Презентация, доклад к уроку по творчеству И.С. Тургеневу. Рассказа Бирюк. Анализ произведения.

Содержание

«Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил…» (В.Г. Белинский) В.Г. Белинский

Слайд 1Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ

«Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края

РАССКАЗ И.С.ТУРГЕНЕВА
«БИРЮК»


Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского краяРАССКАЗ

Слайд 2 «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё

никто не заходил…»
(В.Г. Белинский)

В.Г. Белинский

«Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил…»	(В.Г. Белинский) В.Г. Белинский

Слайд 3К чему призывал В.Г. Белинский писателей XIX
века?
2. Кто писал о «несчастных

обстоятельствах жизни»
русских крестьян, о крепостном рабстве?
3. Что стало толчком для начала работы Тургенева над «Записками охотника»?
2. Какой рассказ стал первым в цикле «Записки охотника»?
2. Сколько рассказов в произведении?
3. Что объединяет все рассказы?
4. Какова основная тема всех рассказов сборника?
5. Как к книге отнеслись общественность и правительство?
6. Как книга «Записки охотника» послужила освобождению крестьян?

К чему призывал В.Г. Белинский писателей XIXвека?2. Кто писал о «несчастных обстоятельствах жизни»русских крестьян, о крепостном рабстве?3.

Слайд 4Словарная работа
Бирюк, -а, м. 1. Волк-одиночка (обл.).
2. Перен. Нелюдимый и

угрюмый человек (разг.). Смотреть бирюком. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)
2. «Зверь, серый волк» в некоторых диалектах России (по словарю В.И. Даля).
3.Сам Тургенев дает сноску: Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый.

Словарная работаБирюк, -а, м. 1. Волк-одиночка (обл.). 2. Перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.). Смотреть бирюком. (Словарь

Слайд 5Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного

произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
Интерьер – (от фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.
Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека и образ незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении.
Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей

Слайд 6Портрет литературного героя

Портрет литературного героя

Слайд 7В избе Бирюка

В избе Бирюка

Слайд 8Пейзаж как средство характеристики героя

Пейзаж как средство характеристики героя

Слайд 9Конфликт в произведении
Конфликт – художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для

раскрытия содержания произведения.

Конфликт может быть внешним и внутренним.


Конфликт в произведении	Конфликт – художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт может быть

Слайд 10Внешний конфликт
Назовите кульминационный момент рассказа.

Внешний конфликт	 Назовите кульминационный момент рассказа.

Слайд 11Внутренний конфликт
Человек
Человечность
Фома стоит перед выбором
Душа воет волком
(жалеет, прощает)

Долг
Профессионал
Чувство сострадания

к вору

Внутренний конфликтЧеловек	ЧеловечностьФома стоит перед выборомДуша воет волком (жалеет, прощает)ДолгПрофессионал Чувство сострадания к вору

Слайд 12«Лесник, не поймавший вора, предавался суду либо возмещал полную стоимость порубленных

деревьев, либо подвергался другим формам наказания, вплоть до ссылки в Сибирь». (Из комментариев к «Запискам охотника»)
«Лесник, не поймавший вора, предавался суду либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания,

Слайд 13Итоги урока
Тургенев был одним из первых русских писателей, который показал ________________________________________________________________________русского

мужика. Душа русского мужика сильна и красива умением _________________________________________________. Крестьяне внушают не только _______________, а и _________________.
И. С. Тургенев боролся за________________________________________________________
И. С. Тургенев учил людей_____________________________________________________
Душевная сила, красота, сострадать, понимать, прощать, не только жалость, но и уважение, отмена крепостного права, милосердие, человечность, понимание.

Итоги урокаТургенев был одним из первых русских писателей, который показал ________________________________________________________________________русского мужика. Душа русского мужика сильна и

Слайд 14 Крепостное право, - по мнению Тургенева, - виновно в том, что

человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.

Крепостное право, - по мнению Тургенева, - виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями,

Слайд 15Мне сегодняшний урок_____________________________.

Я узнал____________________________.

Мне сегодняшний урок_____________________________. Я узнал____________________________.

Слайд 16Тема произведения:
а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в)

тяжёлая жизнь русских крепостных людей.
2. Жанр произведения: а) легенда; б) рассказ; в) повесть.
3. Кульминационная сцена произведения — это:
а) описание избы лесника; б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
4. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:
а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.
5. В отношении автора к Бирюку проявляется:
а) сочувствие; б) осуждение; в) безразличие.
6. При описании грозы («... ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:
а) сравнение; б) антитезу; в) олицетворение.
7. Пейзаж в рассказах Тургенева: а) только фон, на котором происходит действие; б) соотносится с душевным состоянием автора и героев; в) противопоставляется этому состоянию.

Проверь себя

Тема произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжёлая жизнь русских крепостных людей.2. Жанр

Слайд 17Проверь себя


Проверь себя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть