Слайд 1
Уважаемые коллеги!
16-го апреля, в
среду, в 43-ем кабинете на 5-ом уроке состоится
открытый интегрированный урок русского
языка и изобразительного искусства
« Любите живопись, поэты…»
Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Николай Заболоцкий
Цель:
ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С КАРТИНОЙ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Е. Н. Ступакевич
В. Н. Львова
КЛАЙПЕДА
ГИМНАЗИЯ «ЖАЛЯКАЛЬНИО»
Слайд 2Открытый интегрированный урок
русского языка и изобразительного искусства.
Слайд 3
Любите живопись, поэты…
Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой
приметы
Переносить на полотно.
Николай Заболоцкий
Слайд 4Цель:
ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С КАРТИНОЙ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Слайд 5Задачи:
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ИСПОЛЬЗУЯ ЭЛЕМЕНТЫ ОПИСАНИЯ
И РАССУЖДЕНИЯ;
НАУЧИТЬ СОТНОСИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА СО СВОИМ ЛИЧНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ОПЫТОМ;
РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО;
ФОРМИРОВАТЬ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТУЮ ЛИЧНОСТЬ.
Слайд 6Поэт:
автор стихотворных, поэтических произведений;
оттенок: о художнике любого вида искусства, чьи произведения
отличаются поэтичностью;
оттенок: о человеке, творчески относящемся к делу, страстно увлекающемся им;
тот, кто поэтически воспринимает действительность, лирик.
(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)
Слайд 8
Юлия Богданова:
Мое внимание привлекла картина художника Н. Ярошенко «Всюду жизнь». На
картине изображен вагон с арестантами, в котором трое немолодых мужчин, женщина в черном платке и маленький мальчик, кормящий голубей, спокойно разгуливающих по перрону . Автор картины хочет показать, что даже там, в темном вагоне, за решеткой, есть жизнь, так же как и на свободе живут вольные голуби. Арестанты спокойны, наверно, потому, что они уверены в своей невиновности и знают, что скоро окажутся на свободе и будут такими же вольными и независимыми, как эти голуби. Или наоборот, они понимают, что их судьба решена и нет другого выхода, как только смириться с тем, что они в заключении.
Слайд 9И.И.Шишкин. Утро в сосновом бору
Слайд 10
Вадим Алексеев:
Я восхищен картинами И. Шишкина: его полотна создают праздник для
глаз, для ума и вообще для людей, умеющих переживать. В полотнах мастера- живописца сияет солнце, шумят деревья, журчат ручьи. Как свободно писал Шишкин небеса, как светятся у него облака, отражающие лучи солнца…
Слайд 12
Анна Полунина:
Мне понравилась картина Шишкина «Рожь». Золотистые колоски так и притягивают
глаз зрителя. Старые и мудрые деревья, тропинка , ведущая в никуда, придают картине некую загадку, тайну. Вся картина окутана нежностью и любовью к природе, к родине.
Слайд 13А.А.Иванов. Явление Христа народу
Слайд 14
Карина Лукьянова:
Картина А.А. Иванова «Явление Христа народу». Этому полотну
посвящен целый зал, так как оно очень велико. Сюжет этой картины интерпретирует великие евангельские страницы. Можно часами всматриваться в изображенные образы и с каждым разом открывать что-то новое для себя.
Слайд 16
Также мне понравилась работа К.П. Брюллова «Всадница». Черный конь, изысканные
люди в роскошных костюмах побуждают желание отправиться в 19 век.
Слайд 17К.Е.Маковский. Дети, бегущие от грозы
Слайд 18
Анастасия Леонова:
Несколько картин мне очень понравилось. Одна из них -
работа К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Насколько понятно художник передает настроение детей, их беспокойство, желание побыстрее укрыться от бури и грозы. Лица детей кажутся такими живыми, нам кажется, что мы находимся там, рядом с ними, чувствуем сильные порывы и свист ветра, видим быстро проплывающие тучи, надвигающуюся бурю.
Слайд 19Г. Г. Чернецов. Парад по повод у открытия памятника Александру I
Слайд 20
Евгений Иванов:
Мне понравилась картина Чернецова Г.Г. «Парад по поводу открытия памятника
Александру I в Санкт- Петербурге в 1834 году 30 августа». Она находилась в тринадцатом зале. А понравилась картина тем, что, рассматривая её, становится понятно, насколько важное событие изображено. Все выглядит как будто живое. Не могу представить, сколько времени и усердия понадобилось художнику, чтобы написать это полотно.
Слайд 22
Дмитрий Фальков:
«А всё красочное богатство русского пейзажа передано на
полотнах И. Левитана», - заметил экскурсовод. Задумчива, печальна, полна таинственности природа в картине «У омута».
Слайд 24
Но больше всего мне понравились картины пейзажиста И. Айвазовского. Он изображал
море в различных его состояниях. Лучшая его картина - «Чёрное море». На ней показано, как начинает разыгрываться буря. Тёмное небо и огромные волны, несущиеся с огромной силой, навевают уныние и тоску
Слайд 26 Вячеслав Петросов:
Из ста тысяч произведений меня больше
всего заставили задуматься трое прекрасных юношей, которые сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья, как у ангелов. Они сидят молча, глубоко задумавшись о чём – то, а их лица выражают нежность и печаль. Кисть художник прекрасно рассказывает о чувствах юношей.
Они сидят в разных сторонах стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что сразу чувствуется их единство. Это – «Троица».
Слайд 27Историческая живопись
Г. Г. Чернецов. Парад по поводу открытия памятника
Александру I
Слайд 28Религиозная
А.А.Иванов. Явление Христа народу
Слайд 29Пейзажная
И.И.Левитан. Вечерний звон
Слайд 31Маринистика
И.К.Айвазовский. Чёрное море
Слайд 32Портрет
В.П.Боровиковский. Портрет Лопухиной
Слайд 35Батальная живопись
В.В.Верещагин. Апофеоз войны
Слайд 37Бытовой жанр
К.Е.Маковский. Дети, бегущие от грозы
Слайд 38
Как работать над описанием картины.
Подсказка.
1. Если есть возможность, прочитайте сведения
о художнике.
2. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о теме, которая волнует художника.
2. Тема находит свое конкретное выражение в сюжете картины, под чем разумеется время, место, обстановка изображенного события, характер действия, состояния и взаимоотношения его участников, соответствующие детали.
3.Исходя из сюжета картины, определите, что в ней главное, что второстепенное, установите зрительную и логическую связь всех составных элементов.
4. Постарайтесь представить, что было до момента, изображённого художником, что будет после него
5. Подумайте, какие средства выразительности использовал художник ( особенности композиции ( размер и формат, основные массы изображенного на полотне, положение зрительного и смыслового центра, масштаб фигур, силуэт, линия горизонта, направление движения, ритмичность), объем, светотень, цвет, цветовая гамма, колорит (теплый, холодный), свет, техника живописи - фактура.
6. Обязательно напишите о своём личном восприятии картины (что, по-вашему, особенно ценно в ней, что привлекло имено ваше внимание).
7. Обратите внимание на соразмерность своей творческой работы. Помните: главное в ней – содержание картины.
8. Старайтесь избегать неоправданных повторов, используйте всё богатство русского языка.
9. Не перегружайте работу оценочными словами «изумительно, замечательно, великолепно , восхитительно, прекрасно, шедевр». Это слишком экспрессивно, а потому не очень естественно.
10. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Удачи!
Слайд 40Немалое количество в галерее занимают пейзажи и натюрморты.
В галерее представлены
картины, написанные в разных жанрах: это и пейзажи, и портреты, и натюрморты.
Слайд 41Я восхищён рисунками Шишкина.
Я восхищён картинами (полотнами, работами)Шишкина.
Слайд 42Очень знаменитая и замечательная Третьяковская Галерея.
Широко известная, поистине замечательная Третьяковская
Галерея.
Слайд 43Картины или просто шедевры
Многие картины из собрания Третьяковской картинной галереи можно
назвать шедеврами.
Слайд 44 Художники этих картин писали на разные темы, например: «природа», «иконы»,
«портреты».
Авторы картин жили в разное время, писали на разные темы.
Слайд 45Каждая работа художников красива по-своему.
Каждая работа художников интересна по-своему.
Слайд 46Прогулявшись по залам галереи, больше всего мне запомнилась работа И. И.
Шишкина «Утро в сосновом бору».
Больше всего мне запомнилась работа И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Слайд 47Не хватает слов, чтобы высказать все чувства и впечатления, повидав эту
замечательную и потрясающую картину.
Мне трудно выразить все чувства, которые я испытал, увидев эту замечательную картину.
Слайд 48 Женщина с чёрным платком на голове.
Женщина в чёрном платке.
Слайд 49Количество картин, которое мы увидели, очень сильно меня удивило.
Меня очень
удивило огромное количество картин, собранное в Третьяковской галерее.
Слайд 50. Картины «После дождя» и «Золотая осень» - картины с великолепным
пейзажем, написанные Левитаном.
Левитан – автор великолепных пейзажей, таких, как «После дождя» и «Золотая осень».
Слайд 51У каждой картины своя история зарождения.
У каждой картины своя история.
Слайд 52Я не сильно интересуюсь живописью.
Я не очень интересуюсь живописью.
Слайд 53Чёрные, как ночь, глаза смотрят на нас из-под полуоткрытых глаз.
Чёрные,
как ночь, глаза смотрят на нас из-под полузакрытых век.
Слайд 54Столько замечательных работ великих на все времена художников!
Столько замечательных работ
великих русских художников!
Слайд 55Есть и другие замечательные работы художников. Например, Шишкина «Рожь».
Есть и
другие интересные работы художников. Например, «Рожь» Шишкина.
Слайд 56О Третьяковской галерее останутся воспоминания, которые будут находиться у нас в
сердце на протяжении всей жизни.
Своё первое посещение Третьяковской галереи я запомню на всю жизнь.
Слайд 57Долго смотрев на эту картину, я почувствовала себя наблюдателем за дикой
природой.
Долго рассматривая эту картину, я почувствовала себя наблюдателем за дикой природой.
Слайд 58Советую посетить Третьяковскую картинную галерею, которая является одним из главных центров
искусства Москвы, который человек не может не посетить.
Советую посетить Третьяковскую картинную галерею, которая является одним из главных центров искусства Москвы.
Слайд 59Каждая картина в музее по-своему прекрасна и несёт тот или иной
смысл.
Каждая картина в музее по-своему прекрасна и таит свою загадку.
Ф.С.Рокотов. Портрет Струйской.
Николай Заболоцкий
ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Слайд 62И.Е.Репин.Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
Слайд 63НАШ УРОК ОКОНЧЕН.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Елена Николаевна
Валентина Николаевна