Слайд 1Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ
«Культура речи. Грамматические нормы».
Учитель
русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ республики Бурятия
Бадмаева Лариса Пурбуевна
Слайд 2Цели урока:
закрепить умения различать грамматические нормы от ошибок
формировать навыки использования нормированной
речи
разобрать задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи
закрепить навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ
Слайд 3ПОБЕЖДУ ИЛИ ПОБЕЖУ,
ИЛИ, МОЖЕТ, ПОБЕДУ,
А, ВОЗМОЖНО, ПОБЕДЮ.
УБЕЖДУ ИЛИ УБЕЖУ,
МОЖЕТ БЫТЬ,
И УБЕДЮ
Как вы думаете, какая из этих форм глагола правильная?
Слайд 4«Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка,
т.
е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений»
Слайд 5морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы
слова
Слайд 6
Задание 6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
Слайд 7 Склонение
порядковых и количественных
числительных
Слайд 8
Числительное оба имеет две формы рода:
Слайд 9Обратите внимание на склонение слов:
сорок, девяносто, сто.
И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п.
сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)
Слайд 10Образуйте правильную форму слова:
543 деревнями, на 543 странице.
На обеих(обоих) страницах, обоих
(обеих) деревьев
Слайд 11Правильная форма слов:
Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице.
На
обеих страницах, обоих деревьев
Слайд 12
Окончания существительных м. р. в им. п. мн.ч.
Слайд 13Какая форма слова правильней?
директоры-директора,
бухгалтеры – бухгалтера,
паспорты – паспорта,
договоры – договора?
Слайд 14Правильные формы слов
директоры-директора,
бухгалтеры – бухгалтера,
паспорты – паспорта,
договоры
– договора?
Слайд 15Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.
Слайд 16Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.
Слайд 17Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.
Слайд 18Какая форма слова правильней?
Много туркмен или туркменов?
Пять помидор или
помидоров?
Нет мест или местов?
5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
3 пары джинс – 3 пары джинсов?
Слайд 19Правильная форма слов
Много туркмен или туркменов?
Пять помидор или помидоров?
Нет
мест или местов?
5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
3 пары джинс – 3 пары джинсов?
Слайд 20Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:
Слайд 21
Отметьте примеры с ошибкой в форме слова:
1) вкусные торты
2) палец с
мозолем
3) пятьюстами деревьями
4) в две тысячи четвертом году
5) более пятисот человек
6) жалел о пятьсот рублях
7) тонна яблок
8) пара чулков
9) рисунок более красивее
10) обоих учеников
11) старые тренера
Слайд 22Ошибки в форме слова:
1) вкусные торты
2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями
4)
в две тысячи четвертом году
5) более пятисот человек
6) жалел о пятьсот рублях
7) тонна яблок
8) пара чулков
9) рисунок более красивее
10) обоих учеников
11) старые тренера
Проверьте
1. Гольфов
2. Хуже
3. Вольт
4. К две тысячи пятнадцатому году
5. С повидлом
Оцените себя
5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
Слайд 24Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.
Слайд 25В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ ПРИНЯТА КОНСТРУКЦИЯ БЕЗ ПРЕДЛОГА: ОПЛАТИТЬ (ПРОЕЗД, ПОКУПКУ) И
С ПРЕДЛОГОМ УПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, ЗА ПОКУПКУ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЕРНЫМ БУДЕТ ВАРИАНТ:
МЫ ОПЛАТИЛИ ТУРПУТЕВКУ И ОТПРАВИЛИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ
Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию
Слайд 26СЛОВО ОДЕТЬ (КОГО?) ОБЫЧНО СОЧЕТАЕТСЯ С ДОПОЛНЕНИЕМ БЕЗ ПРЕДЛОГА, ВЫРАЖЕННЫМ ОДУШЕВЛЕННЫМ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ГЛАГОЛ НАДЕТЬ (НА КОГО-ЛИБО) ОБЫЧНО ИМЕЕТ ПРИ СЕБЕ ПРЕДЛОГ НА.
ДОПОЛНЕНИЕ ПРИ НЕМ ОБЫЧНО ВЫРАЖАЕТСЯ НЕОДУШЕВЛЕННЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ .
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЕРНЫМ БУДЕТ ВАРИАНТ:
ОН ВЗЯЛ ЕЕ РУКИ И НАДЕЛ НА ПАЛЕЦ КОЛЬЦО.
Он взял ее руки и одел на палец кольцо.
Слайд 27ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТРОЕНО НЕУДАЧНО: НАРУШЕНО ПРАВИЛО УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. ДЕЙСТВИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
ДОЛЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПОДЛЕЖАЩЕМУ.
ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НЕ СОБЛЮДЕНО В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО КАЛОША СЛЕТЕЛА И КАЛОША СПРЫГНУЛА.
Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.
Слайд 28Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала
теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Слайд 29Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала
теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Слайд 30
Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога
В
этом предложении нарушены нормы управления.
У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения.
При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке.
Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение:
Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.
Слайд 31Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой.
Он любил и увлекался чтением.
Слайд 32Исправленное предложение
Он любил чтение и увлекался им.
Слайд 33ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЕДЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ УПОТРЕБЛЕН С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ДАТ. ПАДЕЖЕ.
БЛАГОДАРЯ
ИСКУССТВУ МИКЕЛАНДЖЕЛО СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ И СКУЛЬПТОРЫ УМЕЮТ ВЫРАЖАТЬ В МАСШТАБНЫХ ФОРМАХ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА.
Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
Слайд 34ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИЧАСТИЕ ИЩУЩИМ
ОТНОСИТСЯ НЕ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ ГЕРОЯМ, А К ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ ОДНОМУ, ПОЭТОМУ ОНО ДОЛЖНО СОГЛАСОВЫВАТЬСЯ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ В ЕД .Ч. И ДАТ. ПАДЕЖЕ. ВЕРНОЙ БУДЕТ ФРАЗА: ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ, ИЩУЩЕМУ СМЫСЛ ЖИЗНИ, ОТКРЫЛСЯ ПУТЬ К ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЕ
Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.
Слайд 35Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой
Кажется, что облако превратилось в чудовище,
смотрящего на тебя с высоты.
Слайд 36Исправленное предложение
Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с
высоты.
Слайд 37Выполни самостоятельно работу и оцени ее.
6 правильных ответов – «5»
5 правильных
ответа – «4»
3-4 правильных ответа – «3»
Слайд 381.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обдумав план сочинения,
я стал подбирать эпиграф.
Композиция не
должна быть нарушена.
Мною было распределено время
Требуется знание художественного произведения.
Слайд 392.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
1) Выглянув
в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.
Слайд 40В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Дети одели панамы.
2) Вопреки прогнозу
погода была прекрасной.
3) Занятия шли согласно расписания.
4) Своевременно оплачивайте за проезд.
Слайд 41В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели теплые
пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
Слайд 425.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Нужно учить грамматику во избежанию
ошибок.
2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.
3) Сотрудника уволили согласно приказу.
4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.
Слайд 43
В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Вопреки прогнозу пошел дождь.
2)
После школы я пойду до бабушки.
3) Со школы я возвратился поздно.
4) Я выздоровел благодаря лечения.
Слайд 44Выводы по уроку:
закрепили умения различать грамматические нормы от ошибок
формировали навыки использования
нормированной речи
разобрали задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи
закрепили навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ
Слайд 45Использованная литература:
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы:
учебник для общеобразовательных учреждений.-М, 2007.
Е. А. Влодавская. Русский язык. ЕГЭ.Поурочное планирование.-М, 2004.
Г. Т. Егораева.ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций,- М, 2010.