Презентация, доклад к уроку русского языка в 10 классе на тему Текст и его строение

Содержание

1.1. Текст и его строениеТекст (от лат. textus – ткань, связь, соединение) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.Все предложения в тексте связаны общей темой, которая

Слайд 1Текст и его строение. (повторение)
Презентация
к уроку русского языка в 11 классе

Текст и его строение. (повторение)Презентация к уроку русского языка в 11 классе

Слайд 21.1. Текст и его строение
Текст (от лат. textus – ткань, связь,

соединение) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.
Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов.
1.1. Текст и его строениеТекст (от лат. textus – ткань, связь, соединение) – это речевое произведение, в

Слайд 3Например:
Несколько дней лил не переставая холодный дождь.

В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная дождевая вода хлестала в окна.
Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как нас никто не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский)
______________________________________________________________
В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).
Например:    Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В

Слайд 41.2. Смысловые отношения между предложениями текста
Предложения в тексте связаны между собой

различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениями между частями сложного предложения).
1.2. Смысловые отношения между предложениями текстаПредложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными,

Слайд 5Например:
Чаще всего подарки посылались им (Чеховым) в виде сюрпризов по почте,

причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, – новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину – карту Забайкалья; Максиму Горькому –карманные часы. (К.Чуковский)
__________________________________________________
Первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно)

Например:Чаще всего подарки посылались им (Чеховым) в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось

Слайд 61.3. Средства связи между предложениями текста.

1.3. Средства связи между предложениями текста.

Слайд 7Связующая функция местоимений
Личное местоимение 3 лица (он, она, оно, они) выполняет

связующую функцию – заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения:
И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жесткой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А.Куприн)
В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения:
Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (В.Белов) – личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.
Местоимение это может заменять собой не одно слово, а всё предыдущее предложение:
Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы… (В.Тендряков)
Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в конце предложения:
Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал…
Связующая функция местоименийЛичное местоимение 3 лица (он, она, оно, они) выполняет связующую функцию – заменяет какое-либо существительное

Слайд 81.4. Виды связи между предложениями в тексте
При параллельной связи предложения содержат

перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий.
Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал чёрными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. (К.Паустовский)
______________________________________________________________
В приведенном примере первое предложение содержит тему (буря над Петербургом). Все последующие однотипно построенные предложения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
1.4. Виды связи между предложениями в текстеПри параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг

Слайд 91.4. Виды связи между предложениями в тексте
Цепная связь – это такой

вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Например:

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Её во всю длину перекрывал глухой, почти чёрный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ним шёл ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. (К.Паустовский)
1.4. Виды связи между предложениями в текстеЦепная связь – это такой вид связи, при котором каждое последующее

Слайд 10Виды связи между предложениями в тексте

Виды связи между предложениями в тексте

Слайд 11Упражнение 1.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью местоименного

наречия.
(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)
Упражнение 1.Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью местоименного наречия.(1) Арташез вставал в шесть утра,

Слайд 12Упражнение 2.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного

местоимения.
(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А.Куприн)

Упражнение 2.Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно

Слайд 13Упражнение 3.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью указательного

местоимения и однокоренного слова.
(1) В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает русское обличье. (2) Это происходит нередко вследствие того, что непонятное слово осмысляется по созвучию с русским. (3) Некоторые слои русского населения любят такие переосмысления. (4) Иногда это происходит в порядке шутки, каламбура, в особенности с иностранными фамилиями. (5) Так, известный генерал Барклай де Толли, командовавший русскими войсками при наступлении Наполеона на Москву в 1812 г., был прозван Болтай да и только в связи с его тактикой отступления и уклонения от решительного боя. (Б.Казанский)
Упражнение 3.Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова.(1) В ряде

Слайд 14Упражнение 4.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью противительного

союза.
(1) Один из мужчин заявил, что зрение его жены становится непостижимо острым, когда ему надо что-то спрятать, но если необходимо загнать машину в гараж задним ходом, то она почему-то становится близорукой. (2) Оценка расстояния между бампером машины и стеной гаража в процессе движения относится к области пространственной ориентации, которая у большинства женщин развита слабо. (3) Хранительница гнезда, обеспечивающая выживание семьи, не может быть другой. (4) Она должна замечать незначительные изменения в поведении своих детей, которые могут сигнализировать о боли, голоде, агрессии и депрессии. (5) Мужчины же, добытчики, никогда не задерживались в пещере столь долго, чтобы научиться бессловесной сигнализации или альтернативным способам межличностного общения. (М.Пшеничнов)
Упражнение 4.Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза.(1) Один из мужчин заявил, что

Слайд 15Упражнение 5.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью соединительного

союза
(1) Читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря… (8) Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. (А.Чехов)
Упражнение 5.Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью соединительного союза (1) Читаешь четверть, полчаса –

Слайд 16Ответы

Ответы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть