Слайд 1Методическая разработка раздела учебной программы
Чтение и развитие речи
8 класс
тема
«Произведения русских писателей XIX века»
Выполнила:
учитель чтения и развития речи
МКСКОУ «Перевозская школа-интернат»
Лобанова Валентина Александровна
г. Перевоз
2013 год
Слайд 2Пояснительная записка
Чтение, как вид речевой и умственной деятельности, является определённым сочетанием
умений и навыков, используемых обучающимися при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Одним из направлений коррекционной работы является овладение навыками коммуникации. Чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых её способов.
Произведения, изучаемые в 8 классе, более объемные, тематически и жанрово более обогащенные, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта обучающихся.
Слайд 3Цель раздела
развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание,
осмысление и пересказ содержания художественных произведений по теме «Произведения русских писателей XIX века».
Задачи
обучающие
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности, в целом;
формирование элементарных литературоведческих представлений;
- расширение и углубление знаний об окружающем мире.
коррекционно-развивающая
- коррекция познавательных процессов обучающихся.
воспитательные
- формирование положительных личностных качеств обучающихся.
- формирование эмоций, широты диапазона переживаний, эмоциональной зрелости – одного из важнейших условий становления личности человека.
Слайд 4Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися
С точки зрения особенностей высшей нервной деятельности обучающиеся коррекционной школы делятся на:
- медлительных, вялых;
- импульсивных, расторможенных;
- чрезмерно истощаемых при интеллектуальных нагрузках.
Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности:
РЕЧЬ: фразовая, словарный запас ограничен, чтение затруднено, многообразие фонетических нарушений, несформированность регулятивной функции;
ПАМЯТЬ: небольшой объем запоминаемого материала, некачественное воспроизведение;
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: носит наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции, формирование сложных понятий недоступно;
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА: некритичность суждений, отсутствие инициативы, любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий.
Слайд 5Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны
знать
- основные сведения о жизни А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого;
- наизусть 7 стихотворных произведений, 1 прозаический отрывок.
иметь
- представление о рассказе, песне, повести, басне, стихотворении, об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), аллегории, сравнении.
уметь
- выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию;
- составлять характеристику героев с помощью учителя, иллюстрировать черты характера персонажа из текста, обосновывать свое отношение к действующим лицам;
- пересказать прозаический текст – сжато или подробно с использованием слов и выражений, взятых из текста;
Слайд 6Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов,
форм организации деятельности.
Формы работы
Выразительное чтение по ролям, по цепочке, устное словесное рисование, составление плана по тексту, заучивание наизусть, написание сочинений, изложений, создание иллюстраций к прочитанному, викторина, речевая гимнастика.
Методы и приемы
Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические, методы контроля.
Образовательные технологии
Технология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения.
Слайд 7Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах
работ, как:
подготовка к первичному восприятию текста;
установка на целенаправленное восприятие текста;
первичное восприятие текста, эмоционально – оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа;
словарная работа;
работа над планом;
пересказ;
разбор жизненных ситуаций;
заключительная, обобщающая беседа.
Слайд 8Система знаний и система деятельности
Познавательная деятельность
1. Организация внимания обучающихся.
2. Использование различных
видов памяти.
3. Развитие мышления.
Общеучебная деятельность
1. Готовность учащихся к уроку.
2. Межличностные взаимодействия (парная и групповая работа).
3. Внешние проявления умений и навыков на уроке.
Самоорганизующая деятельность
1.Самостоятельная учебная деятельность.
2. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка)
Типы уроков чтения
вводные уроки (вступительные);
уроки чтения текстов учебника;
уроки тематического обобщения;
уроки контрольного чтения.
Слайд 9над текстом
чтение рассказа обучающимися;
словарная работа;
ответы на вопросы учителя;
краткий пересказ содержания рассказа по плану;
заучивание наизусть стихотворного или прозаического отрывка.
Порядок работы обучающихся
над стихотворением
Главная задача в работе над стихотворением – выявить
какие чувства оно вызывает;
какие картины рисует;
как его нужно читать (печально или весело, энергично или спокойно).
Слайд 10Критерии проверки навыка чтения
Чтение целыми словами;
Чтение по слогам с
постепенным переходом к чтению целыми словами;
Замена букв в словах и окончаниях;
Чтение без искажения звукового состава слов;
Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания;
Соблюдение логического ударения;
Плавность;
Громкость;
Осознанность читаемого;
Скорость чтения
Слайд 11Анализ техники чтения
Выводы: отмечается положительная динамика обучающихся, читающих выше нормы.
Слайд 12Уровни возможностей обучения
Выводы: наблюдается положительная динамика, обучающиеся повысили уровни возможностей обучения.
Слайд 13Качество обученности
Выводы: прослеживается положительная динамика качества обученности учащихся.
Слайд 14Календарно - тематическое планирование по разделу
Слайд 17Разработка урока
Тема: Басня И.А. Крылова «Волк на псарне».
Тип урока: комбинированный .
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация темы. Мотивация.
III. Слово учителя.
IV. Повторение изученного.
V. Повторение терминов.
VI. Знакомство с новым произведением и его исторической основой.
VII. Словарная работа. Повторное чтение басни.
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
Слайд 18Литература
1. Абрамова А. В., Кириллова Л. И. Речевые и сенсорные
системы и их нарушения / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2005.
2.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., «Школа-Пресс»,1994 г
3.Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник № 1, Владос, 2010
4. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - Изд. АПН РСФСР.- М.. 1961
5. Граборов А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005..
6. З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002.
7. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1
8 .Шишкова М.И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII
вида . Коррекционная педагогика. - 2007. - №1.
9. Серия «Школьная библиотека» И. А. Крылов Басни - М.: РИО «Самовар», 2007
10. Сайты:
- НИРО: www.niro.nnov.ru,
- Metod – kopilka.ru.
- Pedsovet.ru
- Единая коллекция ЦОР
http://school-collection. edu. Ru
Дневник.ru.