Презентация, доклад к уроку по теме Культура речи. Грамматические нормы

Содержание

Цели урока:закрепить умения различать грамматические нормы от ошибокформировать навыки использования нормированной речиразобрать задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи закрепить навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ

Слайд 1Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ
«Культура речи. Грамматические нормы».


Учитель

русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ республики Бурятия
Бадмаева Лариса Пурбуевна
Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ «Культура речи. Грамматические нормы».Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя

Слайд 2Цели урока:
закрепить умения различать грамматические нормы от ошибок
формировать навыки использования нормированной

речи
разобрать задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи
закрепить навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ


Цели урока:закрепить умения различать грамматические нормы от ошибокформировать навыки использования нормированной речиразобрать задания ЕГЭ, связанные с грамматическими

Слайд 3ПОБЕЖДУ ИЛИ ПОБЕЖУ, ИЛИ, МОЖЕТ, ПОБЕДУ, А, ВОЗМОЖНО, ПОБЕДЮ. УБЕЖДУ ИЛИ УБЕЖУ, МОЖЕТ БЫТЬ,

И УБЕДЮ

Как вы думаете, какая из этих форм глагола правильная?
 

ПОБЕЖДУ ИЛИ ПОБЕЖУ,  ИЛИ, МОЖЕТ, ПОБЕДУ, А, ВОЗМОЖНО, ПОБЕДЮ. УБЕЖДУ ИЛИ УБЕЖУ, МОЖЕТ БЫТЬ, И УБЕДЮ

Слайд 4«Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка, т.

е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений»
«Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка,  т. е. правилам литературного употребления слов,

Слайд 5морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы

слова
морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова

Слайд 6 Задание 6  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании

формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  ЛЯГТЕ на пол ИХ работа горячие СУПЫ ШЕСТИСТАМИ учениками ИНЖЕНЕРЫ
Задание 6  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку

Слайд 7 Склонение порядковых и количественных

числительных
Склонение  порядковых и количественных числительных

Слайд 8
Числительное оба имеет две формы рода:

Числительное оба имеет две формы рода:

Слайд 9Обратите внимание на склонение слов:  сорок, девяносто, сто.
И.п. сорок, девяносто, сто (рублей) Р.п.

сорока, девяноста, ста (рублей) Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям) В.п. сорок, девяносто, сто (рублей) Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями) П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение слов:  сорок, девяносто, сто. И.п. сорок, девяносто, сто (рублей) Р.п. сорока, девяноста, ста

Слайд 10Образуйте правильную форму слова:
543 деревнями, на 543 странице.


На обеих(обоих) страницах, обоих

(обеих) деревьев
Образуйте правильную форму слова:543 деревнями, на 543 странице.На обеих(обоих) страницах, обоих (обеих) деревьев

Слайд 11Правильная форма слов:
Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице.


На

обеих страницах, обоих деревьев
Правильная форма слов:Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице.На обеих страницах, обоих деревьев

Слайд 12 Окончания существительных м. р. в им. п. мн.ч.

Окончания существительных м. р. в им. п. мн.ч.

Слайд 13Какая форма слова правильней?
директоры-директора,
бухгалтеры – бухгалтера,
паспорты – паспорта,

договоры – договора?
Какая форма слова правильней? директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора?

Слайд 14Правильные формы слов
директоры-директора,
бухгалтеры – бухгалтера,
паспорты – паспорта,
договоры

– договора?
Правильные формы слов директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора?

Слайд 15Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Слайд 16Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Слайд 17Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Слайд 18Какая форма слова правильней?
Много туркмен или туркменов?
Пять помидор или

помидоров?
Нет мест или местов?
5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
3 пары джинс – 3 пары джинсов?
Какая форма слова правильней? Много туркмен или туркменов? Пять помидор или помидоров? Нет мест или местов? 5

Слайд 19Правильная форма слов
Много туркмен или туркменов?
Пять помидор или помидоров?
Нет

мест или местов?
5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
3 пары джинс – 3 пары джинсов?
Правильная форма словМного туркмен или туркменов? Пять помидор или помидоров? Нет мест или местов? 5 килограмм(ов) апельсин(ов)

Слайд 20Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:

Слайд 21 Отметьте примеры с ошибкой в форме слова:
1) вкусные торты
2) палец с

мозолем
3) пятьюстами деревьями
4) в две тысячи четвертом году
5) более пятисот человек
6) жалел о пятьсот рублях
7) тонна яблок
8) пара чулков
9) рисунок более красивее
10) обоих учеников
11) старые тренера
Отметьте примеры с ошибкой в форме слова: 1) вкусные торты2) палец с мозолем3) пятьюстами деревьями4) в

Слайд 22Ошибки в форме слова:
1) вкусные торты
2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями
4)

в две тысячи четвертом году
5) более пятисот человек
6) жалел о пятьсот рублях
7) тонна яблок
8) пара чулков
9) рисунок более красивее
10) обоих учеников
11) старые тренера
Ошибки в форме слова: 1) вкусные торты2) палец с мозолем3) пятьюстами деревьями4) в две тысячи четвертом году5)

Слайд 23

Проверьте 1. Гольфов 2. Хуже 3. Вольт 4. К две тысячи пятнадцатому году 5. С повидлом

Оцените себя
5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»


Слайд 24Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

Слайд 25В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ ПРИНЯТА КОНСТРУКЦИЯ БЕЗ ПРЕДЛОГА: ОПЛАТИТЬ (ПРОЕЗД, ПОКУПКУ) И

С ПРЕДЛОГОМ УПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, ЗА ПОКУПКУ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЕРНЫМ БУДЕТ ВАРИАНТ: МЫ ОПЛАТИЛИ ТУРПУТЕВКУ И ОТПРАВИЛИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию

В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ ПРИНЯТА КОНСТРУКЦИЯ БЕЗ ПРЕДЛОГА: ОПЛАТИТЬ (ПРОЕЗД, ПОКУПКУ) И С ПРЕДЛОГОМ УПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, ЗА

Слайд 26СЛОВО ОДЕТЬ (КОГО?) ОБЫЧНО СОЧЕТАЕТСЯ С ДОПОЛНЕНИЕМ БЕЗ ПРЕДЛОГА, ВЫРАЖЕННЫМ ОДУШЕВЛЕННЫМ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ГЛАГОЛ НАДЕТЬ (НА КОГО-ЛИБО) ОБЫЧНО ИМЕЕТ ПРИ СЕБЕ ПРЕДЛОГ НА. ДОПОЛНЕНИЕ ПРИ НЕМ ОБЫЧНО ВЫРАЖАЕТСЯ НЕОДУШЕВЛЕННЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ . СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЕРНЫМ БУДЕТ ВАРИАНТ: ОН ВЗЯЛ ЕЕ РУКИ И НАДЕЛ НА ПАЛЕЦ КОЛЬЦО.

Он взял ее руки и одел на палец кольцо.

СЛОВО ОДЕТЬ (КОГО?) ОБЫЧНО СОЧЕТАЕТСЯ С ДОПОЛНЕНИЕМ БЕЗ ПРЕДЛОГА, ВЫРАЖЕННЫМ ОДУШЕВЛЕННЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ГЛАГОЛ НАДЕТЬ (НА КОГО-ЛИБО) ОБЫЧНО

Слайд 27ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТРОЕНО НЕУДАЧНО: НАРУШЕНО ПРАВИЛО УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. ДЕЙСТВИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ

ДОЛЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПОДЛЕЖАЩЕМУ. ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НЕ СОБЛЮДЕНО В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО КАЛОША СЛЕТЕЛА И КАЛОША СПРЫГНУЛА.

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТРОЕНО НЕУДАЧНО: НАРУШЕНО ПРАВИЛО УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. ДЕЙСТВИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ ДОЛЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПОДЛЕЖАЩЕМУ.  ЭТО

Слайд 28Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала

теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Готовясь к экзаменам,  выучите сначала теорию.  преподаватели провели консультации.

Слайд 29Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала

теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Готовясь к экзаменам,  выучите сначала теорию.  преподаватели провели консультации.

Слайд 30
Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога

В

этом предложении нарушены нормы управления.
У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения.
При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке.
Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение:

Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.
Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога В этом предложении нарушены нормы управления. У

Слайд 31Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой.
Он любил и увлекался чтением.

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой. Он любил и увлекался чтением.

Слайд 32Исправленное предложение
Он любил чтение и увлекался им.

Исправленное предложение Он любил чтение и увлекался им.

Слайд 33ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЕДЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ УПОТРЕБЛЕН С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ДАТ. ПАДЕЖЕ. БЛАГОДАРЯ

ИСКУССТВУ МИКЕЛАНДЖЕЛО СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ И СКУЛЬПТОРЫ УМЕЮТ ВЫРАЖАТЬ В МАСШТАБНЫХ ФОРМАХ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА.

Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЕДЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ УПОТРЕБЛЕН С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ДАТ. ПАДЕЖЕ.  БЛАГОДАРЯ ИСКУССТВУ МИКЕЛАНДЖЕЛО СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ

Слайд 34ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИЧАСТИЕ ИЩУЩИМ

ОТНОСИТСЯ НЕ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ ГЕРОЯМ, А К ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ ОДНОМУ, ПОЭТОМУ ОНО ДОЛЖНО СОГЛАСОВЫВАТЬСЯ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ В ЕД .Ч. И ДАТ. ПАДЕЖЕ. ВЕРНОЙ БУДЕТ ФРАЗА: ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ, ИЩУЩЕМУ СМЫСЛ ЖИЗНИ, ОТКРЫЛСЯ ПУТЬ К ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЕ

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИЧАСТИЕ ИЩУЩИМ ОТНОСИТСЯ НЕ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ ГЕРОЯМ, А

Слайд 35Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой
Кажется, что облако превратилось в чудовище,

смотрящего на тебя с высоты.
Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкойКажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

Слайд 36Исправленное предложение
Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с

высоты.
Исправленное предложениеКажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.

Слайд 37Выполни самостоятельно работу и оцени ее.

6 правильных ответов – «5»

5 правильных

ответа – «4»

3-4 правильных ответа – «3»
Выполни самостоятельно работу и оцени ее.6 правильных ответов – «5»5 правильных ответа – «4»3-4 правильных ответа –

Слайд 381.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обдумав план сочинения,

я стал подбирать эпиграф.
Композиция не

должна быть нарушена.
Мною было распределено время
Требуется знание художественного произведения.
1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.Обдумав план сочинения,я стал подбирать эпиграф.Композиция не должна быть нарушена.Мною было распределено времяТребуется

Слайд 392.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
1) Выглянув

в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.
2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.1) Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну

Слайд 40В каком предложении нет грамматических ошибок?

1) Дети одели панамы.
2) Вопреки прогнозу

погода была прекрасной.
3) Занятия шли согласно расписания.
4) Своевременно оплачивайте за проезд.
В каком предложении нет грамматических ошибок?1) Дети одели панамы.2) Вопреки прогнозу погода была прекрасной.3) Занятия шли согласно

Слайд 41В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Похолодало, и мы надели теплые

пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
В каком предложении нет грамматической ошибки?1) Похолодало, и мы надели теплые пальто.2) Я за тобой очень скучал.3)

Слайд 425.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Нужно учить грамматику во избежанию

ошибок.
2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.
3) Сотрудника уволили согласно приказу.
4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.
5.В каком предложении нет грамматической ошибки?1) Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.2) По приезду в Таганрог он

Слайд 43 В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Вопреки прогнозу пошел дождь.
2)

После школы я пойду до бабушки.
3) Со школы я возвратился поздно.
4) Я выздоровел благодаря лечения.
В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Вопреки прогнозу пошел дождь.2) После школы я пойду до

Слайд 44Выводы по уроку:
закрепили умения различать грамматические нормы от ошибок
формировали навыки использования

нормированной речи
разобрали задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи
закрепили навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ


Выводы по уроку:закрепили умения различать грамматические нормы от ошибокформировали навыки использования нормированной речиразобрали задания ЕГЭ, связанные с

Слайд 45Использованная литература:
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы:

учебник для общеобразовательных учреждений.-М, 2007.
Е. А. Влодавская. Русский язык. ЕГЭ.Поурочное планирование.-М, 2004.
Г. Т. Егораева.ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций,- М, 2010.

Использованная литература:Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.-М, 2007.Е. А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть