Слайд 1Методические
рекомендации
по написанию экзаменационного сочинения
11 класс
Слайд 2Формулировка проблемы текста
Слайд 3Формулировка проблемы текста
Слайд 4Способы формулировки проблемы
Слайд 5Работа с текстом художественного стиля
Слайд 6Работа с текстом художественного стиля
Слайд 7Работа с текстом художественного стиля
Слайд 8Работа с текстом художественного стиля
Слайд 9Работа с текстом художественного стиля
Слайд 10Работа с текстом художественного стиля
Слайд 11Работа с текстом художественного стиля
Слайд 12Работа с текстом художественного стиля
Слайд 13Клише для комментария проблемы.
Автор рассказывает
сообщает
концентрирует внимание
читателя на
подчеркивает
обращает наше внимание (внимание читателя) на
выделяет
замечает
указывает на
размышляет над чем
приводит одно из определений
высказывает интересное предположение
причину (чего) видит в чем
особо останавливается на (если подробно)
анализирует (характеризует, описывает, разбирает)
неоднократно возвращается к
подробно комментирует
затрагивает что (если кратко)
касается чего
ссылается на (если есть ссылки и они важны
для комментария проблемы)
иллюстрирует (цитирует)
приводит примеры, (факты, данные)
Слайд 14Варианты формулировки позиции автора.
Автор считает / утверждает / убеждён, что…
Писателю /
публицисту важно объяснить читателю, что…
Автор хочет убедить читателя в том, что…
Цель писателя – заставить читателя обратить внимание на …
Задача автора - убедить читателей в том, что…
Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме…
Позиция писателя такова: …
Автор подводит к мысли о том, что …
Решая проблему, писатель приходит к следующему выводу: …
«…» - это высказывание отражает позицию автора.
… - основная мысль текста.
… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
«…». В этом предложении даётся прямая авторская оценка.
Слайд 15Пример отражения позиции автора.
ПРОБЛЕМА.
Автором поставлена проблема чрезмерной родительской
любви, развивающей в ребенке такие качества, как себялюбие и равнодушие.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Автор подводит к следующей мысли: искаженное представление матери о том, как должна проявляться любовь к сыну, способствовало формированию сознания маленького эгоиста у героя рассказа.
Слайд 16Варианты выражения собственного мнения экзаменуемого,
согласившегося с позицией
автора
Автор абсолютно прав. Доказательствами его правоты служат ...
На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным проблемам.
Я согласен с автором, что подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
Аргументы, используемые автором, мне кажутся интересными и нетрадиционными.
Доводы, приведенные писателем, убедительны.
Авторская позиция мне близка.
Следя за рассуждениями писателя, читатель поневоле становится его союзником.
Убежденность автора в правильности данных им оценок вызывает у меня симпатию.
Разделяя негодование писателя, хочу сказать, что ...
Я поддерживаю точку зрения автора.
Слайд 17Варианты выражения собственного мнения экзаменуемого,
не согласившегося с
позицией автора
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что ...
Точка прения автора, конечно, интересна, но я считаю, что ...
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Авторская позиция, как мне кажется, довольно спорна.
Писатель, несомненно, прав, утверждая, что ... , но я убежден: его мнение о ... вызовет у читателей дискуссию, так как ...
Автор справедливо осуждает ..., однако я не могу согласиться с тем, что ...
Утверждение, высказанное писателем, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: ...
Авторские оценки точны и любопытны, но я не согласен с его утверждением о том, что ...
Слайд 18Пример отражения мнения экзаменуемого.
Я согласен с позицией
автора, так как тоже считаю, что чрезмерная любовь к детям, постоянная опека, желание оградить их от неприятностей служат «плохую службу»: развивают в ребёнке отрицательные качества, от которых он сам «пострадает», так как будет отвергнут обществом; лишают возможности быть открытым, позитивным, самодостаточным человеком.
Слайд 20Пример изложения аргументов.
1. В
детстве я зачитывался русскими народными сказками и всегда потешался над царевичами, заласканными няньками да мамками. Капризность. Неспособность постоять за себя, отсутствие смекалки, желание спрятаться за спинами других – а сам детина «будь здоров»! Вряд ли хотя бы одному человеку импонирует поведение царевича из русской сказки. Но таковым его воспитали, а сам царевич не был способен противиться чрезмерной любви и не осознавал опасных последствий.
Слайд 21Пример изложения аргументов.
2. Поучительной является
комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой – глуповатый и простоватый юноша-недоучка, опекаемый матушкой. Госпожа Простакова души не чает в Митрофанушке, балует его, никому не позволяет утруждать сына делами и учением. Каков итог такой материнской любви? Инфантильный, глупый, хитрый, ленивый, изворотливый, капризный молодой человек. Будет ли Митрофанушка счастлив сам и принесёт ли счастье близким? Ответ очевиден: нет!