Слайд 1Понятие о
деепричастии как части речи
Учитель русского языка и литературы
высшей
квалификационной категории
МАОУ СОШ №40 города Тюмени
Склюева Надежда Михайловна
Слайд 2
Прочитайте стихотворение английского поэта Роберта Саути (перевод А.Шмульяна) «Лодорский водопад».
Объясните
Слайд 3
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя,
дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Слайд 4 Повторение.
Признаки однородности.
Зависят от одного и того же
слова;
Являются одним и тем же членом предложения;
Связаны сочинительной связью (можно подставить союз И);
Отвечают на один и тот же вопрос;
Чаще всего являются словами одной части речи.
Слайд 5 Повторение.
Признаки однородности.
Какой частью речи являются однородные члены
предложения, употреблённые в этом стихотворении?
Проблемная ситуация: данная часть речи не изучалась. Это деепричастие.
Как можно сформулировать тему нашего урока?
Слайд 6
Тема урока
Понятие о деепричастии как части речи
Слайд 7
Цели урока:
дать определение деепричастию;
2. аргументированно доказывать принадлежность
слова к деепричастию;
3. правильно использовать деепричастия в речи;
4. находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий.
дее
действовать
дееспособный
причастие
причастен
Слайд 9 Деепричастие - самостоятельная
часть речи, которая обозначает добавочное действие,
объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
Слайд 10Какой цели урока мы достигли?
дать определение деепричастию
Слайд 11
Работа с параграфом учебника.
Составление памятки
«Как найти деепричастие»
Слайд 12Как найти деепричастие.
Образовано от глагола.
Имеет суффиксы –а, -я, -в, -ши, -вши.
Обозначает
добавочное действие.
Относится к глаголу-сказуемому.
Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
В предложении является
обстоятельством.
Слайд 13
Найдите деепричастие в тексте, докажите ваш выбор, пользуясь памяткой.
Слайд 14
Безжизненные туманы висят над водой, отражаясь призрачными
очертаниями. Ветер чётко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнёт зелёной хвои.
Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваясь
к лесному эху.
Слайд 15
Определите части речи, найдите деепричастия, докажите ваш выбор, пользуясь памяткой.
Слайд 16Горячая, горел, горящая, горя.
Зрячая, зрел, зреющая, зрея.
Отвиснув, отвисшая, отвис, висячая.
Сумел, умея,
умеющая, умелая.
Будущая, бывалая, побывал, бывая.
Лежачая, залежавшись, залежавшийся, пролежал.
Охраняемая, охранять, охраняя, охранявшая.
Играя, играем, игривая, играющая.
Напевал, певчая, певшая, напевая
Отходить, уходя, ходячий, выход.
Увиденный, увидеть, видение, увидев.
Слайд 17
Из предложенных текстов выпишите деепричастия, выделите суффиксы.
Слайд 18
Князь пошёл, забывши горе,
Сел на башню и на море
Стал глядеть он…
(А.С.Пушкин)
Слайд 19
Задумчивая ночь, сменив
мятежный день,
На всё набросила таинственную
тень.
(П.Плетнёв)
Слайд 20
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
(А.С.Пушкин)
Слайд 21
Поймала Кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила.
(И.А.Крылов)
Слайд 22
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Картины, кровли и забор.
(А.С.Пушкин)
Слайд 23
И тёмный лес, склоняясь,
дремлет
Под звуки песни соловья.
(С.Есенин)
Слайд 24
Ответы:
Забывши
Сменив
Синея
Сжимая
Проснувшись
Склоняясь
Слайд 25Какой цели урока мы достигли?
аргументированно доказывать
принадлежность слова к
деепричастию
Слайд 26Прочитайте предложения. Что в них странного?
Петя нёс на плече белку, весело
вертя хвостом.
Конюх вёл на поводу лошадь, ласково мотая мордой.
Слайд 27!!! Основное действие,
выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся
к одному и тому же
лицу (предмету)
Слайд 28
Исправьте, где необходимо,
грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастий.
1. В небе
парил планёр, сверкая на
солнце крыльями.
2. Открывая книгу, из неё выпал листок.
3. Закончив выступление, все стали
аплодировать фигуристам.
4. Выиграв матч, спартаковцы стали
чемпионами.
5. Наблюдая за ходом игры, у меня
потерялся зонтик.
Слайд 29
Какой цели урока мы достигли?
правильно использовать деепричастия в речи;
находить и
исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий
Слайд 30 А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в
литавры и трубы. Подбоченясь,
выезжали паны, окружённые
несметными слугами. И стали
наступать они тесно на козацкие
таборы, грозя, нацеливаясь
пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
(Н.В.Гоголь)
Слайд 31 А из города уже выступало неприятельское войско. Выезжали паны,
окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили.
(Н.В.Гоголь)
Слайд 32
Творческая работа
Придумайте 3 предложения с деепричастиями, характеризующими действия героев картины.
Слайд 34 дать определение деепричастию;
2. аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию;
3. правильно
использовать деепричастия в речи;
4. находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий
СРАВНИМ:
Русский язык. 7 класс.
Авторы:
М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова,
И.И.Кулибаба.
Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
Слайд 36Все молодцы!!! Большое спасибо!!!