Презентация, доклад Методическая разработка раздела программы по литературеИзучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова (9 класс)

Содержание

Пояснительная запискаМетодическая разработка «Изучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова» (14часов) составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Изучение, интерпретация произведений искусства школьниками необходимы не просто как факт знакомства с

Слайд 1Методическая разработка раздела программы
по литературе
«Изучение жизни и творчества М.

Ю. Лермонтова»
9 класс, 14 часов
Программа для общеобразовательных учреждений
под редакцией В. Я. Коровиной


Выполнила
Жирнова Светлана Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Елизаровская СОШ
Сосновского муниципального района

Методическая разработка раздела программы по литературе«Изучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова»9 класс, 14 часовПрограмма для общеобразовательных

Слайд 2

Пояснительная записка
Методическая разработка «Изучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова»

(14часов) составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.
Изучение, интерпретация произведений искусства школьниками необходимы не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как, в первую очередь, необходимый опыт коммуникации, диалог с русскими и зарубежными писателями, нашими современниками и представителями совсем другой эпохи.
При изучении творчества любого писателя имеются определённые методические традиции (выбор произведений, методика их анализа).
Следуя данным традициям, учитель не всегда может донести до обучающегося масштабности личности писателя, сложности его мироощущения, поэтому изучение творчества М. Ю. Лермонтова иногда не оказывает достаточно глубокого влияния на воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования.
М. Ю. Лермонтов в своей лирике открывает простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души, что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для социализации и самореализации личности.
Особое место в изучении творчества М. Ю. Лермонтова занимает и проза.
Для девятиклассников интерес к яркому образу Печорина, к которому нельзя относиться однозначно, не только не ослабевает, но и приобретает определённый личностный смысл, так как в 9 классе данная тема совпадает с возрастными интересами и возможностями учащихся.
Таким образом, особое место при изучении художественных произведений занимает формирование у учащихся целостного миропонимания, общей и филологической культуры личности (культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления и др.)







Пояснительная запискаМетодическая разработка «Изучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова» (14часов) составлена на основе программы для

Слайд 3Новизна методической разработки
Важнейшей задачей современной

системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, активного присвоения учащимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Создана система уроков по изучению творчества М. Ю. Лермонтова на основе технологии проблемного обучения с использованием исследовательских заданий по анализу лирических и лиро-эпических произведений, по изучению системы точек зрения в прозе, укрупнению обобщений по теме.

Уроки направлены на углубленное изучение теории литературы и выход на философское изучение творчества М. Ю. Лермонтова в единстве лирики и прозы.
 
Новизна методической разработки      Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных

Слайд 4Цель раздела
Цель данного раздела:
изучение творчества как единой системы эволюции

романтического героя, своеобразие проявления поэтики романтизма и реализма на уровне мироощущения, метода, стиля; усилить внимание к биографии поэта, расширить круг изучаемых произведений, включить в уроки для активизации освоения темы изученные ранее произведения; активизировать на уроках все сферы читательского восприятия произведений учащимися, сформировать у учащихся своё представление о личности поэта.

Цель разделаЦель данного раздела: изучение творчества как единой системы эволюции романтического героя, своеобразие проявления поэтики романтизма и

Слайд 5Задачи раздела
Обучающие:
продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к

его произведениям;
формировать умение комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, проводить комплексный, лингвопоэтический анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма ;
Развивающие
формирование и развитие навыков диалогической речи, умений активно слушать собеседника(книгу, человека), понимать его язык, развитие умений грамотно и адресно высказывать(письменно и устно)собственные мысли, предъявляя контекст своего индивидуального мышления;
развивать умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников; 
Воспитывающие
воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования;
формирование ценностно-смыслового, эмоционального отношения, эстетического вкуса к жизни и искусству.

Задачи разделаОбучающие:продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; формировать умение комментировать, анализировать

Слайд 6Психолого-педагогическое обоснование выбора содержания раздела
9 класс - период интенсивного

накопления знаний и представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания, формы произведения формируют понимание общей концепции сознания. Активизируются возможности теоретико-литературных понятий, совершенствуются эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концептуального подхода в изучении художественного текста.
В старших классах анализ текста более углубленный и строится на многообразии методов и приемов анализа.
Важную роль играет организация исследовательской деятельности на уроках по изучению, как лирики, так и прозы.
Опыт работы в старших классах показывает необходимость опоры в организации исследовательской деятельности на тесный личностный контакт учащихся с материалом исследования (совпадение интересов, учёт возрастных особенностей развития учащихся, их потребностей). Это ярче всего проявляется в изучении темы «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова» в 9 классе.
Психолого-педагогическое обоснование выбора содержания раздела  9 класс - период интенсивного накопления знаний и представлений, первоначальных обобщений

Слайд 7Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Личностные результаты
умение диалогически взаимодействовать с писателем и

его героями, использовать его произведение как источник своего личностного развития;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;
использование для решения познавательных задач различных источников информации. 
Предметные результаты 
Знать:
основные факты биографии М. Ю. Лермонтова;
своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова, основные мотивы, образы и настроения (романтизм и реализм в лирике поэта);
тексты стихотворений, их художественные особенности;
теоретические понятия: роман, психологический роман; проблематику и особенности композиции романа «Герой нашего времени».
Метапредметные результаты 
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять форму своих интересов.
 
Ожидаемые результаты освоения раздела программыЛичностные результатыумение диалогически взаимодействовать с писателем и его героями, использовать его произведение как

Слайд 8
Учащиеся должны уметь

Читать выразительно стихотворения, анализировать по вопросам, строить высказывания, оценивать

идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; создавать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять место стихотворения в творчестве поэта;
Оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; делать историко-культурный комментарий; 
Выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа; 
Выборочно пересказывать текст, определять границы эпизода; 
Развёрнуто обосновывать суждения, аргументировать выводы, приводя цитаты из текста; на основе текста давать характеристику герою, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет; определять конфликт произведения; 
Составлять тезисный план сочинения; подбирать необходимые цитаты; приводить доказательства в соответствии с темой сочинения;
Использовать основные литературоведческие понятия как инструмент создания собственного текста;
Учащиеся должны уметьЧитать выразительно стихотворения, анализировать по вопросам, строить высказывания, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи;

Слайд 9Обоснование применения в образовательном процессе технологии проблемного обучения, использования исследовательских заданий

по анализу художественных произведений

Исследовательская деятельность учащихся, построенная на «сети» проблемных заданий и вопросов, создаёт возможность свободного выбора направленности работы и в то же время «ограничивает» её пересечениями по сходству, смежности и контрасту представленных (или выявленных постепенно) проблем. Внимание к поэтике текста, т.е. индивидуальной системе эстетически действенных средств изучаемого автора, позволяет постичь художественный мир писателя, вырваться за рамки произведения и войти в мир историко-литературных и историко-культурных связей.

Обоснование применения в образовательном процессе технологии проблемного обучения, использования исследовательских заданий по анализу художественных произведений Исследовательская деятельность

Слайд 10 Система знаний и система деятельности  
Система знаний включает  
Знания из определённой научной

области:
-литературоведение, история; русский язык; искусство. 
Фундаментальные знания из конкретной предметной области:
- знание художественного произведения как собрания характеров, голосов, мнений, позиций, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом, с писателем, историей и читателями;
-знание содержания художественного произведения в контексте философской проблематики отражённой в нём эпохи и в социальном контексте современности; истории литературы как диалога жанров и диалога проблем; законов художественного (образного) организованного текста, рождённого из диалога писателя с реальным миром. 
Знания профильного характера:
-знание законов жизнедеятельности, способности решать межличностные и деловые разногласия адекватными способами, признание ценности духовно-нравственного бытия и самосовершенствования.
Система знаний и система деятельности   Система знаний включает  Знания из определённой научной области:

Слайд 11

Система деятельности включает 

Познавательная деятельность учащихся включает в себя :
-умение самостоятельно

и мотивированно организовывать свою деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;
-определение существенных характеристик изучаемого объекта (анализ литературного произведения как собрания «голосов», в которых заключена «частица общей правды»);
-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера (использование основных литературоведческих понятий как инструмента создания собственного текста);
 Преобразующая деятельность включает в себя:
-отношения «Человек-природа-общество» и связь со способами поиска путей согласования своей позиции и позиции собеседника, когда возникает глубокое понимание контекста его мышления, передачи продуктов своей деятельности, себя другим, установлению связи с ними, применяя опыт диалогического взаимодействия с писателем и его героями, используя его произведения как источник своего личностного развития.
Система деятельности включает Познавательная деятельность учащихся включает в себя : -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность от

Слайд 12
 Общеучебная деятельность основывается на использовании следующих методов учения:
- поиск нужной информации

по заданной теме в источниках различного типа;
-использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью ;
-проектирование и организация урока осуществляется в соавторстве учителя и учащихся;
-учащиеся создают авторские тексты, имеющие адресата, являющиеся своеобразной формой живого диалогического общения и позволяющего накапливать арсенал языковых средств выражения своего субъективного мира; 
Самоорганизующая деятельность связана с самостоятельным поиском и решением учебных и личностных проблем. Это может быть интерпретация того или иного материала, поиск ответов на предложенный вопрос, поиск аргументов к выдвинутой(учителем, учеником) гипотезе, совместное решение задач, коллективные ответы на предложенные вопросы, обмен вопросами и заданиями. Осознанию своего продвижения способствует проектирование и проведение учащимися урока. Уроки проводятся и в одиночку, и группами, и в соавторстве с учителем. Такая деятельность учеников помогает им совершенствовать в себе способность адресовать свою работу другим, ориентироваться на другого, понимать свой собственный арсенал средств влияния на людей.
 

 Общеучебная деятельность основывается на использовании следующих методов учения:- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного

Слайд 13Поурочное планирование раздела
Поурочное планирование данного раздела построено
по следующему принципу:
Тема раздела

Содержание

образования

Планируемый результат

Внутри-предметные и межпредметные связи

Виды контроля

Домашнее задание

Количество часов


Поурочное планирование разделаПоурочное планирование данного раздела построено по следующему принципу:Тема разделаСодержание образованияПланируемый результатВнутри-предметные и межпредметные связиВиды контроляДомашнее

Слайд 14Разработка урока Тема урока: «Чем ты несчастлив?-…я человек» Философская лирика М.

Ю. Лермонтова

Цель урока:
постичь мир лирического героя Лермонтова, соотнести его с произведениями музыки и живописи, провести небольшое исследование на материале стихотворений Лермонтова и рассмотреть философские проблемы: добро и зло, жизнь и смерть, счастье, смысл человеческой жизни.
Задачи урока:
обучающие:
совершенствование навыков лингвопоэтического анализа художественного произведения;
учить восприятию художественного текста как процессу творческому, который находится в зави­симости от читательского искусства;
развивающие задачи:
развивать эмоциональную сферу обучающихся, воображение, умение самостоятельной работы с художественными текстами;
развивать у учащихся чувство языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову, вырабатывать навыки культуры речи
воспитательные задачи:
формировать умение вступать в диалог с текстом произведения, осуществлять единство нравственного и эстетического воспитания.

Разработка урока  Тема урока: «Чем ты несчастлив?-…я человек» Философская лирика М. Ю. ЛермонтоваЦель урока:

Слайд 15Оборудование и материал к уроку:
портрет М. Ю. Лермонтова;
сборники стихов;
раздаточный материал

(рефлексивная карта);
репродукции картин: Врубель “Ангел с кадилом и свечой”, Леонардо да Винчи “Благовещение”;
музыка: С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся!» ;
Дж. П. да Палестрина « Месса папы Марчелло»;
видеоклип (Виктор Попов «Ангел летел»)
Оборудование и материал к уроку: портрет М. Ю. Лермонтова;сборники стихов;раздаточный материал (рефлексивная карта);репродукции картин: Врубель “Ангел с

Слайд 16Ход урока
1.Организационный момент
2. Слово учителя
3. Видеоклип (портреты М. Ю. Лермонтова, Врубель

«Ангел со свечой», кадры из фильма Н. Бурляева «Лермонтов», музыкальная композиция в исполнении Виктора Попова «Ангел летел»)
4.Работа учащихся с методикой самооценки позиции на уроке
«Я – автор своего образования и соавтор урока»
5. Обмен сообщениями об ожиданиях относительно урока и своими представлениями о теме и цели урока.
6.Работа с художественным текстом:
Педагог предлагает прочитать стихотворение Лермонтова « Ангел»
Вопросы после первого прочтения художественного текста:
Каким настроением проникнуто произведение?
Какие чувства вы испытывали, слушая текст? 
7. Работа в группах с текстом художественного произведения:
Ученикам предлагается выделить ключевые слова, объединив их в «образно-тематические узлы»;
словарная работа (ангел, внимали, святая, непритворна, душа, мир, томилась, младой, чудным)

Ход урока1.Организационный момент2. Слово учителя3. Видеоклип (портреты М. Ю. Лермонтова, Врубель «Ангел со свечой», кадры из фильма

Слайд 17
Ответить на вопросы:
Что мы узнаем о песне, которую пел ангел? Какое

художественное средство здесь употребляет поэт?
Что значит «святая»?
О чем пел ангел?
В чем секрет необыкновенного воздействия песни ангела на «душу младую»? Говорится ли об этом в стихотворении?
Каким же рисуется образ земли в стихотворении?
Что ощущала душа, принесенная ангелом на землю?
В 3 строфе говорится и о состоянии «души молодой». Что в этой душе таится?
О каком ангеле идёт речь в стихотворении?
Ангел ли «главный герой» одноимённого стихотворения?
Почему стихотворение об участии человека названо «Ангел»?
С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
Ответить на вопросы:Что мы узнаем о песне, которую пел ангел? Какое художественное средство здесь употребляет поэт? Что

Слайд 188. Подведение итогов работы в группах

Ангел
НЕБО ПОЛУНОЧИ ПЕСНЯ

Месяц, звёзды, тучи, ВНИМАЛИ тихая, святая
о блаженстве безгрешных духов
хвала НЕПРИТВОРНА

МЛАДАЯ ДУША ЗВУК песни
ЖИВОЙ



ТОМИЛАСЬ МИР печали и слёз СКУЧНЫЕ песни земли

















8. Подведение итогов работы в группах

Слайд 19 9.Культуроведческий аспект
звучит Всенощное бдение С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся!», Дж.

П. да Палестрина « Месса папы Марчелло»;
слово учителя;
видеоряд: М.Врубеляь “Ангел с кадилом и свечой”, Леонардо да Винчи “Благовещение”
Вопрос к детям:
Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”? (ответ аргументируйте)
9.Культуроведческий аспектзвучит Всенощное бдение С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся!», Дж. П. да Палестрина « Месса

Слайд 2010.Работа в группах над стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды»
Ученикам

предлагается выделить ключевые слова, объединив их в «образно-тематические узлы»;
Ответить на вопросы:
О чём это стихотворение? О небе и звёздах?
Какую проблему ставит, по-вашему, поэт?
В чём конфликт? Что это - «завидую звёздам»?
Каким вы себе представляете лирического героя?
Вам знакомо его настроение? Чем оно вызвано?
10.Работа в группах над стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды» Ученикам предлагается выделить ключевые слова, объединив

Слайд 2111.Подведение итогов работы в группах


ЧИСТО небо

ЯСНЫ звёзды

ЯСНЫ, как СЧАСТЬЕ ребёнка


Что ЗВЁЗДЫ и НЕБО тем Я НЕСЧАСТЛИВ
а Я ЧЕЛОВЕК
ЛЮДИ ЗАВИДУЮ
ЗАВИСТЬ звёздам
друг к другу ?












11.Подведение итогов работы в группах

Слайд 22ВЫВОД:
Лирический герой разрывается между двух миров – Землёй и небом. Если

изобразить графически эти два мира, то где будет находиться лирический герой? Между небом и Землёй.
Возможно ли счастье лирического героя в таком состоянии? И почему? Он не может обрести дом в таком состоянии.
У лирического героя Лермонтова нет дома, он одинокий бесприютный странник. Достаточно вспомнить образы, созданные поэтом и хорошо знакомые вам: Белеет парус одинокой / Тучки небесные… Вечные странники; Ночевала тучка золотая/ На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя. Таким же будет Печорин в «Герое нашего времени» – живёт вне дома, он всё время перемещается, даже умер в дороге. Не исключением является и лирический герой данного стихотворения.
Для каких героев в литературе характерно состояние двоемирия? В чём особенность таких героев? Для романтических. Устремлённость к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Обычное состояние романтического героя – одиночество и разочарование.
Такое состояние лирического героя называется двоемирием.
ВЫВОД:Лирический герой разрывается между двух миров – Землёй и небом. Если изобразить графически эти два мира, то

Слайд 23
12. Рефлексия урока
13 Домашнее задание
Творческое задание (по выбору учащихся) :
1.Сочинить художественную

зарисовку «Все мы в мире странники»
2.В лирике поэта зримо встаёт тема одиночества человека на земле, одиночества среди людей. Предлагаю дома поразмышлять над стихотворением «Выхожу один я на дорогу».
Если бы вы создавали фильм по мотивам этого стихотворения, то какой бы видеоряд выстроили бы? Что главным было бы в этом фильме?
В какой части фильма могли бы звучать строки из стихотворения
«Благодарность» (1840)
За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.
12. Рефлексия урока13 Домашнее заданиеТворческое задание (по выбору учащихся) :1.Сочинить художественную зарисовку «Все мы в мире странники»2.В

Слайд 24Итоги изучения раздела
1. Удалось увеличить количество освоенных и

прочитанных произведений М.Ю.Лермонтова (лирика – 7 произведений («Одиночество», «Ангел», «Небо и звёзды», «Благодарность», «Из- под таинственной, холодной полумаски», «К портрету», «Чаша жизни», «Валерик»), при чтении романа сохранена целостность всех повестей).

2. Учащиеся способны воссоздавать более точную историю развития творчества М.Ю.Лермонтова, что позволило успешнее освоить ряд сложных теоретических проблем (признаки романтизма и реализма, эволюция романтического героя, автор и герой).
Лирические произведения, наиболее запомнившиеся учащимся, названы: «Ангел», «Небо и звёзды», «Смерть поэта», «Молитва» (1937 г.), «Нищий», «И скучно и грустно», «Валерик».


Итоги изучения раздела   1. Удалось увеличить количество освоенных и прочитанных произведений М.Ю.Лермонтова (лирика – 7

Слайд 253.Подведение итогов работы, после изучения темы показало, что уроки запоминались учащимся

по разным признакам:
3.Подведение итогов работы, после изучения темы показало, что уроки запоминались учащимся по разным признакам:

Слайд 26
При освоении произведений, особенно прозы, стало очевидным, что

наиболее эффективными в обучении были исследовательские, а также творческие задания по «смене точек зрения» на произведения, события, людей, развития гибкости и устойчивости читательских реакций, акцент на понимание и запоминание.
Условно можно выделить три типа понимания:
Семантизирующее понимание (Расшифровка значений слов, их связей, названий);
Когнитивное (Понимание содержания и смысла связей внутри текста);
Реконструкция смыслов, заложенных автором (текст как целостность, интерпретация)
 
При освоении произведений, особенно прозы, стало очевидным, что наиболее эффективными в обучении были исследовательские,

Слайд 27 Результаты можно представить в диаграмме (в % соотношении, в сравнении изучения

творчества М. Ю. Лермонтова учащимися 9 классов до и после разработки раздела программы )

Изучение 9 классом раздела «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» (2012-2013 учебный год)

Результаты можно представить в диаграмме (в % соотношении, в сравнении изучения творчества М.

Слайд 28
Изучение 9 классом раздела «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» (2013-2014

учебный год)

Изучение 9 классом раздела «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» (2013-2014 учебный год)

Слайд 29 Динамика литературного развития учащегося (по В. Г. Маранцману)
2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Лирика (Уроки 1-6)

Динамика литературного развития учащегося (по В. Г. Маранцману) 2012-2013 учебный год

Слайд 30

2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год
Роман

«Герой нашего времени» (уроки 7-14)
2012-2013 учебный год      2013-2014 учебный годРоман «Герой нашего времени» (уроки 7-14)

Слайд 31Вывод

Система уроков по изучению жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, учитывающая последние

литературоведческие исследования о целостном подходе к изучению творчества поэта и выявлении в нём ведущих мотивов, способствовала достижению высоких личностных, предметных и метапредметных результатов учащимися при освоении учебного материала.
Подтвердилась эффективность использования исследовательских, творческих и проблемных заданий при изучении монографической темы.
Вывод Система уроков по изучению жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, учитывающая последние литературоведческие исследования о целостном подходе к

Слайд 32
Шаблон для презентации взят с сайта:
pedsovet.ru (elenaranko.ucoz.ru)
Автор шаблона: Елена Алексеевна Ранько

Шаблон для презентации взят с сайта:pedsovet.ru (elenaranko.ucoz.ru)Автор шаблона: Елена Алексеевна Ранько

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть