Презентация, доклад к уроку русского языка на тему Предложения с прямой речью (5 класс)

Содержание

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. С.Я. Маршак Художник Борис Дехтерёв

Слайд 1Прямая речь
Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речьЗнаки препинания в предложениях с прямой речью

Слайд 2
Пушкинская сказка – прямая наследница
сказки народной.
С.Я. Маршак
Художник Борис Дехтерёв

Пушкинская сказка – прямая наследница	сказки народной.				 С.Я. Маршак Художник Борис Дехтерёв

Слайд 3 1. Борис Дехтерёв – мастер книжной иллюстрации.
2. Он иллюстрировал многих

классиков: Шекспира, Лермонтова, Тургенева, Горького, Пушкина.
3. С его картинками выходили сказки о царе Салтане, мертвой царевне, рыбаке и рыбке, золотом петушке, попе и его работнике Балде.

Повторим!

1. Борис Дехтерёв – мастер книжной иллюстрации. 	2. Он иллюстрировал многих классиков: Шекспира, Лермонтова, Тургенева, Горького, Пушкина.

Слайд 4Самуил Яковлевич Маршак считал, что пушкинская сказка – прямая наследница сказки

народной.

Самуил Яковлевич Маршак считал: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Самуил Яковлевич Маршак считал пушкинскую сказку прямой наследницей сказки народной.

Самуил Яковлевич Маршак считал, что пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. Самуил Яковлевич Маршак считал: «Пушкинская

Слайд 5Задачи урока

Задачи урока

Слайд 6Предложения с прямой речью состоят из двух частей: прямой речи и

слов автора.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей: прямой речи и слов автора.

Слайд 71. Самуил Яковлевич Маршак считал: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки

народной».

2. «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной», – считал Самуил Яковлевич Маршак.

Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после неё.

А: «П».

«П», – а.

1. Самуил Яковлевич Маршак считал: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». 2. «Пушкинская сказка – прямая

Слайд 8Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б

хотел отца».

1. А: «П».

2. А: «П?»

3. А: «П!»

Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца».	1. А: «П». 	2. А:

Слайд 9«Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» — молвил он,

вышиб дно и вышел вон.

1. «П», – а. 2. «П?» – а. 3. «П!» – а.

«Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» — молвил он, вышиб дно и вышел вон.1. «П»,

Слайд 101. «П! – а. – П».
2.«П, – а, –

п».
3.«П! – а. – П?»

«Кабы я была царица, – третья молвила сестрица, – я б для батюшки-царя родила богатыря».

1. «П! – а. – П».  2.«П, – а, – п».3.«П! – а. – П?» «Кабы

Слайд 11Старика старуха забранила
Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа

с рыбки!
Старика старуха забранила Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Слайд 12Приплыла к нему рыбка и спросила
Чего тебе надобно старче

Приплыла к нему рыбка и спросила  Чего тебе надобно старче

Слайд 13Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 14Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с

рыбки!»
Старика старуха забранила:«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

Слайд 15А народ-то над ним насмеялся
Поделом тебе старый невежа!

А народ-то над ним насмеялся  Поделом тебе старый невежа!

Слайд 16А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!»

А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа!»

Слайд 17 Здравствуй князь ты мой прекрасный Что ты тих, как день

ненастный Опечалился чему говорит она ему.
Здравствуй князь ты мой прекрасный Что ты тих, как день ненастный Опечалился чему

Слайд 18«Здравствуй, князь ты мой прекрасный? Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» – говорит она ему.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный? Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» –  говорит она

Слайд 20Измените предложение так, чтобы слова автора стояли после прямой речи.
1.

Вот он попадье признаётся: «Так и так: что делать остаётся?»
2. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, верный мой работник Балда».
3. Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
4. А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Измените предложение так, чтобы слова автора стояли после прямой речи.  1. Вот он попадье признаётся: «Так

Слайд 23Составьте схемы предложений с прямой речью.
1. Вот царица, наряжаясь перед зеркальцем

своим, перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?»
2. «Постой, бабушка, постой немножко, – ей кричит она в окошко, – пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу».
3. «Ну, спасибо, — молвил он, — ай да лебедь, дай ей боже, что и мне, веселье то же!»
4. «За такое одолженье, – говорит он в восхищенье, – волю первую твою я исполню, как мою».
5. «Царь ты наш! отец народа! – возглашает воевода. – Государь! проснись! беда!»
6. «Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу», – говорит мудрец в ответ.

Составьте схемы предложений с прямой речью. 1. Вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним: «Я

Слайд 24СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»

«П»,

– а.
«П?» – а.
«П!» – а.

«П, – а, – п».
«П! – а. – П».
«П? – а. – П?»

СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ А: «П». А: «П?» А: «П!»«П», – а.  «П?» – а.

Слайд 25Домашнее задание
Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека.
В.Г. Белинский.
Составьте

из данной цитаты предложение с прямой речью и напишите сочинение-миниатюру о том, согласны ли вы с этим высказыванием, объясните свою точку зрения.
Вариант: выполнить упр. 521.
Домашнее заданиеЧитая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека.					В.Г. Белинский.	Составьте из данной цитаты предложение с прямой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть