Слайд 1КАК ПРИОБЩИТЬ РЕБЕНКА К ЧТЕНИЮ?
Витохина
Людмила Александровна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 44
г. Хабаровск 2014 г.
Слайд 2 «Нет сомнения в том, что чтение является очень чутким, надежным
и в определенном смысле даже универсальным показателем состояния общества в целом, - писал известный российский социолог С.Н.Плотников. – Поэтому, изучая чтение, мы как бы ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества, и наоборот, анализируя общественные процессы, мы тем самым рисуем фон, на котором разворачивается драматургия чтения.
Слайд 3 МОДЕЛИ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ
Представление о необходимости специальной литературы, адресованной детям,
стало формироваться в российском обществе, начиная с XVI века. С этого времени и по настоящий период можно выделить несколько моделей приобщения к чтению подрастающего поколения, которые отвечали педагогическим задачам и представлении о воспитании, существовавшим в обществе на каждом этапе.
Слайд 4МОДЕЛИ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ
«Послушничество» - базируется на религиозной духовной традиции
с элементами пробуждения познавательного интереса детей.
«Наставничество» - замещение религиозной традиции светским чтением для общественной пользы при сохранении назидательности и дидактичности.
«Развлечение» - лояльное отношение к легкому, развлекательному чтению.
«Просвещение» - доминируют ценности просветительской деятельности, воспитания «добронравия» путем приобщения к чтению.
Слайд 5МОДЕЛИ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ
«Агитация» - понимание чтения как средства радикальных
преобразований общества, способ развития революционных идей.
«Пропаганда» - чтение рассматривается как фактор политики средство идеалогической борьбы в целенаправленном распространении соответствующих взглядов и убеждений.
«Анархия» - отрицание системного педагогического влияния, ориентация на свободу выбора, регулируемую читательской модой, рекламой и ограниченную возможностями книжного рынка.
«ДИАЛОГ» -
модель приобщения, учитывающая потребности и интересы ученика, позволяющая ему свободно ориентироваться в динамике и многообразии информационных потоков при сохранении духовной культуры преемственности поколений.
Слайд 7 ЧИТАТЕЛЬ – ОБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
За каждой моделью приобщения к
чтению угадывается своя история, свои события имена. Очевидно, что в России читатель традиционно рассматривался как объект воспитания, влияния, руководства, в том числе и посредством руководства чтением. Чтение принималась как существенная составная часть российской ментальности.
Одним из факторов, влияющих на приобщение к чтению современных школьников, является состояние речевой культуры.
Слайд 8РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Характеризуя поведение современной языковой личности, специалисты называют
такие процессы: вульгаризация, жаргонизация, интернализация, американизация. Как известно, черты языковой личности определяются не только количеством, но и качеством прочитанного..
Весьма негативной тенденцией является разрушение преемственности поколений: подростки не владеют «межпоколенной» информацией. Вот почему одной из значимых проблем приобщения к чтению становится развитие культурной грамотности школьников
Слайд 9 «КУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Понятие «культурная грамотность» обозначает объем значимой
информации, необходимой личности для гармонии с миром и с собой. Смещение культурных ценностей, нравственных ориентиров, изменение традиционного круга чтения ведут к тому, что подросткам все труднее читать классику. Из речевой культуры молодого поколения исчезает целый пласт хрестоматийных цитат, которые обогащали речь их родителей и старших членов семьи. Это становится одной из наиболее актуальных проблем гуманитарного образования и является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников.
Слайд 10 «ОЖИВШАЯ КНИГА»
Говоря о
приобщении школьников к чтению, необходимо учитывать такое явление, как ожившая книга ( последствия появления того или иного литературного произведения , которое выражаются в особой субкультуре его поклонников, внешней атрибутике, формах хобби, организации досуга). В отечественной литературе ярким примером может служить книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда», давшая название детскому «тимуровскому движению» - массовому патриотическому движению пионеров и школьников, содержанием которого являлась гражданская забота о нуждающихся в помощи людях.
Слайд 11 «ОЖИВШАЯ КНИГА»
С появлением
бестселлеров зарубежной литературы ( романов Д.Р. Толкиена «Хоббит», «Властелин колец», серии книг Дж. Роуллинг о Гаррри Потере) возникли и стали активно развиваться такие явления, как ролевые игры, исторические реконструкции, создание фан - клубов литературных героев.
Слайд 12АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ-
Актуальная задача школьного преподавания литературы -
приобщение обучающихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя, «оздоровляющее чтение» ( А.Синявский) как форма противостояния массовой культуре.
Слайд 13 ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Поскольку проблема чтения, формирования
читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.
Слайд 14 ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Новое содержание образования связано с поисками новых
методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы. Поиск приемов работы, обеспечивающих целостность восприятия текста, его глубокую интерпретацию, понимание произведения характерны для XXI столетия. Это и является целью преподавания мной предмета литературы.
Слайд 15 КНИГА И КОМПЬЮТЕР
В связи с
интенсивным развитием новых технологий в обществе продолжается дискуссия о дальнейшем сосуществовании книги и компьютера. Специалисты придерживаются двух диаметрально противоположных точек зрения: сторонники технологического прогресса заявляют о том, что компьютер вытеснит книгу как источник информации. Их оппоненты говорят о параллельном развитии книги в традиционной форме и компьютерных технологий, об их взаимодополнении.
Слайд 16 КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН XIX ВЕКА
Чтобы привлечь и заинтересовать современного
ученика своим предметом, естественно я изучаю, осваиваю и применяю на своих уроках новые технологии, но при этом, в моей работе, становится, востребована идея, рожденная в другое историческое время и, кажется, прочно забытая – «Литературная гостиная».
Слайд 17«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ»
Темы:
«А он встает над волнами»
«А у книжки юбилей!»
«Мятежная жизнь»
«Наши
юбиляры»
«Недаром помнит вся Россия…».
Слайд 18ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ:
охват значительного количества учащихся, как непосредственных участников, так и
просто слушателей – зрителей;
во время подготовки у учеников вырабатывается немало хороших качеств: самостоятельность, терпение, познавательность, пытливость и др.;
обучающиеся вырабатывают в себе такое качество, как коммуникабельность ( это один из социальных запросов родителей и воспитательных задач педагогов);
Слайд 19ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ:
появляется большая заинтересованность предметом;
позволяет углубить полученные знания на уроках
Слайд 20
Для проведения первой гостиной было привлечено всего семь учеников. А при
подготовке следующей гостиной от ребят не было отбоя, каждый из них хотел принять участие в этом мероприятии, и с нетерпением ждали заседания следующей «Литературной гостиной».
Слайд 21Попробовав провести мероприятие, использую данную технологию, семь лет назад. Оно стало
традиционным. Каждый год в октябре провожу литературную гостиную. Хотелось бы чаще, но, к сожалению, нет времени.
Современные учащиеся – мало читающее поколение. Очень трудно убедить ребят в том, чтобы они прочли программное произведение. А познакомиться, вникнуть, проанализировать, а затем написать сочинение по изученному произведению – обязательная работа для каждого ученика. Но не секрет, что из класса лишь 10 -12% учеников бывают готовы к уроку. Прежде всего, 80% готовности к занятию, это прочитанный текст. Если же текст не прочитан – урок провален. Для предотвращения такой тупиковой ситуации я нашла способ знакомить детей с текстом посредством аудио записей. В розничной продаже есть аудио книги. Если нет возможности их приобрести, скачиваю доступные записи текстов в сети Интернет, раздаю ребятам, они их закачивают на флеш - карты, прослушивают и на следующий урок можно идти смело, не бояться, что твой труд подготовки к занятию пропадет даром.
Слайд 22Мы (я и мои ученики) попытались вернуть исконное понимание термина “литературная
гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. При изучении курса классической литературы XVIII – XIX веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений.
Подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, и мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.
Слайд 23Литературная гостиная - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия
- область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная - это форма постижения эстетики. Причем и сама форма должна быть эстетичной. "В красоте нужно жить, чтобы узнать ее", - писал Н. Бердяев.
Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой "на самый высший лад" - лирический. Как мы это делаем?
Важно, что эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен...
Слайд 24
Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом
является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения.
Не отделим от эстетического компонента нравственный. Весь "литературный материал", который дети "пропускают через себя", нравственно-ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др.
Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствия, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.
Нравственное и эстетическое воплощается в слове.
Слайд 25
Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
Осмысление "генеральной
идеи" поэтического спектакля.
Выстраивание композиции и подготовка сценария.
Подготовка музыкального оформления.
Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
Анализ лирических стихотворений.
Работа над выразительностью чтения.
Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
Подбор декораций и костюмов.
Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).
Момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение "буриме", сочинение "общего" стихотворения, где строчка за строчкой, рифма за рифмой все участники пытаются выразить свои чувства с помощью поэтической миниатюры, музыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках.
Рефлексия. Традиционное заключение, когда с зажженной свечой по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.
Слайд 26Не берусь судить строго своих воспитанников, но чтобы "вжиться" в литературный
материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики можно выделить следующие:
формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
приобретение опыта публичного выступления;
расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.
Слайд 27Мои дети с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, пробуя своё
перо в написании стихотворений, сказок, сочинений, занимая призовые места во Всероссийских конкурсах.. За годы работы с детьми у меня, как у учителя, накопилось немало поэтических «откровений» детей. Вот и появилась мысль о выпуске альбома со стихотворениями учащихся. Название пришло само собой: «Вдохновение, которым я живу». В настоящее время выпущено три сборника со стихами авторов разных лет. Это своеобразные литературные альманахи. О степени духовного и общеобразовательного роста моих учащихся говорит целый ряд фактов. Многие ребята имеют отличные и хорошие оценки, выросла речевая культура детей, они могут радовать нас, преподавателей словесности, самобытными наблюдениями и находками как на внеклассных занятиях, так и на уроках. Темы, связанные с поэзией, стали детям ближе и интереснее, когда они проводятся через такую форму работы, как литературные гостиные. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.
Слайд 28ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«СТРАНИЦЫ МЯТЕЖНОЙ ЖИЗНИ»
Сценарий очень ценен тем, что читаются нехрестоматийные
стихи Лермонтова и школьники имеют возможность услышать слово поэта, ещё неизвестное им. Вообще Лермонтов близок девятиклассникам: романтика, бунтарство, первая любовь, яркая жизнь, трагический финал.
Ребят тронул момент, когда после рокового выстрела читается, пожалуй, самое прекрасное трогательное стихотворение поэта: "Я, Матерь Божая, ныне с молитвою..."
Слайд 29Идея прервать повествование на самом трагическом моменте именно этим стихотворением возникла
интуитивно. Я его почувствовала именно там - на грани, между жизнью и смертью. Все сценарии я писала сама. И я помню, как воспринимался этот спектакль в исполнении моих талантливых девочек! Особенно этот момент, когда они пели "Молитву" (а они сами предложили петь). Зрители переживали огромное эмоциональное потрясение, многие плакали. Я люблю этот сценарий. Наверное, именно потому что в нем "оживает" Лермонтов -человек, страдающий и любящий, тоскующий и смеющийся, юный и безгранично талантливый, так рано ушедший в вечность. Подобные внеклассные мероприятия необходимы в школе ,поскольку благодаря им гениальные писатели и поэты со страниц школьных учебников проникают в сердца юных читателей, чтобы остаться в них навсегда!
Слайд 3012 ноября в клубе «Литературная гостиная» состоялся вечер, посвященный 200-летию Бородинского
сражения. Учениками школы была подготовлена историко-литературная композиция « "Недаром помнит вся Россия про день Бородина», раскрывающая важность этого события для России.
Слайд 31Учениками 11 класса Юлией и Евгенией Кан был представлен подробный анализ
причин похода Наполеона на Россию. Учащиеся 8 класса Белобородов Александр, Мищенков Павел, Арофикина Дарья, Коновалова Анна раскрыли облик Наполеона, используя исторические справки и поэтические произведения М.Ю. Лермонтова.
Слайд 32 Ученики 6 класса рассказали, насколько нелегкой и горькой оказалась судьба
талантливого полководца Барклая де Толли. Ученицами был представлен облик удачливого генерала, талантливого полководца Багратиона. Старшеклассники раскрыли талант, неповторимое обаяние М.И.Кутузова, его неоценимый вклад в общее дело победы над врагом.
Слайд 33 Несомненным украшением вечера было исполнение ученицами 11 класса романса «Генералам
двенадцатого года» и инсценировка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» учениками 5 класса. Итог вечеру подвели ведущие (Бурдаков Владимир и Смолина Валерия): Героев 1812 года было множество, память о них сохраняется и по сей день.
Слайд 34Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивает ребят на восприятие
поэтических строчек, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие от встречи с Прекрасным останется на всю жизнь.
Слайд 35 По чтению можно узнавать и определять человека.
Ибо каждый из нас есть то, что он читает;
и все мы становимся незаметно тем,
что мы вычитываем из прочитанного,
- как бы букетом собранных нами в чтении цветов… И.А.Ильин