Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО РАССКАЗУ
А. П. ЧЕХОВА «ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ».
6 класс.
Подготовила: Сергеева Т. В.
Слайд 2Задачи:
Развивающая: развитие речи учащихся, интеллекта, логического мышления, навыка выразительного чтения.
Образовательная:
расширение словарного запаса учащихся.
Коррекционная: развитие мотивации.
Наглядность: портрет А.П.Чехова, словари русского языка, выставка книг писателя.
Оборудование: проектор, компьютер.
Цель: получить сведения об авторе, обобщить знания, умения,
навыки по рассказу А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
Слайд 3Антон
Павлович
Чехов.
1860-1904г.г.
Слайд 517(29)января 1860г.-родился в Таганроге в купеческой семье; родители: купец 3 гильдии
Павел Георгиевич Чехов и Евгения Яковлевна
1868 – 1879 –таганрогская гимназия
1876 -1879 –самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа, начало творчества)
В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.
В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой. Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте.
С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 — 85).
Слайд 7Отец - Павел Егорович Чехов имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи
купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.
Родители А.П. Чехова - Евгения Яковлевна
и Павел Егорович
Слайд 8Мать - Евгения Яковлевна,
прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам.
Слайд 9В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в
Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.
В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности..
Слайд 10В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров
Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. В июле он прибыл на Сахалин, где в течение трех месяцев вел работу исследователя, медика, социолога.
Слайд 12В 1892 году Чехов покупает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда
Московской губернии. Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя.
Во время холерной эпидемии Чехов работал земским врачом, обслуживая 25 деревень. Он открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов построил три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, он участвовал в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствовал, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добился открытия почты и телеграфа. Кроме того, Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев.
1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден был лечь в больницу. По настоянию врачей осень и зиму 1897/1898 годов писатель жил в Ницце, потом в Париже. В мае 1898 года он возвращается на родину и едет в Мелихово, где живет до сентября, а затем едет в Ялту.
Слайд 141904г.май– по совету врачей вместе с женой выехал на курорт в
Баденвейлере (юг Германии). В ночь на 2 июля скончался.
9 июля 1904г.- похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Слайд 15Творчество Антона Павловича Чехова.
Слайд 16В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — "Сказки Мельпомены", затем
следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя.
Слайд 17Юмор – понимание комического, умение видеть и показать смешное, насмешливое отношение.
Псевдоним
– вымышленное имя писателя.
Слайд 18Годы жизни А.Чехова?
Где родился писатель?
Каким человеком был отец будущего писателя?
Где работал
отец Антона Чехова?
Каким человеком был Антон Чехов в детстве?
Как подписывал свои рассказы писатель?
Какими были по содержанию рассказы Чехова?
Что означают слова юмор, псевдоним?
Слайд 19Антон Павлович Чехов «Лошадиная фамилия».
Слайд 20Что делает рассказ смешным?
Что случилось с генерал- майором Булдеевым? Что он
делал?
Что посоветовал ему приказчик?
Почему генерал не написал письмо Якову Васильевичу, акцизному?
Как они стали выходить из ситуации?
Как Иван Евсеич вспомнил фамилию?
Слайд 21Что делал приказчик дальше?
Почему генерал так ему ответил?
Нарисуйте словесный портрет приказчика,
генерал- майора.
Какой эпизод вам больше всего понравился?
Почему рассказ называется «Лошадиная фамилия»?
Сколько вспомнили фамилий? Что они напоминали?
Слайд 22В какой город уехал Яков Васильевич?
Какая фамилия была у акцизного по
словам приказчика?
Как Иван Евсеич советовал оплатить лечение?
Что вспоминали, когда образовывали фамилии?
Что вспоминали, когда образовывали фамилии?
Слайд 231.Саратов.
2.Лошадиная.
3.Почта.
4.Сбруя.
5.Грива.
Слайд 24Как посоветовали лечиться генерал- майору?
Кто помог вспомнить фамилию?
Как звали отставного генерал-
майора?
Что вспоминали и перебирали все жильцы дома?
Что сделали с больным зубом?
Слайд 251.Заговор.
2.Доктор.
3.Алексей.
4.Породы.
5.Вырвал.
Слайд 26Найди соответствия.
Генерал-майор, приказчик, Яков Васильич, заговор, г.Саратов, больные зубы, вырвал зуб,
лошадиная фамилия.
Доктор, акцизный, Булдеев, приказчик Иван Евсеич, Овсов, Булдеев, акцизный, Иван Евсеич.
Слайд 27Генерал- майор- Булдеев, приказчик- Иван Евсеич, Яков Васильич- акцизный, заговор- приказчик
Иван Евсеич, г.Саратов- акцизный, больные зубы- Булдеев, вырвал зуб-доктор, лошадиная фамилия- Овсов.