Презентация, доклад к уроку русского языка 5 класс Способы словообразования

Содержание

1 ряд Прочитайте стихотворение. Найдите однокоренные слова, запишите в тетрадь и выделите в них корни. 2 ряд Выпишите формы одного и того же слова, обозначив в них окончания.

Слайд 1 СПОСОБЫ СЛОВООБРА-ЗОВАНИЯ

СПОСОБЫ СЛОВООБРА-ЗОВАНИЯ

Слайд 21 ряд Прочитайте стихотворение. Найдите однокоренные слова, запишите в тетрадь и выделите

в них корни. 2 ряд Выпишите формы одного и того же слова, обозначив в них окончания.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

1 ряд Прочитайте стихотворение. Найдите однокоренные слова, запишите в тетрадь и выделите в них корни.

Слайд 3Самопроверка , самооценивание
1 ряд: Снежные, снеговикам

заснеженной, снежки,
снегурки.
2 ряд: снежные, снежном
Снег, снегам.
0 ош. – «5», 1 ош.- «4», 2 ош. – «3», 3 и более ош. – «2»

Самопроверка , самооценивание1 ряд: Снежные, снеговикам

Слайд 4Игра «Четвертое лишнее» Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не

«родственников» выбросьте из «гнезда».

А) маленький, малявка, маляр, малыш.
Б) гроза, грозный, гроздь, грозовой.
В) конница, конник, подоконник, конюшня.
Г) лень, лентяй, лента, ленивец.
Д) летчик, летная, полет, лето, вылетать.

Игра «Четвертое лишнее» Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда». А)

Слайд 5Блиц-опрос
Что вы знаете о словообразовании?
-А из чего состоит слово?


- Что такое морфема?
- Почему значимая?
- Какие морфемы вы знаете? Главной значимой морфемой является в слове…?
Почему?

Блиц-опросЧто вы знаете о словообразовании?-А из чего состоит слово?     - Что такое морфема?

Слайд 6«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.»
Перед вами

высказывание русского писателя Максима Горького. Прочитайте. Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова. Как вы понимаете смысл высказывания?
ий
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.»Перед вами высказывание русского писателя Максима Горького. Прочитайте.

Слайд 7Целеполагание.
Как вы считаете, за счет чего наш язык пополняется и обогащается?

Какой раздел лингвистики изучает строение слова?
Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним разделом науки о языке –словообразованием.

Целеполагание. Как вы считаете, за счет чего наш язык пополняется и обогащается? Какой раздел лингвистики изучает строение

Слайд 8«Как растут слова». Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым

– Был он просто словом
«Как растут слова».  Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым –

Слайд 9Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много

новых слов.
Это слово, слово-корень,Разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло – Стало много новых слов.

Слайд 10Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним

садовник идёт…
Вот из сада вам рассада.Вот ещё посадки рядом.А вот садовод,С ним садовник идёт…

Слайд 11Как образуются слова в русском языке ?


Цель урока: Познакомиться с основными

способами русского словообразования: сложение основ ,приставочный способ, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
Задачи урока: 1.Изучить материал презентации
2.Развивать логическое мышление
3 .Развивать зрительную память
4.Сделать краткий опорный конспект .

Как образуются слова в русском языке ?Цель урока: Познакомиться с основными способами русского словообразования: сложение основ ,приставочный

Слайд 12Запомни основные способы словообразования

Запомни основные способы словообразования

Слайд 13
ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА образуется
наибольшее количество слов в нашем языке.
Хотите

примеры?
Пожалуйста
Снег+под+ник=подснежник



Как образуются слова

ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА образуетсянаибольшее количество слов в нашем языке.Хотите примеры? ПожалуйстаСнег+под+ник=подснежникКак образуются слова

Слайд 16
Ну и трудный же этот русский язык, хоть и родной…
Слова образуются

от производных корней
Ну и трудный же этот русский язык, хоть и родной…Слова образуются от производных корней

Слайд 17Приставочный способ образования имен существительных Возьмем три слова. Вот они
порядок
путник
заголовок

Добавляем к ним

разные по значению приставки бес., с., под. Что у нас получится? Правильно, совершенно другие слова с новым лексическим значением, т.е.смыслом.



Объяснение учителя. Слушайте внимательно!

Приставочный способ образования имен существительных Возьмем три слова. Вот онипорядокпутникзаголовокДобавляем к ним разные по значению приставки бес.,

Слайд 18Приставочный способ образования имён существительных
Бес+ порядок
С+ путник
Под+ заголовок




Приставочный способ образования имён существительныхБес+ порядокС+ путникПод+ заголовок

Слайд 19 Приставочный способ образования имён существительных



Бес + порядок

= беспорядок
с + путник = спутник
Под + заголовок = подзаголовок

Приставочный способ образования имён существительныхБес + порядок = беспорядокс + путник = спутникПод

Слайд 20Суффиксальный способ образования имён существительных
переплёт
дед
волк



Суффиксальный способ образования имён существительныхпереплётдедволк

Слайд 21Суффиксальный способ образования имён существительных
Возьмем эти 3 производных слова и добавим

к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы ушк и онок и суффикс чик, обозначающий указание на профессию

переплёт + чик
Дед + ушк (а)
Волк + онок




Суффиксальный способ образования имён существительныхВозьмем эти 3 производных слова и добавим к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы ушк и

Слайд 22Суффиксальный способ образования имён существительных
. переплёт + чик = переплётчик
Дед +

ушк (а) = дедушка
Волк + онок = волчонок

Вот такие слова у нас получились.
Не правда ли ,интересно?




Суффиксальный способ образования имён существительных. переплёт + чик = переплётчикДед + ушк (а)  =  дедушкаВолк

Слайд 23Задание
Запишите существительные, попробуйте определить исходное слово и способ образования.

подоконник

подбородок
подснежник



ЗаданиеЗапишите существительные, попробуйте определить исходное слово и способ образования.  подоконник  подбородок  подснежник

Слайд 24Правильный ответ. Надеюсь, что ты не ошибся!
окно
борода
Снег




Правильный ответ. Надеюсь, что ты не ошибся!окнобородаСнег

Слайд 25Вот так образуются слова приставочно-суффиксальным способом
Под + окно +ник
Под + борода

+ок
Под + снег +ник


Вот так образуются слова приставочно-суффиксальным способомПод + окно +никПод + борода +окПод + снег +ник

Слайд 26
Под + окно +ник подоконник
Под + борода +ок

подбородок
Под + снег +ник подснежник




Под + окно +ник    подоконникПод + борода +ок   подбородокПод + снег +ник

Слайд 27Приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных
Под + окно +ник

подоконник
Под + борода + ок подбородок
Под + снег + ник подснежник





Приставочно-суффиксальный способ образования имён существительныхПод + окно +ник    подоконникПод + борода + ок

Слайд 28
В русском языке при помощи приставки и суффикса имена

существительные образуются тремя способами:
приставочным;
суффиксальным;
приставочно-суффиксальным.




В русском языке при помощи приставки и суффикса имена существительные образуются тремя способами:приставочным;суффиксальным;приставочно-суффиксальным.

Слайд 29 Мы познакомились с тремя способами словообразования. Нас ждет еще один способ-

сложение основ

Что такое основа слова?
Это часть слова без окончания, т.е. без формообразующих аффиксов. В основе заключено общее лексическое значение слова.

Мы познакомились с тремя способами словообразования. Нас ждет еще один способ- сложение основ  Что

Слайд 30Сложение основ
Сложение- способ словообразования, при котором новые (однокоренные) слова образуются с

помощью операционных средств сложения.
Существует три типа сложения:
1.Сращение (многоуважаемый)
2.Сложение( лесостепь)
3. Сложение с сокращением или аббревиация(детсад, ООН)
Сложение основСложение- способ словообразования, при котором новые (однокоренные) слова образуются с помощью операционных средств сложения.Существует три типа

Слайд 31Защита постеров
Взаимооценивание по критериям:

Защита постеров Взаимооценивание по критериям:

Слайд 32Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладони

три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за парту тихо сели.
И одновременно сжимаем и разжимаем пальцы.
-поочередно сжимаем и разжимаем пальцы
-поочередно касаемся каждым пальчиком большого.

Физминутка Раз – подняться, потянуться.Два - согнуться, разогнуться.Три - в ладони три хлопка,Головою три кивка.На четыре -

Слайд 33Практическая часть
Придумайте и назовите слова, образованные от слова белый.Назовите способы образования

слов.
Практическая часть Придумайте и назовите слова, образованные от слова белый.Назовите способы образования слов.

Слайд 34
белый

белый

Слайд 35Самооценивание по критериям:
2-3 слова – «3»
4-5 слов – «4»
Более 5 слов

– «5»
Самооценивание по критериям:2-3 слова – «3»4-5 слов – «4»Более 5 слов – «5»

Слайд 36
Найдите слово, образованное суффиксальным способом:
1. Застелить
2. Нежность
3. Собеседник
4. Нефтепровод

Найдите слово, образованное суффиксальным способом:1. Застелить2. Нежность3. Собеседник4. Нефтепровод

Слайд 37
Найдите слово, образованное приставочным способом:
Теплоход
Прабабушка
Лесник
Глазастый


Найдите слово, образованное приставочным способом:ТеплоходПрабабушкаЛесникГлазастый

Слайд 38
Найдите слово, образованное способом сложения:
Растаять
Тяжеловес
Лесник
Одежонка


Найдите слово, образованное способом сложения:РастаятьТяжеловесЛесникОдежонка

Слайд 39Игры- шарады
Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же - в дневнике я и журнале.

Игры- шарадыКорень мой находится в цене,  В очерке найди приставку мне,  Суффикс мой в тетрадке

Слайд 40Игры- шарады
Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.
Игры- шарадыКорень извлечь из начинки несложно,  Приставка в сосуде хранится надёжно,  Суффикс в черчении ясно

Слайд 41Игры- шарады
 
Корень мой в сказке найдёте, Суффикс у извозчика возьмёте, Приставка

та же, что в слове расход, Целым я излагаю событий ход.
Игры- шарады Корень мой в сказке найдёте,  Суффикс у извозчика возьмёте,  Приставка та же, что в

Слайд 42Игры- шарады
Корнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс, как в

слове дневник, Целым я в космос проник.
Игры- шарадыКорнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится,  Суффикс, как в слове дневник, Целым я

Слайд 43Определи слово, укажи способ образования.
. Цветок, который зацветает первым.
2.

Жук, который ест кору.
3. Человек, который любит собирать грибы.
4. Время суток перед восходом солнца.

Определи слово, укажи способ образования.. Цветок, который зацветает первым. 2. Жук, который ест кору. 3. Человек, который

Слайд 44 Практическая часть
Выполните задания по уровням в рабочих листах. Уровни выбираем сами!

Практическая частьВыполните задания по уровням в рабочих листах. Уровни выбираем сами!

Слайд 45Лестница успеха
Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой

считает нужным.
Лестница успехаКаждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным.

Слайд 46Домашнее задание
Придумайте и запишите по 5 слов на каждый словообразователь-ный

способ.

Желаю успеха!


Домашнее задание  Придумайте и запишите по 5 слов на каждый словообразователь-ный способ.  Желаю успеха!

Слайд 47Проверим себя:

Проверим себя:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть