Слайд 1ИЗЛОЖЕНИЕ
Ресурс подготовила
учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО
Подольская
Ирина Александровна
Подробное обучающее изложение
с элементами повествования
Слайд 2Эпиграф
Для того, чтобы совершенствовать,
развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.
Рене
Декар, 16 век,
французский физик,
математик, философ.
Слайд 3Изложение
Упражнение № 158,
стр. 56
излагать
ПЕРЕсказать
сказатъ
говоритъ
Слайд 4Задачи урока
Повторить, что такое изложение.
Научиться составлять простой план.
Отработать умение пользоваться сложными
конструкциями в речи.
Написать изложение.
Учиться делать логические, смысловые ударения и психологические паузы, уметь эмоционально окрашивать свою речь.
Конструирование предложений, соединение 2-3 предложений в одно сложное, учиться заменять элементы предложений.
Слайд 5СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Изл___жение
письменный пересказ чего-л. своими словами с учебной
Слайд 6СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
___писание
Описание, вид повествования, в котором изображается какая-либо статичная
картина: портрет, обстановка действия, пейзаж, интерьер и т.п. Выделяют статическое и динамичное описание.
Кожевников В.М., Николаева П.А., Литературный энциклопедический словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с., 260с.
о
Описание – это тип текста, в котором указываются признаки предметов и явлений, отобранных в зависимости от цели высказывания. Разновидности описания – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух явлений, предметов, портрета или описание трудового процесса.
6 класс, 6 стр.
Слайд 7СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
ра____уждение
Рассуждение – тип текста, в котором строится цепь
умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекает последующее.
В рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана, развитие тезиса, его доказательство. Такое рассуждение называется дедуктивным.
Индуктивное рассуждение не содержит тезиса. Его схема такова: факты, их анализ, характеристика, и выводы. 6 класс, 6 стр.
сс
- Вспомните особенности рассуждения как типа речи.
Слайд 8СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
рассуждение
тезис
Вспомните особенности рассуждения как типа речи.
Тезис – утверждение,
которое
нужно
доказать.
обоснование
Обоснование –
аргументы, доводы, доказательства, примеры
вывод
Вывод –
заключение, следствие
Слайд 9СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной
речи.
Письменный пересказ чего-л. своими словами с учебной целью.
переска___
з
В методике принято различать несколько типов пересказа:
- подробный; - близкий к тексту; - выборочный;
- краткий; - творческий.
Подробный пересказ – наиболее доступный вид пересказа, он помогает учиться логике рассуждений, развить речь, обогатить память, приучает фиксировать внимание на фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Этот вид пересказа, следует требует включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Краткий пересказ – наиболее вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи.
Все вышеописанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ является малоэффективным. В качестве причин малоэффективности следует выделить: низкий уровень интереса как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности, невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы, отсутствие у них необходимого личного опыта, незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.
Слайд 10СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
к___мпозиция
о
(от лат. compositio - составление, связывание), 1) построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
Слайд 11СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Повествование — смысловой тип текста, в котором перечисляются действия
или события во временной последовательности (говорится о следующих друг за другом действиях или событиях).
Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие.
Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.
Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями
п___вествование
о
Слайд 12СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
___бзац
абзаца, м. (нем. absatz) (спец.). 1. Отступ вправо
в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.
а
Абзац – это отрезок письменной речи между двумя красными строками; часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки. Абзац обычно имеет начало (зачин), основную часть и конец (концовку), который в устной речи передается интонацией законченности и более длинной паузой. Каждое предложение строится на базе предыдущего, включая в себя часть его содержания.
Слайд 13АБЗАЦ
Сколько абзацев в данном тексте?
Упражнение № 158, стр. 56
Слайд 14АБЗАЦ
Какие виды планов вы знаете?
Простой и сложный.
Нужно ли писать черновик
к работе?
Для чего нужно составлять план к работе?
Слайд 15текст
Текст -
(лат. textum – ткань, сплетение, соединение) - это сочетание
предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в тексте расположены в определённой последовательности.
Основными средствами грамматической связи предложений в тексте является интонация, порядок предложений, местоимения, повтор слов, однокоренные слова…
§ 3, стр. 8 (5 класс)
Слайд 16ТЕМА ТЕКСТА
ТЕМА ТЕКСТА
Тема текста – это то о чем или о
ком говорится в тексте. Часто тема текста отражается в его заголовке. § 4, стр. 9 (5 класс)
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕКСТА
различными способами:
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям
героев или самого автора;
- по заглавию текста.
Слайд 17ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Ключевые слова – это слова, которые имеют
наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.
Слайд 18основная мысль текста, идея
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ИДЕЯ
Основная мысль текста, идея –
то, что хотел сказать автор
ЧТО ПОМОГАЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ИДЕЮ ?
Общая тональность звучания текста;
настроение, вызванное прочтением текста;
отношение автора к событиям, героям;
наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.
Слайд 19композиция
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМПОЗИЦИЯ
строение текста
ЗАВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
Слайд 20ТЕЗИС
ТЕЗИС
Тезис – это положение, в котором сжато выражена главная мысль текста.
Тезис формулируется из нескольких предложений и представляет собой одно простое или сложное предложение, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Слайд 21РАБОТА
С ТЕКСТОМ
Художественный фильм по одноименной повести А.С. Пушкина
«Дубровский».
Автор фильма и режиссер А. Ивановский. «Ленфильм», 1936г. ;
Госфильмфонд России и «Крупный план» представляет видеосерию «К 200-летию А.С. Пушкина», 1999. 72 минуты. Черно-белый фильм.
Слайд 23А.С. Пушкин. Дубровский.
Несколько дней спустя после приезда
учителя, Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки.
Слайд 242 абзац
Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему
делу: кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготов-ленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.
- Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.
Слайд 25Словарно-орфографическая работа
В корне слова
В приставке
Запомните
СИНТАКСИС
Слайд 26Правописание корней
Несколько дней спустя после приезда
учителя, Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки.
Слайд 27Правописание корней, суффиксов и окончаний
Кирила Петрович
хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.
- Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.
Слайд 28Правописание приставок
Несколько дней спустя после приезда учителя,
Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки.
Слайд 29Правописание приставок, частиц
Кирила Петрович хотел непременно объяснения
всему делу: кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготов-ленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.
- Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.
Слайд 30СИНТАКСИС
Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров
вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, |призвав его однажды утром|, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. |Опомнившись|, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, |поднявшись на задние лапы|, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, |изумлённый развязкою своей шутки|.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
Выделите в тексте все глаголы. Какова их роль в данном отрывке?
Какую роль выполняют слова ВДРУГ в данном тексте, к какой части речи они относятся?
Какова роль союза И в данном отрывке?
Почему в последних двух предложениях нет союзов?
Какова роль деепричастных и причастных оборотов в данном тексте?
Слайд 31 Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу:
кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца4.
Я не слыхивал о медведе отвечал Дефорж но я всегда ношу при себе пистолеты потому что не намерен терпеть обиду за которую |по моему званью| не могу требовать удовлетворения.
СИНТАКСИС
Диалог
от греч. diálogos – форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение, 1974. – 509 с., 67с.
-
,
-
,
-
,
,
,
,
Слайд 32Я уверен… Я думаю (считаю, полагаю…), что…
Мне кажется, что…
2. Докажем это. Почему? А вот почему…
Это можно объяснить так…
По-моему, прав…
Я не могу согласиться с тем, что… но…
Могу сказать (возразить), что…
Итак…
Таким образом…
Следовательно…
Я понял, что…
Лексическая работа
В языке есть специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение
Слайд 33Высказывание Паустовского
Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Он окружен
множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. В них можно найти ответы на все волнующие вопросы. В книгах мы читаем о прошлом и находим картины будущего. Читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому)
Слайд 34ФОРМА УРОКА : урок развития речи
Тема урока
Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с
элементами повествования.
Цель
учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.
Задачи:
обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.
6 класс
Слайд 35ЛИТЕРАТУРА
Кадры из фильма «Дубровский» по одноименной повести А.С. Пушкина.
Кондубаева М.Р. ,
Джусупов М.Д. , Кажигалиева Г.А. , Тусеева С.Т., Бекишева У.М. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / 2-е изд., переработанное. - Алматы: Атамұра, 2006. – 272 с.
Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1996. – 128 с. (Практикум).
Казбек-Казиева М.М. Русский язык. 6 класс: Тесты. Дидактические материалы/ М.М. Казбек-Казиева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176 с. – (Экспресс-проверка знаний).
Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов. – Изд. 2-е испр. –М.: Лист Нью. 2007. – 96 с.
Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка: Пособие для учащ. Ст. кл. и абитуриентов. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Современный литератор, 2003. – 768 с.
Слайд 36Интернет-ресурсы
Кадры из фильма «Дубровский» по одноименной повести А.С. Пушкина.
Письменный стол Пушкина.
http://www.pushkin-book.ru/id=191.html
Портрет Пушкина http://princessmary.blog.ru/?page=3
Перо и свиток - http://centrprazdnika.ru/cliparts-for-photoshop/vector-clipart/10442-starinnye-svitki-s-bantikom-i-perom-vektor.html
Незабытое Болдино - http://www.pravmir.ru/nezabytoe-boldino/
Силуэт Пушкина - http://www.supersadovnik.ru/HMforum/post.aspx?id=740413&pg=20
Пушкин с тростью - http://topreferat.znate.ru/docs/index-42064.html
Замша - http://www.stul.ru/obiwka1/index.html
Фон слайдов 27-32 - Подольская И.А.
Слайд 37ОБОРУДОВАНИЕ
1. Художественный фильм по одноименной повести А.С. Пушкина «Дубровский». Автор фильма
и режиссер А. Ивановский. «Ленфильм», 1936г. ;
Госфильмфонд России и «Крупный план» представляет видеосерию «К 200-летию А.С. Пушкина», 1999. 72 минуты. Черно-белый фильм.
2. Благородный разбойник Владимир Дубровский. Режиссер В. Никифоров, сценарий Е. Григорьев, О. Никитин. Фильм снят по мотивам романа А.С. Пушкина. Белорусьфильм. 1997 «АТОМК HOME VIDEO». 96 минут.