Слайд 2 Сравните предложения по цели высказывания
Не переходите
улицу на красный сигнал светофора.
Улицу надо переходить осторожно.
Вы знаете Правила дорожного движения?
Как обозначается на дороге пешеходный переход?
Пешеходный переход называют «зеброй».
На дороге не отвлекайтесь на разговоры.
Слайд 3Прочитайте выразительно текст.
Определите тему и идею.
Шли по лесу два товарища,
и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал,
что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и
смеется:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в
опасности от товарищей убегают.
Л.Н.Толстой
Слайд 4Выпишите только словосочетания, подчеркните орфограммы, графически покажите грамматические и смысловые связи
в словосочетаниях.
Определите тип словосочетания и вид связи.
Свернуть налево, чудесная погода, солнце светит, увидишь издалека, оглядеть окрестности, из-под стола, купить брошюру, заниматься с друзьями, выглянуть из-за туч, вперед и вверх, появиться на горизонте, посветить фонарем, забраться в глушь, день хорош.
Слайд 51.Прочитайте предложения. С какой интонацией мы их произносим?
2. Попробуйте определить, из
какого произведения взяты эти восклицательные предложения. Какие чувства в них выражаются?
Я восхищаюсь, я так люблю чудеса!
Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне!
Спорить с королем! Какое сказочное свинство!
Если вы не любите меня, то я совершу множество подвигов и понравлюсь вам наконец!
Как ты смеешь сомневаться, негодная!
Эх, жалко – королевство маловато, разгуляться негде!
Придумайте и запишите свои примеры.
3. Сформулируйте тему нашего урока.
4. Какие задачи каждый поставит для себя?
5.Проведите самостоятельные наблюдения (стр. 73-74) и сделайте вывод.
Слайд 61.Выполните упражнение 151 (по заданию).
2. Запишите предложения, подчеркните лексические средства, характерные
для восклицательной интонации.
Ах, как холодно в дороге!
Каков гусь!
Ну и тип же ты!
Эх, вернуть бы лето!
3. Выполните упражнение 152.
Дополнительные вопросы
Изменились ли по цели высказывания предложения,
записанные в правом столбике?
Что изменил восклицательный знак в этих предложениях?
Обратите внимание на порядок знаков завершения в вопросительном предложении с восклицательной интонацией: сначала ставится вопросительный, а затем восклицательный знак. (?!)
ИНТОНАЦИЯ НЕ МЕНЯЕТ ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ОНА ПОМОГАЕТ ВЫРАЗИТЬ СИЛЬНЫЕ ЧУВСТВА.
Слайд 7Закрепление
Выполните упражнения 153, 154 (устно).
Выполните упражнение 155 (письменно).
Подведение итогов
- От чего
зависит интонация?
Какова роль интонации в речи?
Домашнее задание
Параграф 30, упражнение 156
(в черновике)