Слайд 1Двенадцатое февраля.
Классная работа.
наш урок!
Очень хочется,
чтоб впрок
Он пошел вам,
и тогда
Будем грамотны
всегда.
Слайд 3 На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не
отставая,
Слушай не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не сорока.
Если друг стал отвечать,
Не спеши его перебивать.
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно руку.
- Во время урока вы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, побыть немного волшебниками.
Слайд 4 Разминка. "Четвертое лишнее”:
Все ли слова будут однокоренными?
1.Выросли, подрастать, оросили,
росточек.
2.Растение, растяпа, растительный, возраст.
3.Роскошный, подросли, вырос, выращенный.
Объясните написание корней - рос -,
- раст -, - ращ -.
Слайд 5 Капризные шипящие.
Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать:
НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА.
- Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!
Слайд 6 Тема урока
Буквы о-ё после шипящих в корне слова.
- Как
вы думаете, чему мы с вами должны научиться?
- Сформулируйте нашу цель.
Слайд 7 Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в
корне слова, О или Ё.
Слайд 9Вывод о правописании слов:
под ударением в корне слова после
шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
Слайд 10Лето. Поспел крыжовник. Вокруг колхозного сада ходит сторож с трещоткой. А
мимо сада как раз проходит Жора-обжора. Этот Жора-обжора так объелся крыжовником, что у него шов на брюках лопнул. И как назло сторож с трещоткой услышал шорох. «В какую бы спрятаться чащобу?»- лихорадочно соображал Жора-обжора.
Слайд 11 Под шорох кустов крыжовника Жора-обжора расправил шов на капюшоне,
подтянул шорты и испытал шок, услышав трещотку.
Слайд 12Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез
за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.
Слайд 13 Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте
словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.
1. Жокей - наездник на скачке.
2. Крюшон – прохладительный напиток.
Слайд 141.К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
2. Очень эта речь тиха,
Прямо скажем,
чуть слышна.
3. На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
Слайд 154.Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя
же…
5.Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил: …
Слайд 166.Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань,
возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
7. На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он…
Слайд 17 Найдите ошибки в правописании слов:
черточка, щоки, бечевка, чорный, прическа,
челка, жорнов, шерох, желтый, шол.
Слайд 18 Вставить пропущенные буквы, графически обозначить изучаемую орфограмму.
Ж...лудь, ж...сткий, пч...лка, ш...рох,
прич...ска, ш...пот, ч...порный, щ...чки, реш...тка, ш...в, ч...лка, ч...рствый, ш…л, крыж...вник, ч...рный,
маж...рный.
Слайд 19 Лексическая работа.
Мажорный – бодрый, весёлый; (относится к музыке)
Мажорное настроение(перен.)
Чопорный
(о человеке) – строгий в соблюдении правил поведения
Слайд 20Как называется правило, с которым мы сегодня познакомились?
- Сформулируйте правило.
- Назовите
слова-исключения из данного правила.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Мы достигли поставленной цели?
- В чем у вас было затруднение?
Слайд 21Я знаю в каких случаях пишется Ё, а в каких О
после шипящих в корне слова.
Я могу объяснить, от чего зависит написание Ё, от чего зависит написание О в данных корнях.
В самостоятельной работе у меня все получилось.
Я доволен своей работой на уроке.
Слайд 22Знакомство со словами-исключениями иностранного происхождения: (Сказка.)
В словах-исключениях иностранного происхождения всегда пишется
буква "о” в безударном положении.
Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова и послушайте шуточный рассказ:
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжов-ником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
Слайд 23Домашнее задание.
1.Составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой е после
шипящих – "Шипящий детектив”.
2. Упр. № 444.