Презентация, доклад к уроку литературы на тему Комическое в ранних рассказах А.П.Чехова

Содержание

Цели презентации:Восстановить в памяти известные сведения о писателе, о начале его творческой деятельности;Познакомить с циклом комических рассказов;Обнаружить в авторе остроумного человека, который умеет увидеть в жизни несообразности и показать их комизм.

Слайд 1Комическое в ранних рассказах А.П. Чехова.




Комическое в ранних рассказах А.П. Чехова.

Слайд 2Цели презентации:

Восстановить в памяти известные сведения о писателе, о начале его

творческой деятельности;

Познакомить с циклом комических рассказов;

Обнаружить в авторе остроумного человека, который умеет увидеть в жизни несообразности и показать их комизм.

Цели презентации:Восстановить в памяти известные сведения о писателе, о начале его творческой деятельности;Познакомить с циклом комических рассказов;Обнаружить

Слайд 3Комическое в ранних рассказах А.П. Чехова
Комическое в ранних рассказах А.П. Чехова.

1. Лошадиная фамилия.
2. Глупый француз.
3. Дорогая собака .
4. Депутат, или повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало.
5. Смерть чиновника.
6. Хамелеон
7. Страшная ночь.
8. Разговор человека с собакой.

Юмор – это смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-подшучивание.
Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.

Комическое –( смешной, веселый)—смешное в жизни и искусстве.

Комическое в ранних рассказах А.П. ЧеховаКомическое в ранних рассказах А.П. Чехова. 1. Лошадиная фамилия. 2. Глупый француз.

Слайд 4

А. Чехов
А.П. Чехов 1860-1904
Ермохин С. 6класс
Зайцева З.И.

А. ЧеховА.П. Чехов 1860-1904Ермохин С. 6классЗайцева З.И.

Слайд 5А.П. ЧЕХОВ 1860 - 1904
Он был красавец. У него было большое

открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой… Антон Павлович был прост и естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирожденная скромность, особая мера, даже застенчивость – всегда были в Антоне Павловиче.. Художник К. Коровин

О.Э.Браз. А.П.Чехов.1898 г.

А.П. ЧЕХОВ 1860 - 1904Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами.

Слайд 6В 1879 году А.П. Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на

медицинский факультет Московского университета.
В 1879 году А.П. Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета.

Слайд 7Дом, в котором родился А.П. Чехов.
Таганрог.
«Дивлюсь : как это мы могли

жить в нем?»
Дом, в котором родился А.П. Чехов.Таганрог.«Дивлюсь : как это мы могли жить в нем?»

Слайд 8Павел Егорович и Евгения Яковлевна. «Отец и мать единственные для меня

люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни…»
Павел Егорович и Евгения Яковлевна. «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для

Слайд 9ВО ДВОРЕ ДОМА НА САДОВО-КУДРИНСКОЙ В МОСКВЕ.
« Игры, шутки, шалости, смех

всегда царили в нашем доме. И главным во всем этом был Антон: наделенный живым воображением, он был неистощим на шутки, забавные выдумки, сочинял прозвища, воспроизводил замеченные им комические жесты, позы, а иногда и целые сцены. Будучи детьми, они разыгрывали даже гоголевского «Ревизора». Иногда его шутки и выдумки заставляли хохотать до слез даже сурового в ту пору Павла Егоровича».
ВО ДВОРЕ ДОМА НА САДОВО-КУДРИНСКОЙ В МОСКВЕ.« Игры, шутки, шалости, смех всегда царили в нашем доме. И

Слайд 10 « В университете я начал работать в журналах

с первого курса, -- рассказывал Чехов, -- пока я учился, я успел напечатать сотни рассказов под псевдонимом «А. Чехонте»… И решительно никто из моих товарищей по университету не знал, что
«А. Чехонте» – я, никто этим не интересовался… до моих писаний никому не было дела». Псевдонимов было множество: Вспыльчивый человек,
Врач без пациентов,
Юный старец,
Дяденька,
Брат моего брата, но чаще всего -- Антоша Чехонте (это шутливое прозвище дал в гимназии законоучитель протоиерей Ф.П. Покровский, с которым у Антона сложились добрые отношения).
« В университете я начал работать в журналах с первого курса, -- рассказывал Чехов,

Слайд 11В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелехово.
Писатель так

обосновал свое решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».Живя в Мелехове, он , как врач, обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь.
В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелехово.Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач,

Слайд 12О.Л. Книппер-Чехова и А.П. Чехов.1902 г. Ялта.
«Ты спрашиваешь, что такое жизнь?

Это все равно, что спросить: что такое морковка?
Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно»
А.П.Чехов.
О.Л. Книппер-Чехова и А.П. Чехов.1902 г. Ялта.«Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что

Слайд 13Умение смеяться присуще только человеку. Худо, когда тебе говорят: «У вас

нет чувства юмора!» Ведь под этим разумеют, что ты не можешь уловить смешное в том, о чем рассказывает твой собеседник или что показывает писатель в своем произведении. От писателя же требуется не только чувство юмора, но и зоркость, остроумие – умение увидеть, открыть смешное в самой жизни и найти способ показать его так, чтобы вызвать смех – веселый, сочувственный, или ироничный, гневный, и даже горький – «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы», как писал о сатире Н.В. Гоголь.
Умение смеяться присуще только человеку. Худо, когда тебе говорят: «У вас нет чувства юмора!» Ведь под этим

Слайд 14Умение смеяться помогает изменить мир. Противник, выставленный смешным, - наполовину уже

побежден. Страшное, в котором открывается что-то смешное, уже не кажется таким страшным. Умение видеть смешное помогает сохранить мужество и оптимизм в самых сложных обстоятельствах. Столь замечательные и необходимые в жизни качества, как чувство юмора, остроумие, можно и необходимо развивать в себе с помощью чтения.
Перечитаем некоторые рассказы А.П. Чехова чтобы понять, в чем секрет комического в них.
А.П. Чехов, несомненно, обладатель редкого чувства юмора.
Прочитав биографию писателя, описание безрадостного детства, я никак не ожидал в его рассказах обнаружить такой комизм.
Представляю вам самые радующие душу моменты из нескольких рассказов.

Сережа Ермохин, 6»А»

Умение смеяться помогает изменить мир. Противник, выставленный смешным, - наполовину уже побежден. Страшное, в котором открывается что-то

Слайд 15ГЛУПЫЙ ФРАНЦУЗ

Француз Генри Пуркуа зашел в ресторан. Он заказал на свой

сдержанный вкус пустой бульон и пару гренок.
Представьте изумление француза, когда он, поглядев на соседний столик, увидел…
ГЛУПЫЙ ФРАНЦУЗФранцуз Генри Пуркуа зашел в ресторан. Он заказал на свой сдержанный вкус пустой бульон и пару

Слайд 16Увидел там целых пять блинов! Незнакомый с русским аппетитом, Генри Пуркуа

даже не думал, что сосед сможет их съесть! А когда сосед заказал еще десять блинов, балык, семгу и селянку, Пуркуа уверился, что видит перед собой самоубийцу. На его робкие вопросы сосед изумленно ответил, что просто перекусывает перед званым обедом. Где уж понять Пуркуа загадочный русский аппетит, а , может быть, это обжорство?
Увидел там целых пять блинов! Незнакомый с русским аппетитом, Генри Пуркуа даже не думал, что сосед сможет

Слайд 17ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ
А в этом рассказе нас поражает само развитие действия

и его концовка. Вспомните, как все ходили за приказчиком, сочиняя различные фамилии, связанные с лошадьми. И никто не мог угадать. В конце концов приезжает доктор и вырывает генералу больной зуб, а на обратном пути встречает приказчика и желает купить у него овса. Тут только Иван Евсеич вспоминает фамилию заговорщика зубов и спешит к генералу.
Овсов! – кричит приказчик.
А генерал только показал ему два кукиша.
Накося, не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии.
ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ А в этом рассказе нас поражает само развитие действия и его концовка. Вспомните, как все

Слайд 18Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало.

Два чиновника втихомолку задумали бунт. Благоразумного Зрачкова никто не послушал и тот тоже примкнул к взбунтовавшимся. Они стали выбирать, кто пойдет к начальнику и скажет ему: «Мы не потерпим такового обращения с собой!»
Из троих был выбран Дездемонов. Собрав всю свою храбрость, он вошел в кабинет начальника, и вся его храбрость ушла через дырявые сапоги. Язык его не слушался. Он только и смог спросить про разыгрываемую «ее сиятельством» карету. Строгий начальник, не слушая робких возражений Дездемонова, сплавил ему оставшиеся билеты со скидкой в 1 рубль. Опозорившийся депутат со слезами был вынужден просить у товарищей 25 рублей. Вот итог бунта! Смешно! Не правда ли?
Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало.     Два чиновника

Слайд 19 Дорогая собака


В этом рассказе мы встречаем весьма занимательный разговор двух подвыпивших людей. Разговор идет о собаке Милке. Дубов расхваливает свою собаку, ее породистость, сообщает Кнапсу, что заплатил за нее 100 рублей. Выпив еще, он уговаривает Кнапса купить Милку за 50 рублей, потом за 25, потом – взять даром. Провожая друга до дома, поручик хмуро спрашивает: «А берут ли собак живодеры?»
Конечно же, - это осмеяние человеческих пороков, это сатира.
А как жаль собаку Милку…

Иллюстрация Грязновой Елены, 6 «А» кл. Елены

Дорогая собака      В этом

Слайд 20В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков,

сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…

Грязнова Елена 6»А»кл

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и

Слайд 21А.П. Чехов часто прибегает к двум способам создания комического эффекта. Первый

– нагнетание, многократное повторение героем одного и того же действия с некоторыми изменениями, усиление его с помощью новых деталей:
- Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…Ради бога, извините. Я ведь не желал!
- Я вас обрызгал, ваше-ство…Простите…Я ведь… не то чтобы…
- Вчера в «Аркадии», ежели припомните ваше-ство, я чихнул-с и…нечаянно обрызгал… Изв…
- Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!..Не нарочно, сами изволите знать-с!
Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, ,не для того, чтобы смеяться. Я извинялся за то,что чихая, брызнул-с…
А.П. Чехов часто прибегает к двум способам создания комического эффекта. Первый – нагнетание, многократное повторение героем одного

Слайд 22
Как же создается комический эффект, комическая ситуация в рассказе?

Почему мы можем назвать рассказ сатирическим и чем он отличается от юмористического?
Так в рассказе «Хамелеон» – нелепые фамилии : Очумелов, Елдырин, Хрюкин) – видимо, это один из способов рассмешить читателя. А еще вот такие реплики: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»; «Я человек, который работающий» и т.д.).Это проявление смешного в речи. Комический эффект достигается повторением одной и той же ситуации выяснения, («чья собака»?) Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. Рассказ уморительно смешон, хотя за смешным просматривается невеселый порядок вещей. Это сатирический рассказ.
Как же создается комический эффект, комическая ситуация в рассказе? Почему мы можем назвать рассказ сатирическим

Слайд 23«Чья собака?»

«Чья собака?»

Слайд 24 И второй способ создания комического эффекта – неожиданные

развязки:
«В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер».А от чего помер-то? Да от того, что лишен был чувства – юмора!
Столь замечательные и необходимые в жизни качества, как чувство юмора, остроумие, можно и необходимо развивать в себе с помощью чтения.
«Чтобы воспитаться, - писал Чехов брату Николаю, - нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…»
И второй способ создания комического эффекта – неожиданные развязки: «В животе у Червякова что-то

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть