Презентация, доклад к уроку развития речи по русскому языку. И.И.Левитан Золотая осень

Содержание

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И.И.ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» ТЕМА: сочинение-описание картины И.И.Левитана «Золотая осень» ЦЕЛЬ : 1)подготовить учащихся к сочинению-описанию пейзажа;

Слайд 1 МОУ-ГИМНАЗИЯ №2

Г.КЛИН, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860-1900)

Картины Левитана дают почувствовать все, что таится прекрасного в нашей чуждой эффектов природе, весь простор, весь однозвучный как будто на первый взгляд простор родных полей... В.А.Гольцев
Выполнила:
учитель русского языка Александрова Т.В.

МОУ-ГИМНАЗИЯ №2        Г.КЛИН,

Слайд 2 СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И.И.ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ

ОСЕНЬ»


ТЕМА: сочинение-описание картины И.И.Левитана «Золотая осень»
ЦЕЛЬ : 1)подготовить учащихся к сочинению-описанию пейзажа;
2)совершенствовать умение определять тему и основную мысль
картины;
3)ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие
термины:
пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит;
4)способствовать формированию положительного отношения к
особому жанру живописи – пейзажу;
5)активизировать лексику по теме «Осень».
ОБОРУДОВАНИЕ
УРОКА:
репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
искусствоведческий текст из книги В.Б.Розенвассера
«Беседы по искусству» (М., 1983)
Презентация «Сочинение – описание картины И.И.Левитана
«Золотая осень».

2

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ     И.И.ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»   ТЕМА:

Слайд 3 РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ

И ЕГО КАРТИНЕ :

Исаак Ильич Левитан был выдающимся художником-пейзажистом конца 19 века.

(1860-1900)

С природой одною он жизнью дышал:  Ручья разумел лепетанье И говор древесных листов понимал.  И чувствовал трав прозябанье;  Была ему звездная книга ясна.  И с ним говорила морская волна... 

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ  О ХУДОЖНИКЕ И ЕГО КАРТИНЕ :

Слайд 4РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ

И ЕГО КАРТИНЕ :

Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. У А.К.Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы; В.Д.Поленов оказал большое воздействие на И.И.Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах И.ИЛевитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ          И ЕГО КАРТИНЕ :

Слайд 5 ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ЖИВОПИСЦА

КАРТИНЫ И.И.ЛЕВИТАНА

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.
Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...
К.Г. Паустовский

ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ЖИВОПИСЦА           КАРТИНЫ И.И.ЛЕВИТАНА

Слайд 6Осенний пейзаж
Лучшие пейзажи

Осенний пейзажЛучшие пейзажи

Слайд 7Дубовая роща
Лучшие пейзажи

Дубовая рощаЛучшие пейзажи

Слайд 8Осень
Лучшие пейзажи

ОсеньЛучшие пейзажи

Слайд 9В лесу осенью
Осенний день.
Сокольники
Лучшие пейзажи

В лесу осенью   Осенний день. СокольникиЛучшие пейзажи

Слайд 10

И.И.ЛЕВИТАН

Картина И.И.Левитана «Золотая осень (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.
Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах.


Слайд 11 И.И.ЛЕВИТАН «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

И.И.ЛЕВИТАН «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Слайд 12БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ И.И.ЛЕВИТАНА

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Что изображено на картине?
Какие чувства хотел выразить художник?
Почему картина называется «Золотая осень»?
Какие краски (тона) выбрал художник, чтобы показать «золото осени»?
О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?


БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ И.И.ЛЕВИТАНА         «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» Что изображено на

Слайд 13 ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ
Учащимся предлагается записать слова,

на которые можно опираться при работе над сочинением:
небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже дано нам картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ Учащимся предлагается записать слова, на которые можно опираться при

Слайд 15 ВОПРОСЫ К КЛАССУ:
С чего бы вы

начали сочинение по картине?
(С того, что И.И.Левитан изобразил красивую пору осень).
О чем бы вы написали в сочинении после вступления?
(Я бы стала подробно описывать деревья, реку, небо…).
Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
( Я обязательно написала бы о том, какая осень красивая пора года, как художник красиво ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась).
ВОПРОСЫ К КЛАССУ:С чего бы вы начали сочинение по картине?  (С

Слайд 16 РАБОТА С КЛАССОМ:
А теперь посмотрите, как описал эту картину

автор книги «Беседы об искусстве» В.Б Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только отдельные листы с отпечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый, а какой последний.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом. Прочитайте отрывки.
(Учащимся раздаются отпечатанные листы с текстом).

РАБОТА С КЛАССОМ:А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б

Слайд 17 РАБОТА С ТЕКСТОМ:
1.Соответствует ли содержание текста картине?
Являются

ли отрывки одним текстом?
(Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И.Левитана «Золотая осень».)
2. Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?
(Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы).
Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль.
3. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым(вторым? третьим?)

РАБОТА С ТЕКСТОМ:1.Соответствует ли содержание текста картине?  Являются ли отрывки одним текстом?  (Да,

Слайд 18 КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
( В начале текста я бы поставила отрывок

«Простым и привычным…» В этом отрывке описывается картина полностью, в общем». За первым отрывком я бы поместила подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая, и в ней объясняется то, о чем говорится в первом отрывке…»
Отрывок «Всматриваясь в картину…» я бы поставила последним, потому что в нем говорится о красоте природы, как будто делается вывод из всего, что сказали раньше.
Итак, мы восстановили с вами текст полностью. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА( В начале текста я бы поставила отрывок «Простым и привычным…» В этом отрывке

Слайд 19 БЕСЕДА С КЛАССОМ:
1. Почему? Как вы считаете?

(Наверное , потому что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине).
Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы.

БЕСЕДА С КЛАССОМ:1. Почему? Как вы считаете?  (Наверное , потому что каждый

Слайд 20 БЕСЕДА С КЛАССОМ:
2. Понравился ли

вам текст?
(Мне текст очень понравился. Автор хорошо и подробно описал картину «Золотая осень». После чтения этого текста я лучше поняла картину И.И.Левитана.)
3. Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?
(Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез).
4. Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополните опорные слова, которые мы записали раньше , новыми, из текста:

БЕСЕДА С КЛАССОМ: 2. Понравился ли вам текст?  (Мне текст очень

Слайд 21Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для

описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.
Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в

Слайд 22СЛОВАРНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов:
живопись: вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок.
пейзаж : картина, изображающая природу.
мазки краски – мазок: прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки).
Колорит: соотношение красок в картине по тону.
Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, обозначающие лицо.
ПЕЙЗАЖИСТ, ЖИВОПИСЕЦ
Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины.
Изумрудно –зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы…
 

СЛОВАРНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ             РАБОТА   Объясните

Слайд 23 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
– Какие художественные средства надо использовать,

чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И.Левитана.
Метафоры: зеркало реки, художник осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.
Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА  – Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же

Слайд 24 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.
Олицетворения: солнце

льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.
– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВАЭпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят

Слайд 25 РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

1. Вступление. 
Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.
Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.
И.И.Левитан – певец красоты русской природы.
Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ.         ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Слайд 26 РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.

2. Основная часть. 
Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.
Картина И.Левитана “Золотая осень”.
Общий план картины.
Деревья на картине Левитана.
Осенняя река.
Лазурь небес.
Задний план картины.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ.          ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.

Слайд 27РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

3. Заключение. 
Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.
Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?
Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства
Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ.         ПЛАН СОЧИНЕНИЯ  3. Заключение. 

Слайд 28Желаем удачи!

Желаем удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть