Слайд 1Урок русского языка
в 6 классе по теме
«Морфология .Части речи»
(УМК
С.И.Львовой, В.В.Львова)
Слайд 2Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем
А что вы хотите пожелать мне?
Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения.
Слайд 3Проверка домашнего задания
1.Проверь себя! ( в рамках ОГЭ)
Задание №1
Вставьте пропущенные
буквы. Обозначьте номер строчки,в которой во всех словах пропущена безударная гласная в корне ,проверяемая ударением.
1)Д_льфинарий,выр_зительность, к_мпозиция, металлический к_нат.
2)экспрес_ивный, громоз_кий, прогрес_ивный.
3) скл_нившийся, состояние р_стительности и водоёмов, местопол_жение населённого пункта.
4) оч_ровательная ночь,т_ктичность,ув_жительный,раск_лённая печь.
Слайд 41)ДЕльфинарий,вырАзительность, кОмпозиция, металлический кАнат.
2)экспресСивный, громозДкий, прогресСивный.
3) склОнившийся, состояние рАстительности и водоёмов,
местополОжение населённого пункта.
4) очАровательная ночь,тАктичность,увАжительный,раскАлённая печь.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Слайд 52.Блиц –опрос (2 команды)
( обучающиеся задают вопросы )
1. О каком разделе
русского языка шла речь на прошлом уроке? ( Текстоведение)
2. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика)
3. Какие еще разделы лингвистики вам известны? ( Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.)
4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис)
5. Что изучает каждый из разделов
6. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)
Слайд 6Чтение эпиграфа (стр.123) Грамматика не только учит нас тому ,как можно
связать слова …но и позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.
( Л.В. Успенский)
Слайд 7Морфология .
Части речи.
Урок-повторение
Слайд 8Рефлексия «Синквейн»
Части речи
Самостоятельные,служебные.
Обозначает,дополняет,заменяет.
Части речи важные в речи
Слова.
Слайд 9-А теперь, ребята, прочитайте эту загадочную фразу :”ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА
БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЕНКА”
- Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов?
Слайд 10Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для определённой части речи.
Целеполагание
уметь определять
части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных.
Слайд 11Алгоритм работы
Поставить вопрос к слову.
Что оно обозначает?
Подобрать слова с тем же
окончанием.
Сделать вывод.
Слайд 12САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ .
1ПАРА
Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.
У образованных слов определите склонение..
1. КАРЕТА ( ) – скл
2. ДРАНФАКС ( ) – скл
3. ОМЕТАК ( ) – скл
4. СНИПУТК ( ) – скл
5. НЕЛАПТА ( ) – скл
6. СЕМОНЕВОСТЬ ( ) – скл
Слайд 131. КАРЕТА (ракета) – 1 скл
2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл
3.
ОМЕТАК (комета) – 1 скл
4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл
5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл
6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл
6 баллов -5,
5 баллов -4,
3 балла -3 .
Слайд 142ПАРА.
«Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные, определите их падеж. ( за каждый
правильный ответ – 1 балл)
Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега.
Слайд 15круглых высоких Р.п
с нежными белыми Т.п.
Тихий И.п
Лебяжьим Т.п.
Молодого Р.п.
Слайд 163ПАРА.
Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.
Пара, миллион, десяток, удвоить,
пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня.
Слайд 17Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две
третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня.
(за каждый правильный ответ – 1 балл)
Названы 5 числительных- 5,
4- 4,
3-3.
Слайд 184ПАРА
«Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в
них местоимения и определи падеж (за каждый правильный ответ – 1 БАЛЛ)
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.
Слайд 19Книга – маленькое окошко, через него( В.п.) весь (И.П.) мир видно.
Для
Родины своей ты( И.п.)ни сил, ни жизни не жалей.
Не ищи правды в других, коль в тебе (Д.п.) её (Р.п.) нет.
Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём( П.п.)любви к народу.
Слайд 204ПАРА
«Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время
и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1балл)
1) Часы часикают.)
2) На что ты так углазилась?
3) Ох, какой пузырь выпузырился.
4) Я все-таки распакечу пакет.
Слайд 211) Часы часикают. (наст., несов., тикают)
2) На что ты так углазилась?
(прош., сов., увидела)
3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)
4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою)
8 баллов -5, 7-6 баллов 4, 5 баллов -3
Слайд 22Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не )выкрикивай на
уроке. (Не )сбивай с ног учителей.. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать.. (Не) рисуй на полях учебника.
6ПАРА
«Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы(за каждый правильный ответ – 1балл)
.
Слайд 23 6ПАРА
«Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Правила поведения
в школе запомнить нетрудно, их немного. Не выкрикивай на уроке. Не сбивай с ног учителей.. Не бей стекла, сам потом замерзнЕшЬ и заболеЕшЬ . Не дергай девчонок за косички, хуже потом будЕт – не дадут списать.. Не рисуй на полях учебника.
11 баллов -5, 10-8 баллов – 4, 7-6 баллов-3
Слайд 24Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения.
- Перед вами утверждения
о самостоятельных и служебных частях речи.
( «+»/ «-»):
1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
3. Служебные части речи не бывают членами предложения.
4. Служебные части речи имеют лексическое значение.
5. К любой части речи можно задать вопрос.
6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных.
7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
8. Самостоятельные части речи являются членами предложения.
Слайд 25Самопроверка .
1. –
2.+
3.+
4.-
5.-
6.+
7.+
8.+
8 баллов -5,
7- 6 баллов-4,
5-4 балла-3,
3 балла…- 2
Слайд 27Вопросы к теме
Какие части речи вам известны?
На какие группы можно разделить
все эти части речи?
В чем разница между самостоятельными и служебными частями речи?
Слайд 28
РЕФЛЕКСИЯ.
Физическая: Я успел – Я не успел.
сенсорная: Какое у вас
самочувствие: комфортно – дискомфортно?
интеллектуальная: .Что понял, что осознал? – что не понял, какие затруднения испытывал?
духовная : Стал лучше – хуже? Созидал или разрушал себя, других?
Слайд 29Урок русского языка в 6 классе по теме «Морфология .Части речи»(УМК
С.И.Львовой,В.В.Львова)