11 Б
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум
Цель:
закрепление знаний, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ.
Задачи:
образовательные : закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм .
развивающие : развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.
воспитательные : способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.
Слайд 2Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев
Слайд 3Орфоэпическая разминка.
ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ , УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД,
СТОЛЯР , ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, БАРМЕН.
Слайд 4ОТВЕТЫ
ЗнАмение , сосредотОчение, обеспЕчение, упрОчение, Иконопись, танцОвщица, договОр, газопровОд , столЯр,
исповЕдание, изЫск, христианИн, каталОг, синонимИя, тУфля, жалюзИ, бАрмен
Слайд 5В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить
такие, как ГОРДОСТЬ, МАЛОСТЬ, МУДРОСТЬ.
По какому признаку можно объединить эти слова?
Задание: вспомнить слова с таким суффиксом
Слайд 6ОТВЕТ
Это существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы - ость, образованы
одним способом - суффиксальным.
Смелость, жадность, важность, нежность, задумчивость, храбрость, мужественность, гуманность, слабость и т.д.
Слайд 7Актуализация знаний лексических норм.
Исправьте лексические ошибки.
1.За два месяца в нашем регионе выпала
годовалая норма осадков.
2.Весной коренные побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.
3.Современные историки утверждают, что родиной деловитого этикета является Италия.
4.Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают благотворительное влияние на обмен веществ в организме.
5.После окончания школы юноша поступил на экономичный факультет.
Как называются такие слова?
Слайд 8Отредактируйте предложения.
1.В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла
известная столичная московская актриса Вера Васильева.
2.Модель экономического роста страны, учитывающая современные действительные реалии, должна обеспечить решение важнейших социальных задач.
3.Обитатели поселка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов и молодые специалисты, и поэтому приезд молодого агронома стал неожиданным для всех.
Слайд 9Актуализация знаний морфологических норм.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) любимые
профессора
Б) биение сердец
В) более пятьсот экземпляров
Г) быть образованнее
2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
А) в пятидесяти метрах
Б) много брелков
В) у ярких георгин
Г) быть более решительнее
Слайд 10Актуализация знаний орфографических норм.
1 вариант: определите слово, в котором пропущена
безударная непроверяемая гласная корня.
Эфф..ктивный, мот..вировать, эм..лированный, к..фтан, к..сание, предпол..жение.
2 вариант: определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Раз..щут, меж..гровой
Бе..донный, ..горел
Бе..ценно, в..дремнул
Пр..мкнуть, пр..слать
Сош..ет, об..ективный
Слайд 11ОПРЕДЕЛИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ НЕ СО СЛОВОМ ПИШЕТСЯ СЛИТНО.
1.Река была далеко
(не)широкой, всего около десяти метров.
2.Избавляйтесь от привычки бросать дело, (не)доводя его до конца.
3.(Не)завершенная игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.
4.Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, а холодно и отчужденно.
5.Глаза его горели ничем (не)сдерживаемой страстью.
6.А кругом на полях (не)пробудная тишь.
Слайд 12Актуализация знаний пунктуационных норм.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну
запятую.
1.Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишневым заревом.
2.Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
3.Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.
4.Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
5.В.М.Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые ее приемы были им применены в работе над историческими картинами.
Слайд 13Определите изобразительно-художественные средства языка.
1. Горит костер рябины красной (С.Есенин)
2. Я вас
не видел тысячу лет. В сто сорок солнц закат пылал (В.В.Маяковский)
3. Я победил его, разгромил, уничтожил
4. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
5. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.Некрасов)
6. Котелок сердится и бормочет на огне (К.Паустовский)
7. И солнце греется на льдине (Б.Пастернак).
8. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком (И.С.Тургенев)
9. И слышно было до рассвета, Как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов)
Слайд 14Вариант № 26 ( по тексту Б.Васильева)
Определение проблемы:
1.Проблема памяти о Великой
Отечественной войне.(Почему люди хранят память о событиях 1941-1945 годов?)
2.Проблема мужества солдат на войне.( В чем проявлялось мужество солдат в годы войны?)
Слайд 15Авторская позиция:
1.Люди до сих пор помнят события Великой Отечественной войны, ведь
в те годы погибло много солдат, героически сражавшихся за свою Родину. Помнят создатели и посетители музеев, помнят участники почетного караула, помнят родители, потерявшие детей.
2.О мужестве солдат можно судить по тем подвигам, которые они совершали в годы войны: жертвуя своими жизнями, преодолевая голод и жажду, самоотверженно защищали Брестскую крепость, обороняли вокзал Бреста.
Слайд 16Домашнее задание: написать сочинение по тексту Б.Васильева (вариант №26)