Слайд 1Русский язык.
3 класс.
Местоимение.
Употребление личных местоимений.
Выполнила Нестерова Светлана Геннадьевна
учитель высшей
категории
МОУ «СОШ № 33 с углублённым
изучением английского языка»
г. Магнитогорск
Слайд 2Определите части речи
1) Давно живу я в мире этом, даю названия
предметам.
2) Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь, меня знать надо и беречь!
3) Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Слайд 3Распределите слова по частям речи в столбики. Объясните орфограммы.
м_роз, ск_листый, кр_сивый,
ты, ст_рает, мы, б_речь, б_гаж, _на, об_ехал, з_лёная, вы, чес_ность
Какие слова попали в каждый столбик?
Слайд 4Докажите правильность распределения слов.
Дополните каждый столбик своими словами.
Есть ли слова,
которые вы затруднились распределить?
На какие вопросы они отвечают?
Что обозначают?
Можем ли мы их отнести к именам существительным? Почему?
Слайд 5Слова я, мы, ты, он, вы, она, оно, они образуют самостоятельную
часть речи, которая называется местоимение.
Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Слайд 6Прочитайте пары предложений. Объясните известные вам орфограммы.
Можно ли заменить местоимениями
слова во втором предложении каждой пары?
Зачем это нужно сделать?
Слайд 71. В наших краях живёт птичка – снегирь. На дереве снегирь
похож на красное яблоко.
2. Над озером кружится ласточка.
Ласточка любит лакомиться насекомыми.
3. С берегов реки в небо поднялись журавли.
Журавли летят и громко курлычат.
Слайд 8В предложениях используются разные местоимения. Понаблюдайте, когда используются местоимения, замещающие названия
предметов, а когда-признаков.
Кто на свете всех милее?
Мы занимаемся спортом в нашей школе.
Каждый сможет это сделать.
Слайд 9На поляне стоит кедр. Он такой высокий.
ОН-местоимение-существительное ТАКОЙ- местоимение-прилагательное
Слайд 10В языке есть такие слова, которые указывают на предмет или признак,
но не называют его. Эти слова – местоимения.
Если местоимения отвечают на вопрос кто? или что? – это местоимения - существитель-
ные: я, ты, он, она, оно, они, мы, вы. Если местоимения отвечают на вопросы: какой? какая? какое? чей? чья? чьё? – это местоимения – прилагательные : тот, эта, этот, такой, твой, мой, наш, ваш, его, её, их, свой.
Слайд 11Определите, какими членами предложения являются в репликах местоимения?
- Ты чего, Белка,
из гнезда не выходишь?
- Я, Синица, тепло берегу. Я вход мохом заткнула.
- Чем же ты кормишься?
- А я с осени припасла сухие грибки, да орешки, да жёлуди.
Слайд 12В роли подлежащего используются личные местоимения.
Я люблю книги о животных.
Мы вчера
катались с высокой горки.
Ты знаешь таблицу умножения?
Вы сделали кормушки для птиц?
Они сидели очень тихо.
Слайд 13Личные местоимения имеют лицо.
1-е лицо: я (ед. ч.), мы (мн. ч.)
2-е
лицо: ты (ед. ч.), вы (мн.ч.)
3-е лицо: он, она, оно (ед.ч.), они (мн.ч.)
Слайд 14Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова
отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Слайд 15Найди лишнее слово в каждой строке.
мы, они, на, ты
я, яма, ты,
вы
он, она, они, оно
мы, я, вы, они
он, она, они, мы
Слайд 16Выпишите личные местоимения. Определите лицо и число.
Я очень люблю Джека. Он
попал в наш дом щенком. Мы кормили Джека из детской бутылочки, лечили его. Моя сестра Оля тоже заботилась о собаке. Она связала Джеку тёплую курточку для прогулок.