Слайд 1«Преданные имена прилагательные»
Урок русского языка в 5 классе
Тюрикова
Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красномостовская ООШ»
Слайд 2Цели урока:
образовательная – формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по
определению лексических, морфологических и синтаксических признаков имен прилагательных ;
развивающая – развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности, фантазии и воображения, интереса к предмету;
воспитательная – воспитание уважительного отношения к русскому языку посредством привития любви к малой родине.
Слайд 3Писатели-классики о русском языке
«Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать русским словом :звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия,» – писал Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 4Юные исследователи, для вас!
Лексическое исследование
Морфологическое исследование
Синтаксическое исследование
Слайд 5Что такое Родина?
«Родина – это все. Это ощущение счастья от зрелища
огромной нашей земли, ее лесов, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от легкого неба, ее ветров, ее людей, от их самоотверженного труда,» - утверждал Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 6Килемарский район
Республики Марий Эл
26 августа 1939 года
образовался Килемарский
район .
Слайд 9Достопримечательности малой родины
Верхний ряд: слева –озеро
Тагашское, справа-озеро Малевое.
Нижний ряд: озеро
Шамь-яры.
Слайд 10Достопримечательности малой родины
Богородице-Сергиев монастырь на Рутке.
Заповедник «Большая Кокшага»
Слайд 12Морфологическое исследование
Задание:
Перед вами гимн В. Жирова, посвященного Килемарскому району. Прочитайте выразительно текст.
Выпишите словосочетания «сущ.»+ «прил.», отметьте главное слово. Укажите род, число, падеж у прилагательных.
Вопрос: Как данное морфологическое исследование поможет нам доказать, что имена прилагательные мы можем назвать преданными?
Слайд 13Герб Килемарского района
В зеленом поле серебряное елеобразное острие, обремененное черным обращенным
прямо и обернувшимся тетеревом, с червленым гребешком, стоящим на червленом луке с двумя скрещенными червлеными стрелами наконечниками вниз, острие сопровождается возникающими противообращенными, золотыми головами рысей с червлеными языками.
Слайд 14Из толкового словаря С. И. Ожегова
Червленый -(устар.)- темно-красный цвет.
Тетерев – крупная
птица из отряда куриных, являющаяся ценной дичью.
Слайд 15Работа в парах: выписать имена прилагательные, указывающие на размер, форму, цвет
Тетерев
– птица относительно крупная, с коротким клювом и небольшой головой. Самца легко узнать по блестяще – черному оперению с зеленым или фиолетовым отливом на голове, шее и пояснице и по ярко-красным бровям. В задней части брюхо бурое, со светлой вершиной перьев, контрастно-белое подхвостье. Рулевые перья на хвосте черные, на вершинах с фиолетовым отливом. Крайние рулевые перья сильно загнуты в разные стороны, из-за чего хвост имеет лирообразную форму.
Вопрос: Проведя лексическое исследование, как можно доказать , что имена прилагательные являются преданными?
Слайд 18Думаем, творим , создаем…
Мой … Килемарский район.
Каждый человек сам определяет, что такое малая родина. Для меня родина – это …дом, …родители, …друзья,…поселок ,…район. Я восхищаюсь …природой. Килемарский район богат …лесом, …ягодами и …грибами. Озеро Малевое – это …место отдыха жителей разных поселков. Вода в нем....
…люди проживают в Килемарском районе. Много сил и труда они вкладывают для процветания моей малой родины. Я хочу, чтобы он был…
Слайд 19Выводы:
Какая цель была поставлена на уроке?
Продолжите утверждения:
Имя прилагательное - … ,
которая
- …и
отвечает - …;
изменяется - …
В предложении бывает…
Смогли ли вы понять, почему имена прилагательные можно назвать преданными словами? Какие исследования вам в этом помогли?