Презентация, доклад к занятию по русскому языку Родной язык-богатое наследство

Содержание

«Родной язык – богатое наследство»

Слайд 1


Слайд 2 «Родной язык – богатое наследство»

«Родной язык – богатое наследство»

Слайд 3Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Говори спокойно, ясно, только

по делу.
3. Уважай мнение других.
4. Помогай товарищам, если они об этом просят.
5. Записывай идеи.
6. Не бери всю инициативу на себя.
7. Точно выполняй возложенную на тебя роль.
8. Не жди подсказки.
9. Успех команды зависит от каждого.

Правила работы в группе 1. Думай, слушай, высказывайся.2. Говори спокойно, ясно, только по делу.3. Уважай мнение других.4.

Слайд 4Этапы занятия
1.«Эти многоликие слова…»
(раздел «Лексика»);
2.«Глокая Куздра штеко будланула…»

(раздел «Морфология»);
3. «Мастерская слов»
(раздел «Словообразование»);
4.«Знакомые незнакомцы»
(раздел «Синтаксис»).

Этапы занятия1.«Эти многоликие слова…» (раздел «Лексика»);2.«Глокая Куздра штеко будланула…»     (раздел «Морфология»);3. «Мастерская слов»

Слайд 6I. I. «Лексика»
1.Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:

1. «Эрудиты» – ланиты,

десница, перси,
2. «Умники» – длань, зело, живот,
3. «Интеллектуалы» – ветрило, оратай, выя.


I. I. «Лексика»1.Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: 1. «Эрудиты» – ланиты, десница, перси, 2. «Умники» – длань,

Слайд 71. Ланиты — щёки, перси — грудь, зело — очень,
2.

Ветрило — парус, выя — шея, десница — правая рука,
3. Длань —ладонь (и долонь), живот — жизнь, оратай — пахарь (иратай - ещё более устаревшее).

Проверим!

1. Ланиты — щёки, перси — грудь, зело — очень, 2. Ветрило — парус, выя — шея,

Слайд 82. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
1. ВОЯЖ, ВИКТОРИЯ, ДЕФЕКТ


2. ТРИУМФ,ФИНАЛ, ИМИТАЦИЯ

3. ЭПИЛОГ, АКТУАЛЬНЫЙ, СИТУАЦИЯ.
2. Замените заимствованные слова  русскими синонимами: 1. ВОЯЖ, ВИКТОРИЯ, ДЕФЕКТ   2. ТРИУМФ,ФИНАЛ, ИМИТАЦИЯ 3.

Слайд 91. Вояж - путешествие; виктория - победа;
дефект - изъян, недостаток.

2. Триумф - торжество, успех; финал - конец, завершение; имитация - подражание, подделка.
3. Эпилог - заключительная часть; актуальный - свое­временный , важный; ситуация – обстоятельство.
1. Вояж - путешествие; виктория - победа; дефект - изъян, недостаток. 2. Триумф - торжество, успех; финал

Слайд 103. Найдите «четвёртое лишнее».
1.Сидеть на мели.
2.Сидеть на берегу.
3.Сидеть на

чемоданах.
4.Сидеть в печёнках.

"Четвёртое лишнее" - сидеть на берегу,
потому что это словосочетание не является устойчивым (фразеологизмом).

3. Найдите «четвёртое лишнее».  1.Сидеть на мели. 2.Сидеть на берегу.3.Сидеть на чемоданах. 4.Сидеть в печёнках.

Слайд 114. Запишите примеры предложений, в которых НИ ПУХА НИ ПЕРА
1) было

бы употреблено в прямом значении;
2) являлось бы фразеологическим оборотом.

4. Запишите примеры предложений, в которых НИ ПУХА НИ ПЕРА 1) было бы употреблено в прямом значении;2)

Слайд 12Проверим!
1) Ни пуха, ни пера не осталось от бедной птички. 2) Я

пожелала ему на прощание ни пуха ни пера.
Проверим!1) Ни пуха, ни пера не осталось от бедной птички. 2) Я пожелала ему на прощание ни

Слайд 13 II. «Морфология». 1. Узнай части речи в предложении.
Глокая куздра штеко будланула бокра

и курдячит бокрёнка.


II. «Морфология». 1. Узнай части речи в предложении. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Слайд 14Проверим!
Глокая (прил.)
куздра (сущ.)
штеко (нареч.)
будланула (глаг.)
бокра (сущ.)
и

(союз)
курдячит (глаг.)
бокрёнка (сущ.).
Проверим!Глокая (прил.) куздра (сущ.) штеко (нареч.) будланула (глаг.) бокра (сущ.) и (союз) курдячит (глаг.) бокрёнка (сущ.).

Слайд 152. Укажите части речи, к которым могут относиться слова, приведите примеры

словосочетаний/предложений с данными словами:

1. ПОКРОЙ, ЖГУТ - «Эрудиты»
2. СТИХ, ПИЛА - «Умники»
3. ПЕЧЬ, СТЕКЛО - «Интеллектуалы»

2. Укажите части речи, к которым могут относиться слова, приведите примеры словосочетаний/предложений  с данными словами: 1.

Слайд 16Проверим!
Покрой юбки – покрой тканью;
жгут листву- резиновый жгут.
Выучить стих-

мгновенно стих;
острая пила-пила воду.
Русская печь- печь пироги;
хрупкое стекло – стекло вниз.

Проверим!Покрой юбки – покрой тканью; жгут листву- резиновый жгут. Выучить стих- мгновенно стих; острая пила-пила воду. Русская

Слайд 173. Найдите «четвёртое лишнее» в каждой группе слов. Ответ обоснуйте.
Команда «Эрудиты»
1)

вермишель, картофель, лазурь, соль.
Команда «Умники»
2) воевода, май, пятно, совершенство.
Команда «Интеллектуалы»
3) незнакомка, пароль, слуга, юноша.

3. Найдите «четвёртое лишнее»  в каждой группе слов. Ответ обоснуйте.Команда «Эрудиты»1) вермишель, картофель, лазурь, соль. Команда

Слайд 181)Картофель – 2 скл., а остальные – 3.
Возможен другой вари­ант

ответа: картофель - существительное мужского рода, а остальные - женского.
2)Воевода - существительное 1-го склоне­ния, остальные - 2-го.
3)Пароль - существительное 2-го склоне­ния, а остальные - 1-го.
Возможен другой вариант ответа:1 незнакомка - существитель­ное женского рода, а остальные - мужского.

Проверим!

1)Картофель – 2 скл., а остальные – 3. Возможен другой вари­ант ответа: картофель - существительное мужского рода,

Слайд 194. Можно ли определить тип склонения у данных существительных?
1) каникулы
2)

ножницы
3) сани.
4. Можно ли определить тип склонения у данных существительных?1) каникулы 2) ножницы 3) сани.

Слайд 20Проверим!
Тип склонения определить нельзя.
Чтобы определить склонение, не­обходимо знать род, а

он бывает только у су­ществительных в ед. ч.
Слова каникулы, нож­ницы, сани в ед. ч. никогда не употребля­ются вообще не имеют этой формы.

Проверим!Тип склонения определить нельзя. Чтобы определить склонение, не­обходимо знать род, а он бывает только у су­ществительных в

Слайд 21III. «Словообразование».
Сколько приставок в словах?
1)всесторонний 2)звукозапись
3)наискосок
4)переосмыслить.


III. «Словообразование».Сколько приставок в словах?1)всесторонний 2)звукозапись 3)наискосок4)переосмыслить.

Слайд 22Проверим!
1) нет приставок
2) 1 приставка звуко-за-пись
3) 2 приставки на-ис-косок
4) 3 приставки

пере-о-с-мыслить
Проверим!1) нет приставок2) 1 приставка звуко-за-пись3) 2 приставки на-ис-косок4) 3 приставки пере-о-с-мыслить

Слайд 232. От каких слов нельзя образовать форму женского рода?
Барабанщик, бард, дирижёр,

певец, поэт, пианист, скрипач, флейтист.

Бард, дирижёр.

2. От каких слов нельзя образовать форму женского рода?Барабанщик, бард, дирижёр, певец, поэт, пианист, скрипач, флейтист.Бард, дирижёр.

Слайд 24IV.«Синтаксис и пунктуация».
1. Каким членом предложения является инфинитив?
Его одолевало желание

чихнуть.
Я поехал посмотреть новый дом.
Ученый продолжал работать над проектом.
Мама попросила меня купить хлеб.
Курить вредно для здоровья.


IV.«Синтаксис и пунктуация».1. Каким членом предложения является инфинитив? Его одолевало желание чихнуть.Я поехал посмотреть новый дом.Ученый продолжал

Слайд 25Проверим!
Его одолевало желание чихнуть (несогласованное определение). Я поехал посмотреть новый дом

(обстоятельство цели).
Учёный продолжал работать над проектом (часть составного глагольного сказуемого).
Мама попросила меня купить хлеб (дополнение)
Курить вредно для здоровья (подлежащее).

Проверим! Его одолевало желание чихнуть (несогласованное определение). Я поехал посмотреть новый дом (обстоятельство цели).Учёный продолжал работать над

Слайд 262. Установить статую золотую пику держащую.
Такое завещание оставил своим наследникам один

правитель, и они, воспользовавшись оплошностью богача, забывшего про запятую, поставили её сами.
Находчивость позволила им присвоить себе кругленькую сумму.
Где должен был поставить запятую правитель?
А где поставили наследники?

2. Установить статую золотую пику держащую. Такое завещание оставил своим наследникам один правитель, и они, воспользовавшись оплошностью

Слайд 27Установить статую золотую, пику держащую.
Установить статую, золотую пику держащую.
Проверим!

Установить статую золотую, пику держащую. Установить статую, золотую пику держащую.Проверим!

Слайд 28Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму

стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.Синквейн –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть