Презентация, доклад к выступлению на Международной научно-практической конференции Экология языка

Содержание

Заведующий кафедрой общего языкознания и риторики Сибирского федерального университета, профессор А.П. Сковородников«…язык не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания и т.д.

Слайд 1Чтобы завещанное слово не убывало

А.Платонов

Н.П.Калуцкая
ОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум»

Чтобы завещанное слово не убывало       А.ПлатоновН.П.КалуцкаяОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум»

Слайд 2


Заведующий кафедрой общего языкознания и риторики Сибирского федерального университета, профессор
А.П.

Сковородников




«…язык не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания и т.д.

Заведующий кафедрой общего языкознания и риторики Сибирского федерального университета, профессор А.П. Сковородников«…язык не только отражает, но и

Слайд 3Особую, исключительную роль играет язык, точнее — создаваемые на нем тексты

и занимающаяся текстами филология — в формулировании и разъяснении идеологии, т.е. мировоззренческих установок общества, в частности, так называемой национальной идеи, тех сакральных ценностей и сверхсмыслов, без которых не может развиваться и просто долго существовать никакое государство, никакая нация».
Особую, исключительную роль играет язык, точнее — создаваемые на нем тексты и занимающаяся текстами филология — в

Слайд 4Что же мы можем сделать, «чтобы завещанное слово не убывало»?

Автор

этой цитаты Андрей Платонов не только считал это единственной истинной честью для всякого большого художника, но и предлагал своё средство для решения проблемы: “Великий художник требует, чтобы его завоевывали или, по крайней мере, осваивали”.
Что же мы можем сделать, «чтобы завещанное слово не убывало»? Автор этой цитаты Андрей Платонов не только

Слайд 5Рецепт «от Платонова» кажется мне исчерпывающим, потому что на уроках русского

языка и литературы мы, собственно, только и занимаемся «завоеванием и освоением» великих художников. И пока божественные тексты Пушкина и Лермонтова, Тургенева и Толстого, Есенина и Бунина звучат на уроках, завещанное слово не убудет.
Рецепт «от Платонова» кажется мне исчерпывающим, потому что на уроках русского языка и литературы мы, собственно, только

Слайд 6Но ещё надёжнее, на мой взгляд, если этот процесс расширится за

счёт внеаудиторных занятий. Однозначно положительными примерами такого расширения считаю литературные творческие конкурсы вообще и конкурсы чтецов в частности. Надеюсь, что все словесники города и района поддержат меня в том, что конкурс чтецов произведений Сергея Есенина, организованный Валуйским колледжем и приуроченный к 120-летию поэта, помог не просто освоению особенностей есенинского языка, но и триумфу его «божьей дудки». Было бы прекрасно, если бы такие мероприятия стали системой, потому что бережное и восторженное исполнение великих строк помогает слову сиять всеми многочисленными гранями, подобно алмазу, который медленно вращают в лучах света.
Но ещё надёжнее, на мой взгляд, если этот процесс расширится за счёт внеаудиторных занятий.

Слайд 7Сбережением слова художника считаю также практику литературоведческих анализов текстов, хотя, в

принципе, задачу словесника в профессиональном образовательном учреждении вижу в другом.



Практика литературоведческого анализа текста, на мой взгляд, наиболее оправданна в области литературного краеведения, потому что произведения писателей – земляков, как правило, абсолютно не изучены в этом плане. Конечно, больших авторов среди земляков единицы, но они, безусловно, достойны того, чтобы их слово не убывало.

Сбережением слова художника считаю также практику литературоведческих анализов текстов, хотя, в принципе, задачу словесника в профессиональном образовательном

Слайд 8Разве не в долгу мы у большого поэта – земляка Ивана

Овчинникова, сформированного языковой культурой Белгородского края, которую он впоследствии сумел обогатить своим духовным наследием. Для пропаганды творчества Ивана Егоровича Овчинникова было бы замечательно уже то, чтобы его «окопную лирику» знали жители Белгородчины. Но если эту лирику будут читать, анализировать и интерпретировать молодые исследователи, это станет гарантией освоения слова большого художника.
Разве не в долгу мы у большого поэта – земляка Ивана Овчинникова, сформированного языковой культурой Белгородского края,

Слайд 9Иван Овчинников в годы войны и послевоенное время

Иван Овчинников в годы войны и послевоенное время

Слайд 10Попытку литературоведческого анализа одного из самых пронзительных стихотворений Ивана Овчинникова «Окоп.

На бруствере гранаты…» предприняла недавняя выпускница техникума Анна Терентьева.



Окоп. На бруствере гранаты,
Полынь, патроны, «дегтярев».
Солдаты – двадцать лет на брата –
Из разных сел и хуторов.
Да соловьи в ничейной роще,
Да танк, подбитый на меже,
Мир так суров и прост, что проще,
Пожалуй, некуда уже











Анна Терентьева

Попытку литературоведческого анализа одного из самых пронзительных стихотворений Ивана Овчинникова «Окоп. На бруствере гранаты…» предприняла недавняя выпускница

Слайд 11
Достаточно привести небольшой фрагмент исследования, чтобы стало ясно: студентка пристально и

с любовью рассмотрела каждое слово произведения, а это значит, что оно точно «не убудет».


Далее Вы увидите несколько слайдов из презентации, которую Анна предложила аудитории , представляя работу
Достаточно привести небольшой фрагмент исследования, чтобы стало ясно: студентка пристально и с любовью рассмотрела каждое слово произведения,

Слайд 12Введение
Жители немногих территорий России с гордостью могут
сказать, что их земляком является

поэт, который в
летопись Великой Отечественной войны внёс вклад,
сопоставимый по уровню с такими жемчужинами
отечественной поэзии, как «В землянке» Алексея Суркова,
«Жди меня» Константина Симонова, «Я убит подо Ржевом»
Александра Твардовского. Равно, как и студенты немногих
учебных заведений могут гордиться, что поэт такого
масштаба, как Иван Егорович Овчинников, учился в своё
время в их учебном заведении. Повезло в этом смысле
валуйчанам и Валуйскому индустриальному техникуму.

На следующем слайде Вы увидите портреты нашего знаменитого земляка
ВведениеЖители немногих территорий России с гордостью могутсказать, что их земляком является поэт, который влетопись Великой Отечественной войны

Слайд 13 Богата и чрезвычайно разнообразна история и культура Белгородского края. Она

в своё время сформировала личность Ивана Овчинникова, который впоследствии сумел в свою очередь обогатить её своим духовным наследием. Для пропаганды духовного наследия Ивана Егоровича Овчинникова было бы замечательно уже то, чтобы его «окопную лирику» знали жители Белгородчины. Но если эту лирику будут читать, анализировать и интерпретировать молодые исследователи, это станет гарантией сохранности его творчества как выдающегося факта истории и культуры Белгородского края.
Поэтому я и решила сделать литературоведческий анализ стихотворения И.Е. Овчинникова «Окоп. На бруствере гранаты…» На следующем слайде Вы увидите план, по которому я работала.
Богата и чрезвычайно разнообразна история и культура Белгородского края. Она в своё время сформировала личность Ивана

Слайд 14Введение

Основная часть. Литературоведческий анализ стихотворения И.Е. Овчинникова «Окоп. На бруствере гранаты

1.

Время и обстоятельства написания произведения.
2. Место произведения в творчестве писателя.
3. Литературный род (эпос, лирика, драма).
4. Жанр произведения.
5. Основная проблематика произведения.
6. Тема.
7. Композиция.
8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.
9. Образный строй.
10. Идея.
11. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы).
 
Заключение 
 
 
 
 
 
ВведениеОсновная часть. Литературоведческий анализ стихотворения И.Е. Овчинникова «Окоп. На бруствере гранаты1. Время и обстоятельства написания произведения.2. Место

Слайд 15Окоп. На бруствере гранаты,
Полынь, патроны, «дегтярев».
Солдаты – двадцать лет

на брата –
Из разных сел и хуторов.
Да соловьи в ничейной роще,
Да танк, подбитый на меже,
Мир так суров и прост, что проще,
Пожалуй, некуда уже
 
Окоп. На бруствере гранаты, Полынь, патроны, «дегтярев». Солдаты – двадцать лет на брата – Из разных сел

Слайд 16Стихотворение «Окоп, на бруствере гранаты…» написано автором в 1965 году, это

было время, когда для советской литературы в целом наступила пора нового осмысления событий Великой Отечественной войны, и на смену громким патриотическим призывам пришло стремление глубоко и мудро проанализировать события войны.
Стихотворение «Окоп, на бруствере гранаты…» написано автором в 1965 году, это было время, когда для советской литературы

Слайд 17Произведение относится к зрелому этапу в творчестве И.Е.Овчинникова, когда появились такие

его стихи, как «Перед атакой», «Артналёт», «После боя» и другие. Все перечисленные произведения наполнены стремлением философски осмыслить события минувшей войны.
Произведение относится к зрелому этапу в творчестве И.Е.Овчинникова, когда появились такие его стихи, как «Перед атакой», «Артналёт»,

Слайд 18Пафос стихотворения трагический, с ним соотносится его минорная эмоциональ­ная тональность.
Тема стихотворения

– солдат на войне.
Основная проблема текста – это попытка осознания обыденности смерти как неизбежной составляющей жестокой простоты войны.
Сам автор решает эту проблему так: война упрощает бесконечное многообразие жизни до одной, но очень суровой дилеммы – жизнь или смерть.
Пафос стихотворения трагический, с ним соотносится его минорная эмоциональ­ная тональность.Тема стихотворения – солдат на войне.Основная проблема текста

Слайд 19Лексика стихотворения преимущественно разговорная, подтверждением этого являются следующие примеры.
Во второй

строке « Полынь, патроны, «дегтярев»…» автор использует разговорное солдатское название определённой модели пулемёта.
В третьей строке поэт прибегает к использованию фразеологизма, так как фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения.
Лексика стихотворения преимущественно разговорная, подтверждением этого являются следующие примеры. Во второй строке « Полынь, патроны, «дегтярев»…» автор

Слайд 20Работая над литературоведческим анализом стихотворения Ивана Овчинникова,
я окончательно убедилась в том,

что знать его поэзию – гражданский долг каждого валуйчанина. Пользуясь случаем, я призываю вас исполнить этот гражданский долг.
Работая над литературоведческим анализом стихотворения Ивана Овчинникова,я окончательно убедилась в том, что знать его поэзию – гражданский

Слайд 21Популяризации творчества Ивана Овчинникова посвящён и буктрейлер ««Загар, принесённый с войны»

- это большая литература о большой войне», снятый студентками Анастасией Порядиной и Кристиной Гнилицкой.
Популяризации творчества Ивана Овчинникова посвящён и буктрейлер ««Загар, принесённый с войны» - это большая литература о большой

Слайд 22И ещё об одном: чем больше на слуху у молодёжи будет

высокохудожественных текстов, тем меньше шансов у дурновкусия, настойчиво навязываемого большинством современных СМИ.
И ещё об одном: чем больше на слуху у молодёжи будет высокохудожественных текстов, тем меньше шансов у

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть