Презентация, доклад к уроку русского языка на тему Фразеологизмы

Содержание

Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности. Задачи урока: предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения

Слайд 1Фразеологизмы урок-исследование 6 класс

Фразеологизмы урок-исследование  6 класс

Слайд 2 Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для

придания ей образности, выразительности.
Задачи урока:
предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.
личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).
Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

Слайд 3Классная работа

Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас

не менять,
Прямо так употреблять!
Классная работаМы очень устойчивы И просим настойчиво:  На слова нас не менять,   Прямо так

Слайд 4А знаете ли вы, что…
что выражение это возникло на

основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение выражения:«Мастер своего дела».
А знаете ли вы, что…  что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку

Слайд 5Запишите, пользуясь шифром, слово, которое скрыто под следующими номерами, и вы

узнаете тему нашего урока


6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15

Запишите, пользуясь шифром, слово, которое скрыто под следующими номерами,  и вы узнаете тему нашего урока6, 5,

Слайд 6Фразеологизмы

Фразеологизмы

Слайд 7Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и фразеологизмы
восходят к двум словам др.-греч. яз.

phrasis (выражение, оборот речи, слово, понятие) + logos (учение).

Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и фразеологизмы восходят к двум словам др.-греч. яз.   phrasis (выражение, оборот речи, слово,

Слайд 8 Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например:

большая собака, съесть яблоко.
Но только выражение собаку съел(а) является фразеологизмом со значением: стать мастером в каком – либо деле.

собака

съесть

Собаку съел(а)

Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: большая собака, съесть яблоко.

Слайд 9Лингвистическая лаборатория


Работа в группах

Лингвистическая лабораторияРабота в группах

Слайд 10Группа№1
Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизма?
Группа№2
Цель: выяснить, чем

отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?
Группа№3
Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма?
Группа№4
Цель: выяснить, является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?
Группа№1Цель:  выяснить, где можно узнать значение фразеологизма? Группа№2Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?Группа№3Цель: выяснить,

Слайд 11
Значение фразеологизмов разъясняются в Толковом

словаре
Фразеологизмы обозначаются значком
Значение фразеологизмов разъясняются во фразеологических словарях.

Вывод 1


Значение фразеологизмов разъясняются в    Толковом словаре Фразеологизмы обозначаются значком Значение фразеологизмов

Слайд 12Лингвистическая лаборатория








Лингвистическая лаборатория

Слайд 13Фразеологизмы - это

устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет

весь фразеологизм в целом

Вывод 2

Фразеологизмы - это   устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целомВывод 2

Слайд 14Подберите к каждому слову фразеологизм

Подберите к каждому слову фразеологизм

Слайд 15По определениям отгадайте фразеологизмы
Умышленно, намеренно не замечать чего-либо

Очень худой, изможденный

Днем, на

виду у всех

Неохотно, принудив себя к чему-либо

Закрывать глаза на что-либо

Кожа да кости

Среди бела дня

Скрепя сердце

По определениям отгадайте фразеологизмыУмышленно, намеренно не замечать чего-либоОчень худой, изможденныйДнем, на виду у всехНеохотно, принудив себя к

Слайд 16Фразеологизмы


равны по значению либо одному слову, либо целому

предложению

Вывод 3

Фразеологизмы   равны по значению либо одному слову, либо целому предложениюВывод 3

Слайд 17 Укажите фразеологизмы со значением: 1 ряд - «бездельничать»; 2 ряд -

«обманывать»; 3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Укажите фразеологизмы со значением:  1 ряд - «бездельничать»;  2 ряд - «обманывать»;  3

Слайд 18Проверьте!

Проверьте!

Слайд 19А могут ли у фразеологизмов быть антонимы?

А могут ли у фразеологизмов быть антонимы?

Слайд 20По определениям отгадайте фразеологизмы

Набраться сил

Выйти из себя

Одержать победу
Лишиться чувств
Выбиться из сил
Взять

себя в руки

Потерпеть поражение

Прийти в чувство

По определениям отгадайте фразеологизмыНабраться силВыйти из себяОдержать победуЛишиться чувствВыбиться из силВзять себя в рукиПотерпеть поражениеПрийти в чувство

Слайд 21
Фразеологизм может быть синонимом слова
У фразеологизма могут быть

фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.

Вывод 4

Фразеологизм может быть синонимом словаУ фразеологизма могут быть  фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.Вывод 4

Слайд 22Для чего нужны фразеологизмы?

Для чего нужны фразеологизмы?

Слайд 23Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась
очень рано.

считал ворон

бил баклуши

водит за нос

ни свет ни заря

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.   Вера Сергеевна объясняла решение задачи,

Слайд 24Конструирование
Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

КонструированиеВосстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Слайд 25 Я проснулся ни свет ни заря. На душе

кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго
бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся
ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.
Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне
хоть кол на голове теши.
Слова для справок:
неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).


рано.

скверно.

бездельничал

усталый

еле-еле

неожиданно

злился

запомнить

хоть бы что


Я проснулся ни свет ни заря. На душе  кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

Слайд 26
Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.
Вывод 5

Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.Вывод 5

Слайд 27Творческая мастерская
Сочинение-миниатюра

Творческая мастерскаяСочинение-миниатюра

Слайд 28
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не

менять,
Прямо так употреблять!
(Фразеологизмы)
Мы очень устойчивы И просим настойчиво:  На слова нас не менять,   Прямо так употреблять!(Фразеологизмы)

Слайд 29Домашнее задание
п. 29 Фразеологизмы
Составить кластер по теме

«Фразеологизмы».
Упражнения: 148 (всем)
(на выбор -145,147).

Дополнительно(по желанию):
нарисовать фразеологизмы.

Домашнее задание п. 29 Фразеологизмы 	Составить кластер по теме   	«Фразеологизмы».	Упражнения: 148 (всем)

Слайд 30Рефлексия
Сегодня я узнал(а)….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я

понял(а), что…
Теперь я могу…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…

РефлексияСегодня я узнал(а)….  Было интересно…  Я выполнял(а)…  Я понял(а), что…  Теперь я могу…Я

Слайд 31 Оцени свою работу

В поте лица

Рука об руку

Через пень

колоду


Ни шатко ни валко


Засучив рукава


Тяп да ляп


Не покладая рук


Как вы работали
на уроке?

Оцени свою работуВ поте лицаРука об рукуЧерез пень колодуНи шатко ни валкоЗасучив рукаваТяп да

Слайд 32 Мы сегодня не переливали из пустого в

порожнее, а работали не покладая рук.
И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.
Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!
Молодцы, ребята!
Спасибо за работу!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

Слайд 33Литература
М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках».
А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского

языка».
Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2012.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.
Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова
В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996.
В.В.Волина Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
Е.А. Быстрова Учебный фразеологический словарь русского языка.-М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Е.П. Черногрудова Дидактические материалы по русскому языку:6класс .- М.: Издательство «Экзамен»,2012.

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна //http://pedsovet.su/

ЛитератураМ.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках».А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка». Русский язык: учеб. для 6

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть