Презентация, доклад к уроку литературы. Л.Н. Толстой роман-эпопея Война и мир. Уроки 4-5. Война 1905-1907 года. Сражение под Аустерлицем..

Содержание

Время создания романа- 60-е годы ХIХ векаОтмена крепостного праваВозвращение декабристовПоражение в Крымской войне: «Нас отшлепал Наполеон III» наводило на воспоминание о 1812 годе, когда «Мы отшлепали Наполеона!»Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа –

Слайд 1Изображение военных событий
в романе Толстого

Изображение военных событий в романе Толстого

Слайд 3Время создания романа- 60-е годы ХIХ века
Отмена крепостного права
Возвращение декабристов
Поражение в

Крымской войне: «Нас отшлепал Наполеон III» наводило на воспоминание о 1812 годе, когда «Мы отшлепали Наполеона!»
Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа – Россия на пороге перемен
Время создания романа- 60-е годы ХIХ векаОтмена крепостного праваВозвращение декабристовПоражение в Крымской войне: «Нас отшлепал Наполеон III»

Слайд 4Авторский замысел

1856 –
возвращение
декабристов
из ссылки
1825 –
Восстание
декабристов
1812


Отечественная
война

-1807
поражение
русской армии



«Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен
провести уже не одного, многих моих героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812 , 1825 и 1856 года»

Авторский замысел 1856 – возвращение декабристов из ссылки1825 – Восстание декабристов1812 – Отечественная война -1807 поражение русской

Слайд 5Изображение войны 1805-1807
в романе Толстого "Война и мир"

Изображение войны 1805-1807 в романе Толстого

Слайд 6Я старался писать историю народа
Л.Н. Толстой
Причины вступления России в войну 1805-1807

годов

Боязнь распространения революционных идей.
Желание воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.

Я старался писать историю народаЛ.Н. ТолстойПричины вступления России в войну 1805-1807 годовБоязнь распространения революционных идей.Желание воспрепятствовать захватнической

Слайд 7Начало войны:
Каким вы видите Кутузова во 2 главе 2 части 1

тома? Как он себя ведёт, какие черты проявляются в его поведении?
Каким Кутузова видят солдаты? Что они о нём говорят?
Как к приказу главнокомандующего остаться в простых шинелях отнеслись офицеры и почему?
Сравните поведение Кутузова на смотре под Браунау с поведением его штабных.







Начало войны:Каким вы видите Кутузова во 2 главе 2 части 1 тома? Как он себя ведёт, какие

Слайд 8

Смотр при Браунау
Непонимание солдатами целей войны.
Отрицательное отношение к ней Кутузова.
Недоверие

между союзниками.
Бездарность австрийского командования.
Нехватка провианта.
Смотр при Браунау Непонимание солдатами целей войны.Отрицательное отношение к ней Кутузова.Недоверие между союзниками.Бездарность австрийского командования.Нехватка провианта.

Слайд 9
Старческий облик (тяжёлая
походка, слабый голос, пухлое
изуродованное раной лицо).
Понимание солдатских нужд.
Любовь к

русскому солдату,
ответная любовь к Кутузову.
Знание старых сослуживцев,
умение просто разговаривать
с ними.
Отрицательное отношение
к этой войне и стремление
удержать армию от сражений..


М.И. Кутузов

Старческий облик (тяжёлаяпоходка, слабый голос, пухлоеизуродованное раной лицо).Понимание солдатских нужд.Любовь к русскому солдату,ответная любовь к Кутузову.Знание старых

Слайд 10Война глазами Николая Ростова:
Вспомните переправу через Энс. Как там ведёт себя

Николай Ростов? Он трус, по-вашему, или нет?

Как ведёт себя Ростов под Шенграбеном. Перескажите эпизод с цитированием.


Война глазами Николая Ростова:Вспомните переправу через Энс. Как там ведёт себя Николай Ростов? Он трус, по-вашему, или

Слайд 11Толстовское восприятие истории
Толстой = Николай Ростов
Он впервые участвует в войне, поэтому

восприятие войны у него естественное, человеческое.
Бесчеловечность, ужас войны.
Толстовское восприятие историиТолстой = Николай РостовОн впервые участвует в войне, поэтому восприятие войны у него естественное, человеческое.Бесчеловечность,

Слайд 12Рота Тимохина.
Поведение Долохова Какие выводы о нём вы можете сделать?
Поведение Жеркова.

Как оно соотносится с его поведением в штабе и на смотре? Сделайте выводы о качествах его характера.
Как в бою ведут себя два полковых командира – кавалерийский и пехотный? Охарактеризуйте их поведение.





Шенграбенское сражение

Рота Тимохина.Поведение Долохова Какие выводы о нём вы можете сделать?Поведение Жеркова. Как оно соотносится с его поведением

Слайд 13Тимохин - Долохов
Долохов:
Цель - вернуть офицерское звание
Показной характер мужества

ложный героизм
Тимохин = Тушин
цель - выиграть сражение
Делать своё дело
истинный героизм


Тимохин  -  ДолоховДолохов:Цель - вернуть офицерское званиеПоказной характер мужества

Слайд 14«…чтобы спасти армию, Багратион
должен был с четырьмя тысячами
голодных, измученных солдат
удерживать в

продолжение суток
неприятельскую армию,…что было
очевидно, невозможно.
Но странная судьба сделала
невозможное
возможным.»

Цнайм

Вена

Французская армия

Русская армия

отряд Багратиона

Шанграбен

Как ведёт себя Багратион и почему? Какие взгляды Толстого на историю и роль личности в ней выразились в этом эпизоде?

«…чтобы спасти армию, Багратиондолжен был с четырьмя тысячамиголодных, измученных солдатудерживать в продолжение сутокнеприятельскую армию,…что былоочевидно, невозможно. Но

Слайд 15
Батарея Тушина. Художник А. Николаев. 1981

Батарея Тушина. Художник А. Николаев. 1981

Слайд 16Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он производит

на князя Андрея?

Проанализируйте сцену «На батарее Тушина» по вопросам:
•Каково настроение бойцов на батарее Тушина? Почему они оживлены?
•Перечитайте портрет Тушина
•Как к своему командиру относятся солдаты?
•Какое состояние овладело Тушиным?
•Опишите, каким видится бой Тушину? О каких чертах это говорит?
•Каким сам себе представляется Тушин? Почему?
•Как соотносится это его представление о себе с его никудышной внешностью?
•Почему голос штаб-офицера ему кажется «чуждым» и «незнакомым»?
•Сравните поведение штаб-офицера с поведением князя Андрея. На батарее.
•Сделайте выводы о качествах, проявленных Тушиным и князем Андреем в этом эпизоде.

Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он производит на князя Андрея?Проанализируйте сцену «На батарее

Слайд 17«В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин,

не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перетяжкой убитых и раненных лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском».
«В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от

Слайд 18 Андрей впервые увидел, что человек «геройской стойкости» не только не думал

о себе в бою, не только не требовал для себя славы и любви людской, но даже не умел постоять за себя перед несправедливыми обвинениями начальства. А сам подвиг остался невознаграждённым. Представления о подвиге оказались неверны.
Андрей впервые увидел, что человек «геройской стойкости» не только не думал о себе в бою, не только

Слайд 19Народы – истинные герои этого романа.

Ромен Роллан

Проблема истинного
и ложного героизма

Князь Андрей
с мечтою о славе

Багратион

Капитан
Тушин



Народы – истинные герои этого романа.

Слайд 20Андрей Болконский:
Проанализируйте, как внешне изменился князь Андрей во 2 части 1

тома.
Как ведёт себя князь Андрей во время Шенграбенского сражения? Охарактеризуйте его.

Расскажите о поведении князя Андрея в штабе Багратиона. Как его характеризуют его поступки и слова?

Андрей Болконский:Проанализируйте, как внешне изменился князь Андрей во 2 части 1 тома.Как ведёт себя князь Андрей во

Слайд 21Аустерлицкое сражение
Сражение трёх императоров
Император Александр I -
главнокомандующий
русской армией
Император Наполеон
Австрийский

император Франц.
Аустерлицкое сражение Сражение трёх императоровИмператор Александр I -главнокомандующий русской армиейИмператор НаполеонАвстрийский император Франц.

Слайд 22Историческая справка.
Аустерлицкое сражение 1805 г., решающее сражение между русско-австрийскими и французским

войсками 20 ноября (2 декабря) в р-не Аустерлица (ныне г. Славков в Чехии). Накануне сражения русско-австрийская армия под командованием генерала М.И. Кутузова насчитывала 86 тыс. человек (в том числе 15 тыс. австрийцев), французская армия Наполеона – 73 тыс. человек
20 ноября русско-австрийские войска атаковали французов. Наполеон, прикрывшись частью сил на правом фланге, нанёс удар главными силами (50 тыс.) на Праценские высоты, а затем ударом с юга обошёл главные силы союзнической армии, которые с большими потерями отошли. Союзники потеряли убитыми и пленными 27 тыс., французы – свыше 12 тыс. человек.
БСЭ, том 2

Историческая справка. Аустерлицкое сражение 1805 г., решающее сражение между русско-австрийскими и французским войсками 20 ноября (2 декабря)

Слайд 23 На военном совете идет обсуждение диспозиции.
Но

делового обсуждения не получается. Происходит столкновение не мнений, а самолюбий.
Генералы, каждый из которых убежден в своей правоте, не могут ни сговориться между собой, ни уступить один другому. Поэтому Кутузов на совете не притворялся - “он действительно спал”. Его ум и накопленный военный опыт подсказывают: быть беде.

План сражения разработан австрийским генералом Вейротером

Проанализируйте сцену военного совета. Как там ведут себя генералы? Сравните их поведение с поведением Кутузова. Зачем эта сцена введена в роман? Какую роль в его идейном содержании она играет?

На военном совете идет обсуждение диспозиции. Но делового обсуждения не получается. Происходит столкновение

Слайд 24Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его?

Сравните настроение Кутузова и его штаба перед битвой с настроением Александра и его приближённых. Опишите стычку перед Аустерлицкой битвой Кутузова и Александра. Обратите внимание на то, как меняется в течение разговора весь облик Кутузова, как меняются интонации его речи.
Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его? Сравните настроение Кутузова и его штаба

Слайд 25«Наступило утро, и двинулись войска, и, несмотря на то, что вышли

солдаты в веселом настроении, внезапно и необъяснимо “по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины”…

Аустерлицкая битва. Какое настроение сразу возникло в армии в начале сражения? Почему так происходит? Какую мысль вложил автор в этот эпизод?

«Наступило утро, и двинулись войска, и, несмотря на то, что вышли солдаты в веселом настроении, внезапно и

Слайд 26Все, что произошло дальше, свершилось быстро.
Не успели русские войска пройти

полверсты, как столкнулись с французами.
“Все лица вдруг изменились
и на всех выразился ужас”.
Все, что произошло дальше, свершилось быстро. Не успели русские войска пройти полверсты, как столкнулись с французами. “Все

Слайд 27Болконские тщеславны, но мечты их - не о наградах:
«Все узнают,

все полюбят меня, все восхитятся мною… я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»

“Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...” - думает князь Андрей перед Аустерлицем.

Что чувствует и что думает князь Андрей перед Аустерлицским сражением? Как эти мысли и чувства характеризуют героя?

Болконские тщеславны, но мечты их - не о наградах: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною…

Слайд 28«Вот она, наступила решительная минута!
Дошло до меня дело!»
Опишите подвиг Андрея

Болконского в битве при Аустерлице. Зачем он его совершил, ведь исход битвы был уже предрешён?
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело!»Опишите подвиг Андрея Болконского в битве при Аустерлице. Зачем

Слайд 29…Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он

слышал над собою не перестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты…
…Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собою не перестававший свист

Слайд 30Без знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и,

сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном... Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.
Без знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим,

Слайд 31Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как

я счастлив, что узнал его наконец. Да, всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.

Что же понял князь Андрей, глядя на высокое небо?
О чём после Аустерлица мечтает князь Андрей?


Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец.

Слайд 32…в эту минуту Наполеон
казался ему столь маленьким
ничтожным человеком….
Ему так ничтожны

казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой….
…в эту минуту Наполеонказался ему столь маленьким ничтожным человеком….Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы,

Слайд 33 Рассуждения автора о причинах поражения русской армии (гл. XI).
Андрей приходит

к отрицанию войны, военного
дела, политики.
Толстой подвёл героя к мысли о ничтожности стремления к личному счастью, если оно не связано с «большим чистым небом».

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны
Непонимание её целей солдатами
Недоверие между союзниками
Неразбериха в войсках

Последствия

Рассуждения автора о причинах поражения русской армии (гл. XI).Андрей приходит к отрицанию войны, военного дела, политики.Толстой

Слайд 34Схема-план содержания 1тома
Семья Болконских: кн. Николай Андреевич, княжна Марья
Кн.Андрей – мечтает

о личной славе и военных подвигах.

Светское общество: (салон А.П. Шерер) «равномерная, приличная разговорная машина»
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Семья Курагиных: кн. Василий, Анатоль, Ипполит

Смотр войск под Браунау: солдаты, Кутузов, штабные офицеры

Элен
П.Безухов: участие в развлечениях светской молодёжи. Женитьба на Элен.

Семья Ростовых: граф Ростов, его жена, Петя, Соня, НАТАША
_ _ _ _ _ _ _ _ Николай Ростов

Шенграбенское сражение:мужество русских солдат, подвиг роты Тимохина и батареи Тушина

АУСТЕРЛИЦ

Сцены мирной жизни 1805г.
___________________
Военные сцены 1805года

Итоги: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов – каждый терпит свой Аустерлиц.

Схема-план содержания 1томаСемья Болконских: кн. Николай Андреевич, княжна МарьяКн.Андрей – мечтает о личной славе и военных подвигах.Светское

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть