Слайд 1Это текст?
А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе
с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
Слайд 2Текст - это
несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и
основной мыслью.
Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Слайд 3Языковая норма
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка
и условие его устойчивости, стабильности.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Слайд 4Текст и его строение
Цель урока:
повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства
и виды связи между предложениями текста
Слайд 5Смысловые отношения между предложениями текста
Противительные
Уступительные
Причинные
Пояснительные
- каковы смысловые отношения
между предложениями В. и А.?
Слайд 6Средства и виды связи между предложениями текста
Слайд 7Задание:
Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с
предыдущим с помощью союза и повтора слова.
Слайд 8Виды связи между предложениями в тексте
Слайд 9Вариант 1.
союз, два личных местоимения.
(1) Как любила учительница своих учеников! (2)
И они отплатили ей взаимностью! (3) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали…
Слайд 10Вариант 2.
указательное местоимение и лексический повтор.
(1) Романов Ф.С., мл.сержант, - про
себя читал я. (2) Салямов М., рядовой, Санько А.Д., рядовой…(3)Вчитываясь в эти фамилии, я как-то и не заметил, когда председателя сменила бойкая девчонка. (4)Слушал эту чистенькую расторопную девчонку, а передо мной встали в памяти картины, виденные там, на войне…
Слайд 11Вариант 3.
лексический повтор и однокоренное слово.
(1) – Хочешь, я покажу тебе
одно из самых красивых мест в Москве?
(2) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (3) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (4) И тут же рос старый большой дуб.
Слайд 12Вариант 4.
лексический повтор и указательное местоимение
(1) Впервые серьёзно я начал читать,
когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (2) Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (3) Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…
Слайд 13Вариант 5
указательное мест-е, лексический повтор и притяжательное мест-е
(1) Они далеко
не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех своим экзотическим своеобразием, - это всего лишь сценическая легенда. (2) Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (3) Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели.