Слайд 2Понятие о сложноподчиненном
предложении.
Место придаточного предложения
Слайд 3Цели и задачи:
- повторение и углубление сведений о сложном предложении
- введение
понятия о сложноподчиненном предложении
- формирование умения находить в СПП главное и придаточное предложения
- проверка понимания и степени усвоения материала по теме
- развитие мыслительной деятельности учащихся
- воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
Слайд 4 Холодно и ветре..о. День с самого утра хмурит(?)ся. Здесь в
этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. Теперь же осень а север еще печальнее осенью. Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега. То она уходит в тума…ый простор на запад.. то быстрее гон…т к берегу волны.
Надвигается (не)настный вечер и качаются белея в тумане чайки.
Быстро спускает(?)ся темная бурная ночь так(же) мелькают в море седые космы осе..ей пены
Слайд 5 Определите вид сложного предложения.
Назовите главную и придаточную часть.
Укажите место придаточной
части по отношению к главной.
* Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес.
* Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.
* Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер.
Слайд 6Придаточная часть сложноподчиненного предложения может перемещаться по отношению к главной, т.е.
может стоять
перед главной (...), [...].
после главной [...],(...).
в середине главной [... ,(...), ...].
Слайд 7Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
Партия геологов, когда
садилось солнце, уже подходила к реке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
Слайд 8
1) Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.
2)
В небе которое усеяно звездами вспыхивают зарницы.
3) Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.
4) Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.
5) Звезды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.
6) Пока не наступит рассвет посидим у костра.
7) Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.
8) В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.
Слайд 9Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к
главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.
Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.
Слайд 10Тест
1. В сложноподчиненном предложении простые предложения:
А. равноправны по отношению друг к другу
и соединены интонационно;
Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;
В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.
Слайд 11
2. Укажите сложноподчиненное предложение:
А. Если у березки появились золотые пряди, значит,
наступила осень.
Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром ее листва даже в пасмурный день.
В. По дует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
Слайд 12
3. Укажите предложение, простроенное по принципу "гуси":
A. Солнышко, что разорвало тучи,
посылает на землю скупые лучи.
Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.
B. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
Слайд 13
4. Укажите предложение, построенное по принципу "матрешка":
A. Опадает листва, чтобы теплее
укутать землю перед холодами.
Б. Птиц, которые щебетали все лето, уже давно не слышно.
B. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.
Слайд 145. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:
A. Дорогу размыло дождем,
поэтому по краям образовались рытвины.
Б. Как только выпадает свободный денек, я отправляюсь за грибами.
B. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.
Слайд 15
6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Поляна(1) на
которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
А. 1,4
Б. 1,3
В.2,4