостаточный уровень воспроизводства населения
снижение физического, социального и психического здоровья населения
Ученый совет филологического факультета МГУ:
"Русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса"
Слайд 4Особенность
информационной эпохи
Стремительная «визуализация» среды.
Текст теряет свою первостепенную роль.
Повышается
значение видео, изображений и интуитивно понятных иконических символов.
Кратковременная память начинает играть куда более важное значение, чем долговременная.
Между культурой, культурной средой взрослых и современных детей сегодня лежит пропасть.
Даже дошкольник может передать какую-либо информацию своей бабушке – он с детства окружен информационными потоками и учится извлекать из них пользу. Она же зачастую не может служить для него сколь-нибудь значимой моделью поведения, её опыт практически неприменим к жизни ребенка.
То же касается и родителей.
Слайд 5М. Мид
Теория о трех типах культуры
Постфигуративная, основанная на том, что
подрастающее поколение перенимает опыт у старших.
2) Кофигуративная, где и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.
3) Префигуративная, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.
Опыт и знания передаются от старших поколений к младшим, готовя подрастающие поколения к такой жизни, которую пережили они
Образцом для подражания, моделью поведения для людей в процессе их образования становится поведение их современников.
Младшему поколению приходится постигать жизненный опыт не от старшего поколения, а намного быстрее своих предшественников. Процесс настолько динамичен, что уже младшие могут обучать старших. Такая культура соответствует информационному обществу, когда мир все более стремительно и радикально меняется на протяжении жизни одного поколения
Слайд 6Международные программы исследования качества образования
PISA - Международная программа по оценке образовательных
достижений учащихся
TIMSS — Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования
PIRLS — Международное исследование качества чтения и понимания текста
PIAAC — Программа международной оценки компетенции взрослых
ICCS — Международное исследование качества граждановедческого образования
TALIS — Международное сравнительное исследование учительского корпуса
ICILS — Международное исследование компьютерной и информационной грамотности
Слайд 7Исследования PISA
Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных
(неучебных) ситуациях = системно-деятельностный, компетентностный подход
По исследованиям PISA :
- Школьные реформы 2000-2010 года не изменили результатов российских школьников. По читательской, математической , естественнонаучной грамотности Россия – на 40-х местах из 65
- Россия уступает развитым странам по
уровню функциональной грамотности;
умению работать с информацией;
умению решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
умению «увязывать» свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний,
а также
по числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки.
Слайд 8Страны-лидеры исследований PISA
Лучшее среднее образование в странах Юго-Восточной Азии: Китае, Корее,
Сингапуре, Гонконге, Японии.
В Европе лидеры: Финляндия Нидерланды, Эстония.
СЛЕДСТВИЕ –
НИЗКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ
«Азиатские тигры» наступают. Это понятно: они вкладывают в знание огромные деньги. В европейских государствах расходы на образование 5-6% ВВП, в странах Тихоокеанского региона 7-8%. В России – 3,6 %».
Я. Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ:
Слайд 9
Новое качество образования как стратегическая проблема модернизации
Новая
цель
образования
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы
семьи,
общества,
и государства
Широкое внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Проблемы России -
Стратегия-2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 10Нормативная база модернизации образования
Федеральный закон РФ от 29 12. 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 4.10. 2000 г. N 751
Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы / Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295
«Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011) (раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модернизации системы российского образования)
«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011)
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009)
Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012) («дорожная карта»)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы)
Слайд 11ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (24.07.1998 № 124-ФЗ,
в ред.7.12.2009).
Семейный кодекс РФ (29.12.1995 № 123-ФЗ, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09. 2008).
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.1999 № 120-ФЗ, в ред. 13.10 2010).
ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 г. № 436 - ФЗ).
Нормативно-правовые документы
Слайд 12 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Министерство образования и
науки РФ, 21.01.2010.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» Утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Утвержд. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025).
Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества, 2010.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2010 г.
Программы и проекты в сфере образования (федеральный уровень)
Слайд 13Стратегические цели российского образования
В Национальной доктрине образования в РФ были сформулированы
стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно:
преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 14СТРАТЕГИЯ-2020:
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ:
формирование политической культуры демократической России – подготовку
поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей
достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
укрепление национальной безопасности
Главная цель – новое качество жизни
Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан.
Достижение такого качества образования, которое сможет обеспечить инновационное развитие экономики, в том числе в кризисные периоды
Слайд 15Основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу
обеспечение и повышение качества
образовательной деятельности и соответствие ее результатов современным требованиям государства, общественности, семьи;
создание эффективных условий для развития инновационного потенциала и совершенствования органами управления механизмов функционирования образовательных организаций;
развитие системы непрерывного образования, обусловливаемое необходимостью создания условий для формирования гибких образовательных траекторий и обеспечивающее реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики
«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба — сделать российскую школу одной из лучших в мире. Убежден, такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны».
В.В. Путин
Слайд 16ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2020 гг.
Задача 1. «Создание и
распространение структурных и технологических
инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании»
Задача 2. «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»
Задача 3. «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей»
Задача 4. «Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики»
Задача 5. «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов»
Слайд 17Задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»
Мероприятие 2.1 «Реализация
новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения»
Мероприятие 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов»
Мероприятие 2.3 «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов»
Мероприятие 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений»
Мероприятие 2.5 «Повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования»
Мероприятие 2.6 «Формирование новой технологической среды общего образования»
Мероприятие 2.7 «Развитие механизмов вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием»
Слайд 18Ожидаемые результаты реализации Задачи 2 ФЦПРО на 2016-2020 годы
•Создана инфраструктура психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет
•Внедрены современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях
•Реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников
•Внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями - одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
•Реализованы 4 проекта по разработке новых моделей и технологий дополнительного образования
•Сформированы инструменты и ресурсы поддержки инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 500 школ
Слайд 19Мероприятие 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через
реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества"
В рамках мероприятия:
реализованы пилотные проекты создания региональных систем оценки качества образования на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
создана система национального мониторинга образовательных достижений, позволяющая оценивать качество образования в регионах и в национальном масштабе по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
обеспечено развитие процедур государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, в том числе на основании регионального опыта.
Комплексные проекты:
развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования;
модернизация региональных систем независимой оценки качества общего образования и проведения государственных итоговых аттестаций обучающихся;
развитие национальных и региональных механизмов независимой оценки качества общего образования;
развитие системы контроля качества общего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов.
Слайд 20Закон 273-ФЗ
«Об образовании в РФ»
УСТАНАВЛИВАЕТ
- правовые,
- организационные,
- экономические
основы образования в Российской Федерации,
- основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования,
- общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности.
ОПРЕДЕЛЯЕТ
- правовое положение участников отношений в сфере образования.
Слайд 21ОБРАЗОВАНИЕ =
ОБУЧЕНИЕ + ВОСПИТАНИЕ
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Слайд 22Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее ФГОС), разработан Российской
академией образования
Федеральные государственные образовательные стандарты –
это социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Они включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ФГОС определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Общественной статус стандарта
ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования:
- формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества,
- укрепления российской государственности,
- социокультурной модернизации страны.
Назначение стандарта
ФГОС рассматривается «не как средство фиксации состояния образования, достигнутого на прежних этапах его развития, а как средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства».
Слайд 23Особенности ФГОС
Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС.
Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании.
Изменилась структура стандарта (совокупность требований).
Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные).
ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный подход).
Ориентиром при построении содержания образования стали:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования,
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России,
- Концепция социокультурной модернизации.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.
Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса.
Представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС.
Слайд 24Принципиальное отличие новых стандартов
Слайд 25 Основы ФГОС
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
общественный договор –
социальный запрос семьи,
общества и государства
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России, концепция
социокультурной модернизации
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Общественный договор
(запрос семьи, общества и
государства)
Слайд 26система ведущих научных теорий, основных понятий и методов в областях знаний
, представленных в общем образовании
запросы семьи, общества и государства
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментальное ядро содержания общего образования , системно-деятельностный подход
Формирование содержания образования
Слайд 27
З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
структуре
ООП
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Ожидаемые достижения
системы образования
Организационные
и педагогические
условия деятельности
системы
образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
О
Б
Щ
И
Е
Р
А
М
К
И
Д
Л
Я
С
И
С
Т
Е
М
Ы
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В
ФГОС как совокупность трех систем требований
Слайд 28Требования к структуре ООП
Структура основной образовательной программы
среднее (полное) общее образование
Система условий
реализации ООП
Учебный план
Целевой раздел
Организационный
раздел
Учебный план
Содержательный
раздел
Пояснительная записка
Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности
Планируемые результаты
Система оценки
Программа учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность,, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни , экологической культуры
Программа работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами
Слайд 29ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установление аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения ООП
Слайд 30Уровни предметных результатов
Интегрированный уровень
Предметные результаты должны быть ориентированы на реализацию мировоззренческих,
воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими ключевых теорий , идей, понятий и фактов, относящихся к различным областям знаний.
Профильный уровень
Предметные результаты должны быть ориентированы на более глубокое, чем предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения базовых наук , подготовки к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Базовый уровень
Предметные результаты должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий , присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.
Слайд 32
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Учитель
Изменение роли
участников
педагогического процесса
Ученик
Получает готовую
информацию
Осуществляет:
поиск
выбор
анализ
систематизацию и
презентацию
информации
Транслирует
информацию
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению
компетенций» и мотивация к обучению
на разных этапах развития личности обучающихся
ФГОС
Слайд 33Требования к учителю
Российский учитель:
носитель традиционных ценностей России и гражданского общества,
пример образцового поведения в обществе
патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций
владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности
педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде
личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
Слайд 34Компетентностный подход в образовании
Комитетом по образованию Совета Европы в «Европейском проекте
образования» выделены 39 разноуровневых компетенций (предметных, межпредметных и т.д.), объединенных в шесть ключевых (интегрированных):
изучать,
думать,
искать,
приниматься за дело,
сотрудничать,
адаптироваться.
Компетенции (от лат. competentia – соответствовать, подходить) – это более обобщенные и сформированные качества личности, отображающие ее способности универсально использовать полученные знания, умения, навыки и позволяющие субъекту принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях
Важнейший путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного материала на задворках интеллекта, учащийся должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять.
Слайд 35Ключевые эффекты образования
как ведущей социальной деятельности общества
консолидация общества в
условиях роста его разнообразия
социальное выравнивание общества
формирование российской гражданской идентичности личности
взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур
конкурентоспособность личности, общества и государства
Слайд 36Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать
А. Файоль
Управление - целенаправленное воздействие всех субъектов управления на объекты управления, что призвано обеспечивать становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и системное развитие школы.
Управление образовательной организацией – это особая деятельность, в которой «ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательной организации.
Слайд 37Библиография
Источники
Актуальные задачи современной модели образования // Официальные документы в образовании №
15, 2008. С. 16–17
Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы / Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 www.consultant.ru
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года // Бюллетень Министерства образования РФ 4.02.2010г. Пр. №271
Федеральный закон РФ от 29 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».- www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Слайд 38
Библиография
Литература
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа.
Педагогика
№ 4, 2005. С.19-27.
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. Вопросы образования № 1, 2008. С. 65-86
3. Басовский Л Е. Управление качеством: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.– 212с.
4. Болотов В.А, Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика № 10, 2003. С.8-14
5. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении. Молодой ученый № 3, 2013. С. 471-474.
5. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения. Сертификация № 4, 2001. С. 11-16.
6. Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования. СПб, КАРО, 2013.
7. Красильникова В. А. Оценка качества образования с учетом требований потребителей. Экономика образования № 1, 2006. С. 49-54.
8. Лазарев В.С. Программно-целевой подход к введению нового стандарта общего образования в школе. Проблемы современного образования № 3, 2010. С. 3-13
9. Луценко Л.И. Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС нового поколения. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2015.- 96 с.
10. Поташник М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос. М.: Пед. о-во России, 2000. — 441 с.
11. Пронина Л.Н. Система менеджмента качества в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения. Ученые записки Заб ГУ № 5, 2015, C.29-34
12. Пронина Л. Н. Системно-деятельностный подход к управлению качеством в условиях реализации ФГОС общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 4001–4005. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55065.htm.
13. Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2009. - 492 с.
14. Управление — это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд; сост. Г. Л. Подвойский. М. : Республика, 1992. — 349 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт: Десять базовых признаков эффективного управления / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига. Учебник, 2012. - 136 с.
Слайд 39В помощь учителю
1. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю
в освоении ФГОС. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2014 г.
2. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога. – М.: Педагогика, 2015.