Презентация, доклад Методика медленного чтения

Содержание

Термин «медленное чтение» принадлежит литературному критику М.О. Гершензону (1869–1925), который считал, что необходимо «видеть сквозь пленительность формы видение художника» и что литературное произведение при медленном чтении «вызывает в читателе сложные реакции вкуса, чувствительность и воображение».

Слайд 1Творческая лаборатория учителя русского языка и литературы

«Медленное чтение как технология работы

с текстом»

Учитель
русского языка и литературы МОУ СОШ №26
Рыжков И.П.

Творческая лаборатория учителя русского языка и литературы«Медленное чтение как технология работы с текстом»Учитель русского языка и литературы

Слайд 2Термин «медленное чтение» принадлежит литературному критику М.О. Гершензону (1869–1925), который считал, что необходимо

«видеть сквозь пленительность формы видение художника» и что литературное произведение при медленном чтении «вызывает в читателе сложные реакции вкуса, чувствительность и воображение».

Термин «медленное чтение» принадлежит литературному критику М.О. Гершензону (1869–1925), который считал, что необходимо «видеть сквозь пленительность формы видение художника» и

Слайд 3  "Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать

поэтов…»
(М.О Гершензон, 1926 г.)
О «медленном чтении» писали и другие методисты, учёные и литературоведы ХХ века.

 

Слайд 4  Д.С. Лихачев неоднократно говорил о необходимости учиться читать медленно, глубоко

и вдумчиво. «Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским.

  Д.С. Лихачев неоднократно говорил о необходимости учиться читать медленно, глубоко и вдумчиво. «Очень важно читать детям

Слайд 5Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают,

они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.
Стихи же вообще нельзя прочитать с первого раза. Сперва нужно уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух».


Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за

Слайд 6 

Технология медленного чтения используется  для пробуждения у детей и подростков 

интереса к чтению. Специфика её  заключается в том, что, читая текст, ребенок знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным.
  Технология медленного чтения используется  для пробуждения у детей и подростков  интереса к чтению. Специфика её  заключается

Слайд 7 

Цели:

- развить навыки медленного, вдумчивого чтения;
- заинтересовать самим процессом;
- сформировать средствами

чтения мышление более высокого уровня - критическое мышление.

  Цели:- развить навыки медленного, вдумчивого чтения;- заинтересовать самим процессом;- сформировать средствами чтения мышление более высокого уровня -

Слайд 8 

Основные принципы методики «медленного чтения»:
1. Постепенное погружение в смысл литературного

произведения, поэтапная работа с текстом и ключевыми словами.
2. Работа с «непонятными словами». Использование различных словарей, справочников и энциклопедий.
3. Работа над художественными деталями произведения, в том числе и предметно-бытовыми.
4. Работа над изобразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, олицетворениями и т.д.)
5. Особое внимание к названию произведения, его подзаголовку, эпиграфу, первому абзацу и концовке произведения, особенно – лирического.


  Основные принципы методики «медленного чтения»:1. Постепенное погружение в смысл литературного произведения, поэтапная работа с текстом и

Слайд 9 

Основные принципы методики «медленного чтения»:
6. Работа с именами (фамилиями, именами

и отчествами) литературных персонажей, особенно – в драматических произведениях.
7. Изучение мимики и жестов героев. Вербальный и невербальный способ передачи информации.
8. Особое внимание к пунктуации в произведениях писателей, в том числе и к пунктуации авторской.
9. Работа с литературными реминисценциями.
10. Использование комментариев, исследований русских и зарубежных критиков и литературоведов.
11. Работа с черновиками художественных произведений.


  Основные принципы методики «медленного чтения»:6. Работа с именами (фамилиями, именами и отчествами) литературных персонажей, особенно –

Слайд 10 

К основным методологическим принципам «медленного чтения» относятся:
1) выбор ценных, культурно

значимых текстов, преимущественно небольшого размера;
2) формулирование вопросов – поиск непонятных, противоречащих сочетаний, фраз;
3) комментирование – поиск ответов на поставленные вопросы;
4) замедленный темп работы;
5) предпочтительна групповая работа, в ходе которой происходит сопоставление интерпретаций;
6) предпочтительно привлечение экспертов (озвучивание мнений специалистов относительно выбранного для анализа текста).
 

  К основным методологическим принципам «медленного чтения» относятся:1) выбор ценных, культурно значимых текстов, преимущественно небольшого размера;2) формулирование

Слайд 11 

Какой же должна быть книга для медленного чтения?
Во-первых, небольшой

по объему, чтобы ее можно было прочитать вместе с учащимися на уроке и обсудить.
Во-вторых, она должна быть либо непредсказуемой (с точки зрения сюжета), спорной, неоднозначной в своей трактовке, либо эмоциональной, впечатляющей, разрушающей привычные стереотипы мышления и поведения, чтобы вызвать интерес и эмоциональный и интеллектуальный отклик у учащихся.
В-третьих, такая книга должна способствовать выработке творческих идей, предлагать новый взгляд, новое прочтение или понимание.
Текст должен иметь динамичный, событийный сюжет 

  Какой же должна быть книга для медленного чтения?Во-первых, небольшой по объему, чтобы ее можно было прочитать

Слайд 12 

Структура результатов «медленного чтения»

зона непонятного, зона приближения

и зона знания.

Маркеры зоны непонятного:
формулирование вопросов (без ответов), игнорирование какого-либо отрезка текста либо признание того, что он является непонятным (непонятно; трудно распознать смысл, заложенный в этой строке; для меня осталось так и не разгаданным, какой внутренний смысл несут эти слова).
Маркеры зоны приближения:
противоречивые эмоции, ассоциации без учета контекста, вопросы с попыткой ответить на них, модальность предположения (видимо, наверное).
Маркеры зоны знания: ассоциации с учетом контекста.

  Структура результатов «медленного чтения» зона непонятного, зона приближения и зона знания. Маркеры зоны непонятного: формулирование вопросов

Слайд 13 

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке

Зеленое вымя

сосет.



  Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький маткеЗеленое вымя сосет.

Слайд 14 

Рябину Рубили Зорькою. Рябина - Судьбина Горькая. Рябина - Седыми Спусками. Рябина! Судьбина Русская.


  Рябину Рубили Зорькою. Рябина - Судьбина Горькая. Рябина - Седыми Спусками. Рябина! Судьбина Русская.

Слайд 15 

Залетевшая в комнату бабочка бьётся О прозрачные стёкла воздушными крыльями. А за

стёклами небо родное смеётся, И его не достичь никакими усильями.
Но смириться нельзя, и она не сдаётся, Из цветистой становится тусклая, бледная. Что же пленнице делать ещё остаётся? Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!



   Залетевшая в комнату бабочка бьётся О прозрачные стёкла воздушными крыльями. А за стёклами небо родное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть