Слайд 1
ХIV Районные интеллектуальные соревнования
«Шаг в будущее, Юниор!»
«Каша – мать наша»
(слово
«каша» как элемент функционирования в русских пословицах, поговорках, фразеологизмах)
Работу выполнила: Волоснова Ульяна.,
уч-ся 9в класса МБОУ
ЗСОШ №2.
Руководитель: Андроненко Н.В.,
учитель русского языка
и литературы ЗСОШ №2
п.Залари, 2014г.
Слайд 2Цель исследования: на основе сравнительного анализа пословиц, поговорок, фразеологизмов определить, какое
место каша занимает в русском языке, в русской культуре.
Задачи:
1.проанализировать пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречается слово «каша»;
2.произвести соцопрос уч-ся с целью определения значения данных языковых единиц (их понимания);
3.собрать материал исследования по данной теме;
4.доказать значимость каши как продукта питания для здоровья и жизнедеятельности человека.
Слайд 3
Актуальность ,4. Гипотеза
Мы считаем, что каша является не только продуктом питания,
но и важной частью русской культуры. Необходимо возрождать традиции не только правильного приготовления каш, но и обычаев, связанных с ними.
Объект исследования:
Актуальность нашей работы вытекает из наблюдения за уч-ся нашей школы в столовой, когда в меню стоит каша. Мы задались вопросом: «Почему же каша так нелюбима многими детьми? Почему они отказываются её есть и отдают предпочтение пирожкам или пицце?» Нам стало интересно, неужели и раньше в старину кашу также не любили?
Объект исследования: пословицы, поговорки, фразеологизмы, в
составе которых встречается слово «каша».
Предмет изучения : лексика уч-ся Заларинской СОШ №2.
Слайд 4Новизна исследования определяется тем, что объектом изучения становятся пословицы, поговорки, фразеологизмы,
как неотъемлемая часть культуры русского народа.
Методы исследования: изучение теоретического научного материала, социологический опрос среди учащихся школы.
Гипотеза: каша является не только продуктом питания, но и отражением культуры народа.
Слайд 5 Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в исследовании
предполагается вариант анализа пословиц, поговорок и фразеологизмов со словом «каша», которые школьники используют в своей речи. Данное исследование позволяет судить о том, насколько правильно они понимают их значение.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе изучения современного русского языка и литературы, а также в работе спецкурсов по данным предметам.
Слайд 6Пословицы и поговорки – это меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные
из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов.
Фразеологизмы - устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим.
(«Толковый словарь» В. Даля)
Слайд 7В русском языке существуют разнообразные фразеологические обороты, пословицы и поговорки, отражающие
быт, труд, мирную жизнь людей и военные события, происходившие в истории нашей страны. Наряду с этими группами выделяется и группа, связанная непосредственно с процессом употребления человеком пищи, что легко объясняется процессом его жизнедеятельности.
Слайд 8Методы исследования :
Пища является одним из самых важных и самых древних
компонентов материальной культуры как одно из необходимых условий существования человека. Она издревле выполняет различные социальные и обрядовые функции.
Каша - одно из важнейших блюд русского национального стола. Первоначально это было обрядовое, торжественное блюдо, употребляемое на праздниках и пирах.
Кашей встречали новорожденного; каша была обязательной частью свадебного обряда. Кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь. Каша была и символом перемирия, мира после сражения. Кашу ставили на царский стол, приносили в жертву Богам.
Слайд 9Происхождение (этимология) слова «каша»
КАША - блюдо из разваренных в воде (или
в молоке) зёрен или крупы злаков, иногда с такими добавками как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье. Каша отличается от гарнира из сваренной крупы (зёрен или злаков) более жидкой консистенцией.
(Орфографический словарь, 2004 г.)
Слайд 10
Исследование показало, что слово «каша» достаточно частотно в исследуемых нами языковых
единицах и даёт различные оттенки их значений:
Выражение «своего», освоенного пространства, противопоставленного «чужому»: Где щи да каша, там и место наше.
Интеллектуальные способности человека: Каша в голове (отсутствие понимания, порядка в мыслях);
3. Речь как проявление внутреннего мира человека: Каша во рту (о том, кто неясно, непонятно выговаривает слова);
4. Внешний вид и физическое состояние: Мало каши ел (о слабом человеке; о неопытном человеке);
5. Характер человека: Растёкся как каша (о безвольном, податливом человеке, не имеющем твердости в характере);
6. Межличностные отношения: Каши не сваришь (не сговоришься, не сделаешь дела с кем- нибудь, не уладишь дела)
Слайд 11 Цель опроса – выяснить, что знают уч-ся 8в класса (24ч.) о фразеологизмах,
пословицах и поговорках со словом «каша» понимают ли из значения; определить, какое место занимают данные языковые единицы в речи учащихся. Результаты получились не просто интересные, но даже неожиданные. Были предложены следующие вопросы:
1) знаешь ли ты, что такое фразеологизмы, пословицы, поговорки? (19ч-да; 5ч-нет)
2) используешь ли ты их в своей речи? (13ч-да; 6ч-иногда; 6ч - нет)
3) какие фразеологизмы, пословицы и поговорки со словом «каша» ты знаешь? (17ч-от 5 до 11; 7ч-от 3 до 5 примеров. )
4) объясни значения следующих варажений:
«Кашу маслом не испортишь.» (21ч +; 3ч -)
«Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.» (17ч +; 3ч затруднялись при ответе; 4ч -)
Слайд 12
«В родной семье и каша гуще.» (19ч +; 5ч -)
«Мало каши ел. » (22ч +; 2ч -)
«Каша заварилась.» (21ч+; 3ч -)
«Ботинки просят каши.» (24ч+)
5) считаешь ли ты, что пословицы, поговорки , фразеологизмы обогащают речь, делают её ярче и выразительнее? (22 –да; 2-возможно)
6) знаешь ли ты, как они появились ? (14ч+; 6ч затруднялись при ответе; 4ч-)
Т.О., мы пришли к выводу о том, что не все уч-ся знают пословицы, поговорки и фразеологизмы со словом «каша» и верно понимают их значение. Кроме этого стало понятно, что фразеологизмы ребята знают лучше, чаще используют их в речи, безошибочно объясняют значение. Фразеологизмы вызывают больший интерес.
Слайд 13Процентное соотношение пословиц, поговорок и фразеологизмов со словом
Слайд 14Вывод: Наше исследование показало, что корни обрядового отношения к столь, казалось
бы, простой пище как каша кроются в наших языческих корнях (её использовали как ритуальное блюдо). Кроме этого каша наравне с хлебом, была основным продуктом питания, о чём свидетельствует частое употребление этих двух продуктов одновременно в одной пословице или поговорке. Т.О., особенности национальных традиций, связанных с едой, отражаются и в языке.