Слайд 1Чтобы завещанное слово не убывало
А.Платонов
Н.П.Калуцкая
ОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум»
Слайд 2
Заведующий кафедрой общего языкознания и риторики Сибирского федерального университета, профессор
А.П.
Сковородников
«…язык не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания и т.д.
Слайд 3Особую, исключительную роль играет язык, точнее — создаваемые на нем тексты
и занимающаяся текстами филология — в формулировании и разъяснении идеологии, т.е. мировоззренческих установок общества, в частности, так называемой национальной идеи, тех сакральных ценностей и сверхсмыслов, без которых не может развиваться и просто долго существовать никакое государство, никакая нация».
Слайд 4Что же мы можем сделать, «чтобы завещанное слово не убывало»?
Автор
этой цитаты Андрей Платонов не только считал это единственной истинной честью для всякого большого художника, но и предлагал своё средство для решения проблемы: “Великий художник требует, чтобы его завоевывали или, по крайней мере, осваивали”.
Слайд 5Рецепт «от Платонова» кажется мне исчерпывающим, потому что на уроках русского
языка и литературы мы, собственно, только и занимаемся «завоеванием и освоением» великих художников. И пока божественные тексты Пушкина и Лермонтова, Тургенева и Толстого, Есенина и Бунина звучат на уроках, завещанное слово не убудет.
Слайд 6Но ещё надёжнее, на мой взгляд, если этот процесс расширится за
счёт внеаудиторных занятий. Однозначно положительными примерами такого расширения считаю литературные творческие конкурсы вообще и конкурсы чтецов в частности. Надеюсь, что все словесники города и района поддержат меня в том, что конкурс чтецов произведений Сергея Есенина, организованный Валуйским колледжем и приуроченный к 120-летию поэта, помог не просто освоению особенностей есенинского языка, но и триумфу его «божьей дудки». Было бы прекрасно, если бы такие мероприятия стали системой, потому что бережное и восторженное исполнение великих строк помогает слову сиять всеми многочисленными гранями, подобно алмазу, который медленно вращают в лучах света.
Слайд 7Сбережением слова художника считаю также практику литературоведческих анализов текстов, хотя, в
принципе, задачу словесника в профессиональном образовательном учреждении вижу в другом.
Практика литературоведческого анализа текста, на мой взгляд, наиболее оправданна в области литературного краеведения, потому что произведения писателей – земляков, как правило, абсолютно не изучены в этом плане. Конечно, больших авторов среди земляков единицы, но они, безусловно, достойны того, чтобы их слово не убывало.
Слайд 8Разве не в долгу мы у большого поэта – земляка Ивана
Овчинникова, сформированного языковой культурой Белгородского края, которую он впоследствии сумел обогатить своим духовным наследием. Для пропаганды творчества Ивана Егоровича Овчинникова было бы замечательно уже то, чтобы его «окопную лирику» знали жители Белгородчины. Но если эту лирику будут читать, анализировать и интерпретировать молодые исследователи, это станет гарантией освоения слова большого художника.
Слайд 9Иван Овчинников в годы войны и послевоенное время
Слайд 10Попытку литературоведческого анализа одного из самых пронзительных стихотворений Ивана Овчинникова «Окоп.
На бруствере гранаты…» предприняла недавняя выпускница техникума Анна Терентьева.
Окоп. На бруствере гранаты,
Полынь, патроны, «дегтярев».
Солдаты – двадцать лет на брата –
Из разных сел и хуторов.
Да соловьи в ничейной роще,
Да танк, подбитый на меже,
Мир так суров и прост, что проще,
Пожалуй, некуда уже
Анна Терентьева
Слайд 11
Достаточно привести небольшой фрагмент исследования, чтобы стало ясно: студентка пристально и
с любовью рассмотрела каждое слово произведения, а это значит, что оно точно «не убудет».
Далее Вы увидите несколько слайдов из презентации, которую Анна предложила аудитории , представляя работу
Слайд 12Введение
Жители немногих территорий России с гордостью могут
сказать, что их земляком является
поэт, который в
летопись Великой Отечественной войны внёс вклад,
сопоставимый по уровню с такими жемчужинами
отечественной поэзии, как «В землянке» Алексея Суркова,
«Жди меня» Константина Симонова, «Я убит подо Ржевом»
Александра Твардовского. Равно, как и студенты немногих
учебных заведений могут гордиться, что поэт такого
масштаба, как Иван Егорович Овчинников, учился в своё
время в их учебном заведении. Повезло в этом смысле
валуйчанам и Валуйскому индустриальному техникуму.
На следующем слайде Вы увидите портреты нашего знаменитого земляка
Слайд 13 Богата и чрезвычайно разнообразна история и культура Белгородского края. Она
в своё время сформировала личность Ивана Овчинникова, который впоследствии сумел в свою очередь обогатить её своим духовным наследием. Для пропаганды духовного наследия Ивана Егоровича Овчинникова было бы замечательно уже то, чтобы его «окопную лирику» знали жители Белгородчины. Но если эту лирику будут читать, анализировать и интерпретировать молодые исследователи, это станет гарантией сохранности его творчества как выдающегося факта истории и культуры Белгородского края.
Поэтому я и решила сделать литературоведческий анализ стихотворения И.Е. Овчинникова «Окоп. На бруствере гранаты…» На следующем слайде Вы увидите план, по которому я работала.
Слайд 14Введение
Основная часть. Литературоведческий анализ стихотворения И.Е. Овчинникова «Окоп. На бруствере гранаты
1.
Время и обстоятельства написания произведения.
2. Место произведения в творчестве писателя.
3. Литературный род (эпос, лирика, драма).
4. Жанр произведения.
5. Основная проблематика произведения.
6. Тема.
7. Композиция.
8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.
9. Образный строй.
10. Идея.
11. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы).
Заключение
Слайд 15Окоп. На бруствере гранаты,
Полынь, патроны, «дегтярев».
Солдаты – двадцать лет
на брата –
Из разных сел и хуторов.
Да соловьи в ничейной роще,
Да танк, подбитый на меже,
Мир так суров и прост, что проще,
Пожалуй, некуда уже
Слайд 16Стихотворение «Окоп, на бруствере гранаты…» написано автором в 1965 году, это
было время, когда для советской литературы в целом наступила пора нового осмысления событий Великой Отечественной войны, и на смену громким патриотическим призывам пришло стремление глубоко и мудро проанализировать события войны.
Слайд 17Произведение относится к зрелому этапу в творчестве И.Е.Овчинникова, когда появились такие
его стихи, как «Перед атакой», «Артналёт», «После боя» и другие. Все перечисленные произведения наполнены стремлением философски осмыслить события минувшей войны.
Слайд 18Пафос стихотворения трагический, с ним соотносится его минорная эмоциональная тональность.
Тема стихотворения
– солдат на войне.
Основная проблема текста – это попытка осознания обыденности смерти как неизбежной составляющей жестокой простоты войны.
Сам автор решает эту проблему так: война упрощает бесконечное многообразие жизни до одной, но очень суровой дилеммы – жизнь или смерть.
Слайд 19Лексика стихотворения преимущественно разговорная, подтверждением этого являются следующие примеры.
Во второй
строке « Полынь, патроны, «дегтярев»…» автор использует разговорное солдатское название определённой модели пулемёта.
В третьей строке поэт прибегает к использованию фразеологизма, так как фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения.
Слайд 20Работая над литературоведческим анализом стихотворения Ивана Овчинникова,
я окончательно убедилась в том,
что знать его поэзию – гражданский долг каждого валуйчанина. Пользуясь случаем, я призываю вас исполнить этот гражданский долг.
Слайд 21Популяризации творчества Ивана Овчинникова посвящён и буктрейлер ««Загар, принесённый с войны»
- это большая литература о большой войне», снятый студентками Анастасией Порядиной и Кристиной Гнилицкой.
Слайд 22И ещё об одном: чем больше на слуху у молодёжи будет
высокохудожественных текстов, тем меньше шансов у дурновкусия, настойчиво навязываемого большинством современных СМИ.