Презентация, доклад к уроку по литературе на тему Заколдованное место Н.В.Гоголь

Содержание

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы.Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».Николай Васильевич Гоголь

Слайд 1«Заколдованное место» Н.В.Гоголя


«Заколдованное место»   Н.В.Гоголя

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик

русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души», пьесы «Ревизор»,
сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы.Автор поэмы «Мертвые души», пьесы

Слайд 3

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском

почтамте. В 1805 году уволился и женился.
Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес.

Родители писателя

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился и

Слайд 4

Родители писателя
Мать, Мария Ивановна
Косяровская (1791 – 1868),
происходила из помещичьей


семьи. По преданию, она
была первой красавицей на
Полтавщине.
В семье, помимо Николая,
было ещё пятеро детей.
«Марья Ивановна женщина
необыкновенная… Она вся
исполнена самоотверженной
и тихой любви к своим
детям…» - писал С.Т.Аксаков.
Родители писателяМать, Мария Ивановна Косяровская (1791 – 1868), происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой

Слайд 5

Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке
Детство писателя прошло в

Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но вместительный, обширный и живописный сад и пруд…» - так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности всего околотка. Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров - легли в основу повестей  Гоголя.
Дом, в котором проживала семья Гоголей в ВасильевкеДетство писателя прошло в Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но

Слайд 6

Нежинская гимназия
Гоголь учился в Гимназии
высших наук в Нежине с
1821  по 1828 год. Писатель

обладал прекрасной памятью, делал успехи в рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал в стихах.
В Нежине развилась любовь к театру, где Гоголь с успехом исполнял роли
комических старух.
Нежинская гимназияГоголь учился в Гимназии высших наук в Нежине с 1821  по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи в

Слайд 7

Гоголь в Петербурге
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его

жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба оказалась скучной и
бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще. 
Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.
Гоголь в ПетербургеВ декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба

Слайд 8

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот

настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин


Отзывы о первой книге Гоголя

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня.    Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная. А

Слайд 9

Смысл названия «Вечеров…»
Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время

таинственного, чудесного, иррационального.

Хутор - так, в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина. 

Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, пустяки» , и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.
Смысл названия «Вечеров…»Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного, иррационального.Хутор - так, в противоположность

Слайд 10

Основные мотивы повести:
поиски заговоренного клада;
заколдованное место.
«Заколдованное место»

Основные мотивы повести: поиски заговоренного клада; заколдованное место.«Заколдованное место»

Слайд 11
Работа со словарем Соедините слово с его значением
Баштан
Волость
Кавун
Комора
Кухоль
Левада
Люлька


Сопилка
Цибуля
Черевики
Чумаки

арбуз
малороссияне, едущие за солью
и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и
дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность,
область, подчиненная одной
власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса,
заливаемые в половодье 
трубка
амбар
украинский народный
музыкальный инструмент

Работа со словарем Соедините слово с его значениемБаштан Волость КавунКомора КухольЛевада Люлька Сопилка Цибуля Черевики Чумаки арбуз

Слайд 12

Работа со словарем Проверьте себя
Баштан – место, засеянное арбузами и дынями
Волость –

в Древней Руси: местность, область,
подчиненная одной власти
Кавун – арбуз
Комора – амбар
Кухоль – глиняный кувшин
Левада – на Украине и на юге России: береговые
лиственные леса, заливаемые в половодье 
Люлька – трубка
Сопилка – украинский народный духовой
музыкальный инструмент
Цибуля – лук
Черевики – башмаки
Чумаки – малороссияне, едущие за солью и
рыбою, обыкновенно в Крым
Работа со словарем Проверьте себяБаштан – место, засеянное арбузами и дынямиВолость – в Древней Руси: местность, область,

Слайд 13

Особенности заколдованного места
Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный

миры.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.
Особенности заколдованного местаЗаколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство

Слайд 14

Существа заколдованного места
Медведь — родной брат
лешему. Его иногда и называют

лешим или лесным чертом.
Некоторые лесные духи имеют
облик медведя. В христианской
символике олицетворяет зло,
дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Символика птицы
многообразна, некоторые были
посредниками между миром
мертвых и живых.
Существа заколдованного местаМедведь — родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные

Слайд 15

Существа заколдованного места
Баранья голова –
в фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет

также
отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из
которых была бараньей.

Харя –
дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина и самый  окрутник, наряженный, переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит. 
Существа заколдованного местаБаранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из

Слайд 16

Художественные средства, создающие образ заколдованного места


Метафоры



Эпитеты



…нос – как мех в кузнице,

губы…как две колоды, дыня… словно змея.
…проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.
Художественные средства, создающие образ заколдованного местаМетафорыЭпитеты…нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.…проклятый

Слайд 17
Как еще в повести называется заколдованное место

Проклятое место


Дьявольское место

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое местоДьявольское место

Слайд 18

Как закончилось приключение
деда
«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» -

сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!
Как закончилось приключение деда«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что

Слайд 19

Итоги урока
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и

не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.
Итоги урокаКлад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения,

Слайд 20

Д/З
Работа с текстом по вопросам
По каким приметам узнаем, что история случилась

в прошлом?


Чем запомнился рассказчику дед?
Д/ЗРабота с текстом по вопросамПо каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?Чем запомнился рассказчику дед?

Слайд 21Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там

происходит?

Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там происходит? Какие существа встретились деду в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть