Презентация, доклад к уроку русского языка в 7 классе Понятие о деепричастии по комплексу В.В.Бабайцевойй

Содержание

Прочитайте стихотворение английского поэта Роберта Саути (перевод А.Шмульяна) «Лодорский водопад». Объясните постановку запятых.

Слайд 1Понятие о
деепричастии как части речи

Учитель русского языка и литературы
высшей

квалификационной категории
МАОУ СОШ №40 города Тюмени
Склюева Надежда Михайловна
Понятие о деепричастии как части речиУчитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №40 города

Слайд 2
Прочитайте стихотворение английского поэта Роберта Саути (перевод А.Шмульяна) «Лодорский водопад». Объясните

постановку запятых.


Прочитайте стихотворение английского поэта Роберта Саути (перевод А.Шмульяна) «Лодорский водопад».  Объясните постановку запятых.

Слайд 3

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя,

дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Кипя,Шипя,Журча, Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Морщинясь,

Слайд 4 Повторение. Признаки однородности.
Зависят от одного и того же

слова;
Являются одним и тем же членом предложения;
Связаны сочинительной связью (можно подставить союз И);
Отвечают на один и тот же вопрос;
Чаще всего являются словами одной части речи.
Повторение. Признаки однородности.Зависят от одного и того же слова;Являются одним и тем же

Слайд 5 Повторение. Признаки однородности.
Какой частью речи являются однородные члены

предложения, употреблённые в этом стихотворении?

Проблемная ситуация: данная часть речи не изучалась. Это деепричастие.

Как можно сформулировать тему нашего урока?



Повторение. Признаки однородности.Какой частью речи являются однородные члены предложения, употреблённые в этом стихотворении?Проблемная

Слайд 6 Тема урока
Понятие о деепричастии как части речи

Тема урокаПонятие о деепричастии как части речи

Слайд 7 Цели урока:
дать определение деепричастию;

2. аргументированно доказывать принадлежность

слова к деепричастию;

3. правильно использовать деепричастия в речи;

4. находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий.

Цели урока:дать определение деепричастию;2. аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию;3. правильно использовать

Слайд 8 Деепричастие

дее

действовать
дееспособный

причастие

причастен

Деепричастие       дее  действовать

Слайд 9 Деепричастие - самостоятельная
часть речи, которая обозначает добавочное действие,

объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
Деепричастие - самостоятельнаячасть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и

Слайд 10Какой цели урока мы достигли?

дать определение деепричастию

Какой цели урока мы достигли?дать определение деепричастию

Слайд 11 Работа с параграфом учебника. Составление памятки «Как найти деепричастие»

Работа с параграфом учебника.  Составление памятки «Как найти деепричастие»

Слайд 12Как найти деепричастие.
Образовано от глагола.
Имеет суффиксы –а, -я, -в, -ши, -вши.
Обозначает

добавочное действие.
Относится к глаголу-сказуемому.
Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
В предложении является
обстоятельством.

Как найти деепричастие.Образовано от глагола.Имеет суффиксы –а, -я, -в, -ши, -вши.Обозначает добавочное действие.Относится к глаголу-сказуемому.Отвечает на вопросы

Слайд 13
Найдите деепричастие в тексте, докажите ваш выбор, пользуясь памяткой.

Найдите деепричастие в тексте, докажите ваш выбор, пользуясь памяткой.

Слайд 14
Безжизненные туманы висят над водой, отражаясь призрачными

очертаниями. Ветер чётко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнёт зелёной хвои.
Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваясь
к лесному эху.
Безжизненные туманы висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер чётко дремлет, затаившись в

Слайд 15
Определите части речи, найдите деепричастия, докажите ваш выбор, пользуясь памяткой.

Определите части речи, найдите деепричастия, докажите ваш выбор, пользуясь памяткой.

Слайд 16Горячая, горел, горящая, горя.
Зрячая, зрел, зреющая, зрея.
Отвиснув, отвисшая, отвис, висячая.
Сумел, умея,

умеющая, умелая.
Будущая, бывалая, побывал, бывая.
Лежачая, залежавшись, залежавшийся, пролежал.
Охраняемая, охранять, охраняя, охранявшая.
Играя, играем, игривая, играющая.
Напевал, певчая, певшая, напевая
Отходить, уходя, ходячий, выход.
Увиденный, увидеть, видение, увидев.
Горячая, горел, горящая, горя.Зрячая, зрел, зреющая, зрея.Отвиснув, отвисшая, отвис, висячая.Сумел, умея, умеющая, умелая.Будущая, бывалая, побывал, бывая.Лежачая, залежавшись,

Слайд 17
Из предложенных текстов выпишите деепричастия, выделите суффиксы.

Из предложенных текстов выпишите деепричастия, выделите суффиксы.

Слайд 18

Князь пошёл, забывши горе,
Сел на башню и на море
Стал глядеть он…



(А.С.Пушкин)
Князь пошёл, забывши горе,Сел на башню и на мореСтал глядеть он…

Слайд 19
Задумчивая ночь, сменив

мятежный день,
На всё набросила таинственную
тень.
(П.Плетнёв)
Задумчивая ночь, сменив          мятежный день,

Слайд 20
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

(А.С.Пушкин)
Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года;Синея, блещут небеса.

Слайд 21

Поймала Кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила.

(И.А.Крылов)
Поймала Кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила.

Слайд 22
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Картины, кровли и забор.

(А.С.Пушкин)
Проснувшись рано,В окно увидела ТатьянаПоутру побелевший двор,Картины, кровли и забор.

Слайд 23
И тёмный лес, склоняясь,

дремлет
Под звуки песни соловья.
(С.Есенин)
И тёмный лес, склоняясь,           дремлетПод звуки песни

Слайд 24 Ответы:
Забывши
Сменив
Синея
Сжимая
Проснувшись
Склоняясь



Ответы:ЗабывшиСменивСинеяСжимаяПроснувшисьСклоняясь

Слайд 25Какой цели урока мы достигли?


аргументированно доказывать
принадлежность слова к
деепричастию


Какой цели урока мы достигли? аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию

Слайд 26Прочитайте предложения. Что в них странного?
Петя нёс на плече белку, весело

вертя хвостом.
Конюх вёл на поводу лошадь, ласково мотая мордой.
Прочитайте предложения. Что в них странного?Петя нёс на плече белку, весело вертя хвостом.Конюх вёл на поводу лошадь,

Слайд 27!!! Основное действие,
выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся

к одному и тому же
лицу (предмету)
!!! Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу

Слайд 28
Исправьте, где необходимо,
грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастий.

1. В небе

парил планёр, сверкая на
солнце крыльями.
2. Открывая книгу, из неё выпал листок.
3. Закончив выступление, все стали
аплодировать фигуристам.
4. Выиграв матч, спартаковцы стали
чемпионами.
5. Наблюдая за ходом игры, у меня
потерялся зонтик.
Исправьте, где необходимо, грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастий.1. В небе парил планёр, сверкая на солнце крыльями.2.

Слайд 29
Какой цели урока мы достигли?
правильно использовать деепричастия в речи;

находить и

исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий



Какой цели урока мы достигли? правильно использовать деепричастия в речи; находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением

Слайд 30 А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в


литавры и трубы. Подбоченясь,
выезжали паны, окружённые
несметными слугами. И стали
наступать они тесно на козацкие
таборы, грозя, нацеливаясь
пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
(Н.В.Гоголь)
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны,

Слайд 31 А из города уже выступало неприятельское войско. Выезжали паны,

окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили.
(Н.В.Гоголь)
А из города уже выступало неприятельское войско. Выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать

Слайд 32
Творческая работа
Придумайте 3 предложения с деепричастиями, характеризующими действия героев картины.

Творческая работаПридумайте 3 предложения с деепричастиями, характеризующими действия героев картины.

Слайд 34 дать определение деепричастию;

2. аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию;

3. правильно

использовать деепричастия в речи;

4. находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий




дать определение деепричастию;2. аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию;3. правильно использовать деепричастия в речи; 4. находить

Слайд 35

СРАВНИМ:
Русский язык. 7 класс.
Авторы:
М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова,
И.И.Кулибаба.
Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
СРАВНИМ:Русский язык. 7 класс.

Слайд 36Все молодцы!!! Большое спасибо!!!

Все молодцы!!! Большое спасибо!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть