Презентация, доклад к уроку на тему Деепричастие как особая форма глагола

Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями К истокам словаПрочитай сведения о толковании слова «деепричастие»В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких

Слайд 1 Деепричастие как особая форма глагола



Деепричастие как особая форма глагола

Слайд 2 Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями
К истокам

слова
Прочитай сведения о толковании слова «деепричастие»
В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.
Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. А когда-то деепричастия были краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями. Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на наречия и полностью зависят от сказуемого.
(Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)
Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями К истокам словаПрочитай сведения о толковании слова «деепричастие»В

Слайд 3Наблюдаем и сопоставляем Рассмотри таблицу. Сопоставь признаки причастия и деепричастия. Сделай вывод

о деепричастии как особой форме глагола.

форма глагола

Наблюдаем и сопоставляем Рассмотри таблицу. Сопоставь признаки причастия и деепричастия. Сделай вывод о деепричастии как особой форме

Слайд 4Тренировочные упражнения Задание 1
Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в

отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркни глаголы и деепричастия с зависимыми от них словами как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйся алгоритмом рассуждения в рамке.


Внимание!
Применяя данное выше
определение,
рассуждай так:
Выглянув в окно,
Петя увидел. – Петя
увидел – выглянув;
увидел – основное действие,
а добавочное –
выглянув, значит, выглянув –
деепричастие.

Тренировочные упражнения Задание 1Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В.

Слайд 5
А из города

уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.
Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.

текст

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в

Слайд 6Сравни правописание не с деепричастиями и с глаголами. Сделай самостоятельный вывод,

одному ли правилу они подчиняются.

1. Не зная (дееприч.) броду, не суйся (глал.) в воду. 2. Не накормив (дееприч.) лошадь, далеко не уедешь (глагол). 3. Не продавай (глал.) шкуры, не убив (дееприч.) медведя. 4. Говорить не думая (дееприч.) – что стрелять не целясь (дееприч.). 5. Не развязав (дееприч.) мешок, не узнаешь (глал.), что в нём.

Сравни правописание не с деепричастиями и с глаголами. Сделай самостоятельный вывод, одному ли правилу они подчиняются. 1.

Слайд 7Применяем изученное на практике Цифровой диктант
1. В походе каждый должен

знать своё дело и (не) тратить время на лишние разговоры. 2. Путешественники (не) доумевали: разве рассказанное местными жителями – правда? 3. Мы ещё долго оставались на краю обрыва, (не) чувствуя усталости после длительного перехода. 4. (Не) дооценивая мелочи при подготовке к походу, вы можете столкнуться со многими проблемами. 5. Путешественники, (не) определившие заранее свой маршрут, обречены на долгие часы блужданий. 6. Мне вся эта сцена представилась главой ещё (не) написанной сказки. 7. Повинную голову меч (не) сечёт. 8. Заря, ещё (не) закрытая чёрной тучей, освещала окна. 9. Эта (не) забываемая гроза закончилась, и мы заснули. 10. (Не) прочитав правила, семиклассники (не) смогли выполнить упражнения. 11. Дети слушали рассказ бабушки молча, (не) перебивая.







Проверь себя

Применяем изученное на практике Цифровой диктант  1. В походе каждый должен знать своё дело и (не)

Слайд 8Редактируем предложения
Определи, какая ошибка допущена в данных ниже предложениях. Запиши

их в исправленном виде. Воспользуйся опорной схемой в рамке.


Журча, ещё бежит за мельницу ручей.

Как?

1. Открывая книгу, из неё выпал листок.
2. Открывая дверь, она скрипнула.
3. Закончив выступление, все стали аплодировать фигуристам.
4. Возвращаясь домой, шёл дождь.
5. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.
6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.

Редактируем предложения Определи, какая ошибка допущена в данных ниже предложениях. Запиши их в исправленном виде. Воспользуйся опорной

Слайд 9 «Найди лишнее»
В каждой из четырёх групп слов есть одно

лишнее, найди его.

1. (Не) написав,
(не) слушая,
(не) домогая,
(не) зная,
(не) соглашаясь.

2. (Не) хотя,
(не) взлюбив,
(не) досыпая,
(не) понимая,
(не) навидя

3. (Не) читая,
(не) люблю,
(не) поднимаясь,
(не) уезжая,
(не) сказав.

4. (Не) скошено,
(не) глядя,
(не) спросив,
(не) услышав,
(не) умолкая

«Найди лишнее» В каждой из четырёх групп слов есть одно лишнее, найди его.1. (Не) написав,

Слайд 10ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Цифровой диктант

ПРОВЕРЬ СЕБЯЦифровой диктант

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть