Слайд 2
Тема урока:
Мастерство речевой
характеристики героя
Слайд 3Цели урока:
обобщить и систематизировать изученное,
узнать, что такое речевая характеристика
героя, из чего она складывается и для чего служит.
попытаться на основе анализа речи героя сделать выводы о его характере.
Слайд 4
П о в т о р и м и з у
ч е н н о е:
Слайд 5Беседа по вопросам
Какие жанры драмы вы знаете?
Что такое комедия?
Давайте вспомним, что
такое сюжет? Перечислите все его элементы.
Какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета?
Слайд 6Соотнесите элементы сюжета и события комедии
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Сообщение Городничего о тайном
приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.
Предположение Добчинского и Бобчинского , что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.
Все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.
Вечер у городничего, чтение письма.
Сообщение о приезде настоящего ревизора.
Слайд 7Продолжим беседу:
Чем драматическое произведение отличается от эпоса и от лирики?
Что такое
реплика?
Что такое ремарки?
О чем говорит нам ремарка «в сторону»?
Какой эпиграф у «Ревизора» и как вы его понимаете?
Слайд 8Ремарки, сопровождающие речь Городничего
Немного оправившись и протянув руки по швам, робея,
в сторону, вытянувшись и даже всем телом дрожа, в сторону, вслух, в сторону, вслух, в сторону, с лицом, принимающим ироническое выражение, вслух
Слайд 9Ремарки , сопровождающие речь Хлестакова
Кланяется, сначала немного заикается, но к концу
речи говорит очень громко, храбрясь, стучит кулаками по столу, в размышлении
Слайд 10Сделаем выводы:
городничему приходится скрывать свои мысли, поэтому у него много
реплик «в сторону», Хлестаков же что думает, то и говорит, поэтому у него таких реплик нет.
Слайд 12Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в
лице этакое рассуждение ..физиономия…поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.
Бобчинский о Хлестакове
Слайд 13Он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому
и виноватому.
Городничий о Держиморде
Слайд 14А всё проклятое кокетство, услышала, что почтмейстер здесь, и давай перед
зеркалом жеманиться.
Анна Андреевна о Марье Антоновне
Слайд 15Иной раз всё до последней рубашки спустит.А отчего? Оттого, что делом
не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он в картишки играет.
Осип о
Хлестакове
Слайд 16Какой невзрачный, низенький, кажется ногтём бы придавил его.
Городничий
о Хлестакове
Слайд 17Добчинский о Хлестакове
Больше шатен, и глаза такие быстрые, как зверки, так
в смущенье даже приводят.
Слайд 18Если ему кто попадёт на зубок, - берегись: отца родного не
пощадит для словца, и деньгу тоже любит.
Хлестаков о друге
Тряпичкине
Слайд 19Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в
петлю полезай. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!» придёт в лавки и, что ни попадёт, всё берёт.
Купцы о Городничем
Слайд 20
Глуп, как сивый мерин
Хлестаков
о Городничем
Слайд 21Точь-в-точь департаментский сторож Михеев: должно быть, также, подлец, пьёт горькую.
Хлестаков о
почтмейстере
Слайд 22Совершенная свинья в ермолке.
Хлестаков о Землянике
Слайд 23Он протухнул насквозь луком.
Хлестаков о Луке Лукиче Хлопове
Слайд 24Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не
мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать поддевал на уду. Трёх губернаторов обманул!
Городничий о себе
Слайд 25План речевой
характеристики героя
К кому обращена речь?
О чём говорит герой?
Каков подбор
слов?
Каков характер предложений?
Каков тон речи?
Слайд 26Замечания о речи городничего
Городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими,
Он
делает им замечания, даёт советы, он привык распоряжаться, указывать, делать замечания, устраивать разносы, ругать, не церемониться,
В выражениях не стесняется, допускает грубые просторечные обороты, оскорбительные для собеседника слова,
Чаще всего восклицательный характер выражений, предложения короткие, несложные,
Начальственный тон, грубый, повелительный, властный, не допускающий возражений, затем нотки страха.
Слайд 27Выводы из речи городничего:
Это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми
словами,
Это речь начальника, не привыкшего считаться с подчиненными и стесняться в выражениях,
Это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
Слайд 28По отношению к Хлестакову речь городничего меняется
Он просит, извиняется, раскаивается, объясняется
в страхе, уговаривает, льстит,
Тщательно выбирает наиболее культурные слова, подходящие для общения с важной персоной,
Предложения более длинные, так как приходится пространно изъясняться,
Тон уважительный, угодливый.
Слайд 29Выводы из речи городничего:
Это речь обманщика.
Слайд 30Замечания о речи Хлестакова
Не имеет «царя в голове», поэтому часто говорит
то, что взбредёт в голову. Но он «нахватался» по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:
1) по отношению к дамам,
2) при первой встрече с городничим,
3) в сцене вранья.
Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.
Слова в основном разговорно-просторечные , порой грубые, в речи перепутаны разные стили (романтическая «светская болтовня», чиновничий канцелярский жаргон, книжно-сентиментальный стиль, разговорно-бытовые просторечия),
Предложения подчас неправильно построены,
Тон самый безалаберный.
Слайд 31Выводы из речи Хлестакова
Это речь пустого, никчёмного человека.
Слайд 33И.И. Сосницкий в роли городничего (исполнял с 1836 г.)
Слайд 35В.Н. Пашенная в роли Анны Андреевны. 1949 г.
Слайд 36П.А. Оленев (Добчинский) и Н.А. Светловидов (Бобчинский). 1936 г.
Слайд 37Домашнее задание:
Написать творческую работу – изложить в форме письма свои мысли,
рассказать о происходящих событиях от имени героев комедии, соблюдая все особенности их речи.
Слайд 38Выводы урока:
Речь героев определяется ситуацией,
она меняется в зависимости от неё.
Речь – это показатель их положения и личности.