Слайд 1Творческая лаборатория учителя русского языка и литературы
«Медленное чтение как технология работы
с текстом»
Учитель
русского языка и литературы МОУ СОШ №26
Рыжков И.П.
Слайд 2Термин «медленное чтение» принадлежит литературному критику М.О. Гершензону (1869–1925), который считал, что необходимо
«видеть сквозь пленительность формы видение художника» и что литературное произведение при медленном чтении «вызывает в читателе сложные реакции вкуса, чувствительность и воображение».
Слайд 3 "Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать
поэтов…»
(М.О Гершензон, 1926 г.)
О «медленном чтении» писали и другие методисты, учёные и литературоведы ХХ века.
Слайд 4 Д.С. Лихачев неоднократно говорил о необходимости учиться читать медленно, глубоко
и вдумчиво. «Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским.
Слайд 5Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают,
они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.
Стихи же вообще нельзя прочитать с первого раза. Сперва нужно уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух».
Слайд 6
Технология медленного чтения используется для пробуждения у детей и подростков
интереса к чтению. Специфика её заключается в том, что, читая текст, ребенок знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным.
Слайд 7
Цели:
- развить навыки медленного, вдумчивого чтения;
- заинтересовать самим процессом;
- сформировать средствами
чтения мышление более высокого уровня - критическое мышление.
Слайд 8
Основные принципы методики «медленного чтения»:
1. Постепенное погружение в смысл литературного
произведения, поэтапная работа с текстом и ключевыми словами.
2. Работа с «непонятными словами». Использование различных словарей, справочников и энциклопедий.
3. Работа над художественными деталями произведения, в том числе и предметно-бытовыми.
4. Работа над изобразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, олицетворениями и т.д.)
5. Особое внимание к названию произведения, его подзаголовку, эпиграфу, первому абзацу и концовке произведения, особенно – лирического.
Слайд 9
Основные принципы методики «медленного чтения»:
6. Работа с именами (фамилиями, именами
и отчествами) литературных персонажей, особенно – в драматических произведениях.
7. Изучение мимики и жестов героев. Вербальный и невербальный способ передачи информации.
8. Особое внимание к пунктуации в произведениях писателей, в том числе и к пунктуации авторской.
9. Работа с литературными реминисценциями.
10. Использование комментариев, исследований русских и зарубежных критиков и литературоведов.
11. Работа с черновиками художественных произведений.
Слайд 10
К основным методологическим принципам «медленного чтения» относятся:
1) выбор ценных, культурно
значимых текстов, преимущественно небольшого размера;
2) формулирование вопросов – поиск непонятных, противоречащих сочетаний, фраз;
3) комментирование – поиск ответов на поставленные вопросы;
4) замедленный темп работы;
5) предпочтительна групповая работа, в ходе которой происходит сопоставление интерпретаций;
6) предпочтительно привлечение экспертов (озвучивание мнений специалистов относительно выбранного для анализа текста).
Слайд 11
Какой же должна быть книга для медленного чтения?
Во-первых, небольшой
по объему, чтобы ее можно было прочитать вместе с учащимися на уроке и обсудить.
Во-вторых, она должна быть либо непредсказуемой (с точки зрения сюжета), спорной, неоднозначной в своей трактовке, либо эмоциональной, впечатляющей, разрушающей привычные стереотипы мышления и поведения, чтобы вызвать интерес и эмоциональный и интеллектуальный отклик у учащихся.
В-третьих, такая книга должна способствовать выработке творческих идей, предлагать новый взгляд, новое прочтение или понимание.
Текст должен иметь динамичный, событийный сюжет
Слайд 12
Структура результатов «медленного чтения»
зона непонятного, зона приближения
и зона знания.
Маркеры зоны непонятного:
формулирование вопросов (без ответов), игнорирование какого-либо отрезка текста либо признание того, что он является непонятным (непонятно; трудно распознать смысл, заложенный в этой строке; для меня осталось так и не разгаданным, какой внутренний смысл несут эти слова).
Маркеры зоны приближения:
противоречивые эмоции, ассоциации без учета контекста, вопросы с попыткой ответить на них, модальность предположения (видимо, наверное).
Маркеры зоны знания: ассоциации с учетом контекста.
Слайд 13
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя
сосет.
Слайд 14
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками.
Рябина!
Судьбина
Русская.
Слайд 15
Залетевшая в комнату бабочка бьётся
О прозрачные стёкла воздушными крыльями.
А за
стёклами небо родное смеётся,
И его не достичь никакими усильями.
Но смириться нельзя, и она не сдаётся,
Из цветистой становится тусклая, бледная.
Что же пленнице делать ещё остаётся?
Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!